Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
И СЛУЖИТЕЛИ бОЖЬИ ТОЖЕ ЛЮДИ.doc
Скачиваний:
12
Добавлен:
14.11.2019
Размер:
760.83 Кб
Скачать

Введение

В течение всей своей жизни Е. Уайт боролась за то, чтобы ее труды были поняты правильно. После ее смерти—по меньшей мере, в консервативных кругах адвентистской церкви — неправильное использование ее трудов привело деноминацию к отступлению от многих фундаментальных концепций.

Сегодня крайне важно вернуться в историю, чтобы проследить за процессом формирования адвентистской позиции по вопросу о богодухновенности трудов Е. Уайт. Обрести правильное представление о служении и жизни Е. Уайт — это значит вновь обрести основополагающие концепции адвентизма, какими их замыслил Бог. Именно она, больше чем кто-либо другой, представляет истинный дух адвентистской церкви.

Христианские церкви часто сталкиваются с внутренними конфликтами. Это было во времена апостолов, это происходит в наши дни. Конечно же, всегда легче проявлять хладнокровие, когда конфликты происходят в других церквах или же когда они не касаются нашего времени. Сложнее, когда сталкиваешься с проблемами лицом к лицу, сегодня, в своей церкви. Дискуссия, обсуждаемая в этой книге, напрямую связана с правильным пониманием и должным применением трудов Е. Уайт в Церкви АСД. Каким образом ее работы должны использоваться сегодня — этот вопрос лежит в основе многих проблем, с которыми сталкивается адвентистская церковь вот уже на протяжении 150 лет.

 

Что произошло после смерти елены уайт

Смерть любого основателя какого-либо движения оказывает огромное влияние на участников этого движения. То же самое можно сказать и об адвентистской церкви и смерти Е. Уайт в 1915 году. Многие религиозные движения прошлого проявили тенденцию «закрыть окна, задернуть шторы», и, когда их отцы (или матери) — основатели «ушли со сцены», они стали бороться за сохранение деноминации больше, чем за ее продвижение. То же самое произошло в какой-то мере и с адвентистской церковью.

Следует заметить, что никакая церковь не может не ощущать на себе влияния процессов, происходящих в обществе. Современная культура оказывает давление на христианскую церковь, и ни одна деноминация не может избежать его. Адвентизм не исключение. Иногда это влияние идет на благо церкви, иногда во вред.

Малкольм Булл и Кейт Локхарт описали изменения, происходившие в церкви следующим образом: «В начале XX века адвентизм пережил значительные перемены. В1915 году умерла Елена Уайт, и церковь лишилась своего лидера, который во многом санкционировал все ее нововведения. Открытость и гибкость богословских дискуссий, которые характеризовали Церковь адвентистов седьмого дня в XIX веке, исчезли. Она стала более осторожной.... Церкви стало присуще консолидация и некая косность, а не экспериментирование...

Выдержанные в академическом ключе богословские дебаты, которые заполняли страницы журнала «Ревью энд Геральд», исчезли... Они и теперь принимали новые идеи, но обычно без всякого обсуждения, как это делали их предшественники. Труды Е. Уайт и Библия воспринимались уже не как источник свежих идей, а как сборник истин, которые необходимо разъяснять и запоминать.

Адвентистская теология развивалась параллельно с доминирующим богословием. Особенно это было заметно в период огромного разнообразия; Она становилась Фундаменталистской в период преобладания фундаментаЛизма, и она становилась более лояльной во время расцвета Евангеличества»1.

Возможно, Булл и Локхарт видели историю адвентистской церкви только в черно-белом цвете. Даже в XDC веке, когда Е. Уайт была еще жива, она подвергала жесткой критике некоторых руководителей церкви, которые пытались задушить богословскую дискуссию. В качестве примера можно привести ситуацию, когда в 1888 году она защищала Ваггонера и Джоунса на собраниях, посвященных вопросу праведности по вере. Можно поспорить, что и после ее смерти все было не так уж плохо, как утверждают критики, в отношении открытости богословских диспутов.

Но Булл и Локхарт абсолютно верно заметили, что после смерти Е. Уайт настроения, царившие в обществе, привели движение к неестественной для адвентизма фундаменталистской позиции. Позже, опять же под влиянием общества, направление изменилось, и это привело церковь к более естественному состоянию, известному как евангеликализм2. Конечно, те же самые настроения, кото-

1 Malcolm Bull and Keith Lockhart, Seeking a Sanctuary: Seventh-day Adventism and the American Dream, Harper & Row, New York, 1989, с 88-91, курсив наш.

