Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия Том 2 Книга 1.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
5.88 Mб
Скачать

184 Тема 8. Личность как индивидуальность...

практикующих их подростков серьезные психические трудности, приво­дить к социальной дезадаптации. Поэтому следует отличать умеренные способы саморегуляции половой функции, снижения повышенной постпу­бертатной возбудимости от навязчивых «инфантильных» форм полового поведения, подменяющих и вытесняющих нормативные в более взрослом возрасте. Заметим, что прямые педагогические воздействия, направленные на их устранение, обычно малоэффективны (и даже отрицательны). Поло­жительные результаты дает косвенное снятие остаточных форм подрост­кового сексуального поведения через тактичное управление, развитие средств общения, помощь в осознании и принятии адекватной обществен­ной позиции.

Пубертатные гормоны определяют интенсивность сексуальных вле­чений, но не их направленность. Поэтому эротические ощущения и свя­занное с ними поведение, с одной стороны, и эмоциональная привязанность, первая влюбленность — с другой, могут быть независимыми в своих исто­ках и не совпадающими по содержанию. Нередко те и другие не совпада­ют предметно. Ранние детские впечатления, присвоенные культурные об­разцы, во многом определяющие содержание чувственных интересов, могут вступать в противоречие о теми (подчас неожиданными, шокирую­щими молодых людей) формами, в которых они переживаются, осуществ­ляются в воображении. Именно это противоречие объясняет факт психо­логической разобщенности, аффектогенного сосуществования грубых, «бездуховных» эротических фантазий со стремлениями к нежной, возвы­шенной, «асексуальной» любви. Переживание «постыдности» первых, не­допустимости их сочетания со вторыми (мнение, подкрепляемое традици­онной педагогикой) препятствует психологической готовности человека к первой половой близости (сексуальной инициации), а иногда и осложняет совместную жизнь молодых супружеских пар.

Примерами различных проявлений указанного противоречия, а так­же способов (как правило, стихийных) его преодоления полна классическая и художественная литература. В научной психологии изучаются, главным образом, типичные «защиты» от этой важной возрастной проблемы. Тако­вы, например, юношеский аскетизм, нарочито презрительное отношение к эротике как низменной, или интеллектуализм — признание ее не стоящей внимания. Эти и подобные психологические механизмы, возможные и функ­ционально полезные в определенный возрастной период, когда проблема ждет своего решения, становятся задержками нормального психосексуаль­ного развития у взрослого человека: за постоянно подчеркнутым, преувели­ченным морализированием стоит, как правило, инфантильная угнетенность собственными желаниями, неспособность управлять ими, неготовность к любви и страх перед жизнью.

Адекватное присвоение половых ролей, использование стереотипов маскулинности и фемининности — необходимое условие социализации

Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 185

индивида. Однако само разделение этих стереотипов, конечно, не предпо­лагает их полного совпадения с реальными психологическими различия­ми между мужчиной и женщиной в разных возрастах.

Психологические различия между полами

В научной психологии проблема выявления и объяснения половых различий имеет два аспекта. С одной стороны, источник поиска и даже выбор предметных областей для выделения маскулинных и фемининных психологических качеств восходит к традиционной дихотомии мужского и женского начала, точнее, соответствующих социальных стереотипов. Сами эти качества нередко совпадают с теми, что необходимы для присвоения половых ролей. С другой стороны, строгое объективное исследование на­правлено на констатацию действительных различий между полами и, тем самым, позволяет проверить наличие таких, которые «должны существо­вать» согласно полоролевым нормативным ожиданиям. Конечно, в своих гипотезах исследователь не всегда свободен от многочисленных житейских поверий, смешивающих нормативные качества с реальными. Но тем инте­реснее изучение действительных психологических различий между полами, результаты которого часто ставят под сомнение устоявшиеся «эталоны».

Сравнительные исследования межполовых различий охватывают как познавательную, так и мотивационную сферы человека. Начнем с изло­жения гипотез и результатов исследования умственных способностей.

Житейские стереотипы полоролевого поведения сходны с привычны­ми ролями мужа и жены. Работящая, усидчивая жена и деловой, инициа­тивный муж — основа представлений о межполовых различиях по умствен­ным способностям. Одно из них — гипотеза о том, что девочки успешнее осваивают простые навыки, монотонную работу, мальчики лучше справля­ются с творческими задачами, требующими выделения необычных свойств. В исследованиях эта гипотеза (получившая название гипотезы Бровермана) проверялась по частям. Типичный тест на образование простых навыков — выработка условных рефлексов — позволяет привлекать любые возрастные группы. Исследования обусловливания у младенцев и дошкольников (зву­ковой и зрительный материал), а также младших школьников и подростков (вербальный материал) не выявили межполовых различий. Впрочем, в от­дельных случаях девочки действительно превосходят мальчиков в скорос­ти установления условных связей, но объясняется это «побочным» обстоя­тельством — их повышенной тревожностью.

Сходные результаты получены при выполнении мальчиками и девочками заданий, предполагающих творческое, оригинальное мышле­ние. Так, количество необычных ответов по методике парных ассоциаций (нужно связать два понятия, различные по смыслу) у обоих полов оказа-

186 Тема 8, Личность как индивидуальность...