2 Дэвид Беббингтон дает следующее определение Ввангеличеству: «Четыре характерные черты определяют евангелическую веру: конверсионизм, т. е. вера в то, что жизнь должна быть изменена; активизм, т. е. проявление евангелия на деле; библикализм, т. е. особое отношение к Библии; и, наконец, то, что может быть названо христоцентризмом, т. е. акцент на жертве, которую принес Иисус на кресте». - D. W. Bebbington, Evangelicalism in Modern Britain: A History from the 1730s to the 1980s, Unwin Hyman, London, 1989, с 2. Цитируется по статье Артура Патрика «Адвентизм и евангелические церкви в Австралии: Е. Уайт в 1890-х». Лукас, № 12, декабрь 1991, с. 42. Патрик убежден в том, что, согласно этим критериям и Е. Уайт, и адвентистскую церковь можно считать, принадлежащим к евангелическому движению. См. приложение Б.

Рые влияли на адвентизм, подобным же образом оказывали влияние и на другие протестантские деноминации.

Дать чему-то определение — задача не из легких, однако нам всегда хочется подогнать все под какие-то категории. Итак, что же обозначают термины «либерализм», «фундаментализм», «евангеличество» применительно к протестантскому миру? Мы попытаемся дать наиболее широкие определения, сознавая, что даже отдельно взятой личности, или какой-то церкви невозможно дать описание в нескольких словах. В то же самое время, нам необходимы простые определения. Итак, в этой книге я буду пользоваться следующими определениями упомянутых выше понятий:

Христианский либерализм — направление мысли, возникшее из научного и рационального восприятия окружающей реальности, имеет тенденцию фокусироваться на человеческом аспекте Библии. Как результат — недоверие к историческим фактам, изложенным в Библии.

Фундаментализм — движение в протестантизме, явившееся реакцией на христианский либерализм, фокусируется на ясных утверждениях Писания, которые подтверждают божественный авторитет Библии. Как результат — утверждение абсолютной непогрешимости библейской информации.

Евангеличество — Консервативное направление в протестантизме, которое включает в себя фундаментализм, но оно шире его, представляя более гибкую позицию в отношении Священного Писания. Одни евангеликалы считают, что Библия имеет чисто божественную природу, другие стоят на позиции, что Библия являет собой совместный продукт Божественной и человеческой деятельности3.

Для того чтобы получить более полное представление о контексте, в котором появились эти понятия приме-

3 Представители евангелических деноминаций часто дискутируют по поводу баланса между божественным и человеческим в Библии. В этом вопросе среди них нет единства.

Нительно как к протестантизму в целом, так и к адвентистской церкви в частности, смотрите Приложение А.

Резонно задать вопрос: «Какой Бог желает видеть адвентистскую церковь?» Другими словами: «Какую позицию должен был занять адвентизм, столкнувшись с либерализмом, фундаментализмом и евангеликальским движением?4»

Все эти вопросы будут подробно рассмотрены в данной книге. Это означает, что мы должны внимательно познакомиться с одной из ключевых фигур в истории раннего адвентизма — Еленой Уайт. Именно она, более чем кто-либо другой в адвентистской церкви, оказала огромное влияние на церковь в период ее становления. Ее роль заключалась в том, чтобы представлять волю Божью.

Это книга — попытка восстановить некоторые события прошлого, имевшие место в адвентистской церкви после смерти Е. Уайт, а также проследить за теми настроениями, которые царили тогда и которые привели к значительным изменениям в церкви. В данной работе я буду упоминать о консервативных и прогрессивных людях. Но в мои намерения не входит очернить какую-либо группу, поскольку и доброе, и худое можно найти в любой из них. Я буду говорить об основных тенденциях, которые оказали формирующее влияние на церковь. Зачастую за этими тенденциями стояли те или иные социальные факторы, преобладающие культурные традиции. И в этом отношении адвентистская церковь ничем не отличается от других деноминаций, появлявшихся в течение последних 2000 лет.

4 См. Приложение Б «Являются ли адвентисты фундаменталистами?» Уильяма Г. Джонсона.