лось примерно одинаковым. Интересен «тест цветных слов» (тест Стру­па): предъявляются названия цветов, напечатанные цветными буквами, причем цвет букв (который нужно назвать испытуемому) не совпадает со смыслом слова (например, слово «красный» написано синими буквами). Время, необходимое для правильного ответа в данном тесте, — хороший показатель умения ориентироваться в неожиданной ситуации, не отвлека­ясь на «очевидное». Однако при широком диапазоне индивидуальных вариаций различия по этому показателю никак не связаны с различием полов. Таким образом, в целом гипотеза Бровермана не получает под­тверждения.

Интересен другой устойчивый признак различения специальных умственных способностей по половому принципу — та чувственная мо­дальность, с которой эти способности связаны. Общая теория напоминает известное положение о межполушарной асимметрии: девочки имеют пре­имущество в сфере слуховых (и вербальных) навыков, мальчики — в сфе­ре наглядно-пространственной. Конкретные предположения касаются уже самого раннего, младенческого возраста. Однако гипотеза о том, что в этом возрасте девочки предпочитают слуховую, а мальчики — визуальную сти­муляцию, в последних исследованиях не подтверждается. Показательно, что независимо от модальности более значимыми для тех и для других оказываются так называемые социальные стимулы (например, лица лю­дей в отличие от геометрических фигур).

Неоднозначное подтверждение получает и знаменитая гипотеза о том, что девочкам более доступны вербальные задачи, а мальчикам — математические и наглядно-пространственные. Ее принятие не может быть полным и требует учета возрастной динамики развития способнос­тей. Так, распространенное мнение о более раннем вербальном развитии девочек, подтвержденное работами 1930—40-х гг., пока еще (по данным для детей до 3-х лет) не имеет достаточных статистических оснований. Во всяком случае, позднее, в дошкольном возрасте, девочки не имеют соответствующего преимущества перед мальчиками (за исключением групп детей с умственной отсталостью). Оно появляется примерно к 10 годам и проявляется здесь как в более высокой беглости чтения, так и в лучшем развитии речевых навыков. Интересна возможная связь этих половых различий с особенностями социального развития: именно в подростковом возрасте девочки с большим интересом обсуждают и луч­ше вербализируют свои телесные и психические переживания (хотя объясняют их не точнее мальчиков).

Преимущество в математических способностях, которое по тра­диции приписывается мальчикам, также обнаруживается достаточно поздно, в раннем юношеском возрасте (до этого половые различия име­ют место в группах детей с умственной отсталостью, однако здесь лучше осваивают понятия числа и простые арифметические навыки не мальчи­ки, а девочки). Юноши действительно превосходят девушек по средним

Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 187

оценкам, но насколько велико различие между ними по современным данным, еще не установлено.

Аналогично выявление половых различий и по наглядно-простран­ственным способностям. Последние проверяются по заданиям, требую­щим мысленного поворота фигуры или нахождения простой фигуры, «вставленной» в сложную конфигурацию. По результатам таких тестов мальчики начинают превосходить девочек в среднем после 10—12 лет, хотя некоторые из них могут иметь очень низкие оценки, в то время как отдельные девочки — очень высокие. До этого возраста достаточно ши­рокие различия, например, в результатах теста «Вставленные фигуры», не относятся к половым. Нужно подчеркнуть, что данный показатель более дифференцированного когнитивного стиля не следует считать общим преимуществом мужского «аналитического ума», с другими тестами на «выделение фигуры из контекста» девушки справляются не хуже, а иног­да и лучше юношей. Очевидно, эти трудности связаны именно с нагляд­но-пространственной сферой.

Успехи в интеллектуальном развитии тесно связаны со стремле­нием их достижения. При этом уровень мотивации достижения1 — еще один традиционный пункт сравнения мужчин и женщин. Относительно малое количество женщин, достигших крупных успехов в научных облас­тях, нередко принимается за показатель отсутствия у них стремления к достижению (начиная с детского возраста). Однако во время школьного обучения, особенно в младших классах, девочки больше, чем мальчики, ориентированы на высокую академическую успеваемость, и, как правило, доказывают это на деле. Правда, мальчики, интересы которых выходят за рамки школьных в среднем чаще, чем у девочек, более склонны к сорев­нованию (между собой), но девочки не уступают сверстникам в интел­лектуальном развитии. Не обнаружено половых различий и в настойчи­вости, упорстве при решении задач. Не получило достаточного фактического подтверждения и распространенное мнение о том, будто де­вочки стремятся к внешней похвале, а мальчики проявляют больший интерес к содержанию своих занятий. Во всяком случае, к мнению и под­держке взрослых — родителей, учителей — оба пола чувствительны в равной мере. Интересна возрастная динамика оценки будущих успехов на основе текущих реальных достижений. Среди подростков различий в самооценке развития способностей и самоуважении в целом не обнару­живается. Однако в студенческие годы положение меняется: студентки прогнозируют свои профессиональные достижения (при равных со сту­дентами учебных успехах) менее оптимистично, напротив, среди студентов стереотип маскулинности, предметно-инструментальный стиль поведения и стремление к успеху обретает наиболее яркое и сильное проявление.

1 О мотивации достижения (стремлении к успеху) в сравнении с мотивацией избега­ния неудачи см. тему 12 в книге 2 настоящего издания.