Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия Том 2 Книга 1.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
5.88 Mб
Скачать

74 Тема 8. Личность как индивидуальность...

чин того, что далеко не у всех детей с ранними признаками одаренности сохранятся и разовьются большие способности?

Существенный интерес представляют данные, показывающие, что склонность к «деятельности вообще», т.е. динамическая сторона умст­венной активности, как бы предваряет увлечение какими-нибудь определенными видами деятельности, их содержанием. Значение содер­жательной стороны тех или иных занятий для развития склонности к деятельности, очевидно, возрастает с годами. Вместе с тем несомненно, что и в дальнейшем в становлении специализированных склонностей очень велика роль общей умственной активности, общего уровня потребности в деятельности.

Детская склонность к деятельности уже на ранних ступенях разви­тия может быть не только широкой, но и более узкой (тяготение к опре­деленному виду деятельности). Среди выдающихся детей, даже в дошколь­ные годы, уже можно встретить выраженных «математиков», «биологов», «лингвистов», и у некоторых из них такая избирательная увлеченность окажется устойчивой индивидуальной особенностью. Но чаще в детские годы обнаруживается особая широта и переменчивость увлечений, готов­ность приобщаться ко все новым видам занятий.

'Возрастающая определенность склонностей обычно содействует и специализации способностей, а, в свою очередь, формирующиеся способно­сти могут направлять и ограничивать склонности.

На одаренных детях видно, что склонности и способности как бы под­держивают и усиливают друг друга. Склонности — это стремления к дея­тельности, способности — это возможности ее выполнения, но они имеют общие корни и между ними существует подлинная взаимозависимость. И те и другие (каждые по-своему) характеризуют интеллект ребенка.

К собственно умственным особенностям одаренных детей могут быть отнесены их способность к сосредоточению внимания, быстрота мыслитель­ных процессов, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности. Замечательные свойства их ин­теллекта особенно поражают и иногда кажутся чуть ли не чем-то сверхъе­стественным, поскольку обнаруживаются они в необычно раннем возрасте. Вместе с тем именно на одаренных детях бывает очень заметна некоторая относительность достоинств детского интеллекта.

Среди умственных качеств, которыми блещут такие дети, не следует упускать из виду чрезвычайную способность к умственному подражанию: дети с выдающимися способностями схватывают, впитывают, делают сво­ими знания и формы рассуждений окружающих взрослых. Это ярко об­наруживается в своеобразном формализме их умственной деятельности, и на этом следует остановиться.

ЛейгесН. С. Одаренные дети 75

Как известно, каждому ребенку приходится начинать с усвоения именно формы того, что ему еще не может быть доступно по существу: дети включаются в общую жизнь, опираясь на копирование внешней стороны на­блюдаемых действий и поведения окружающих. Употребление слов, рече­вых оборотов, всевозможных понятий и суждений, естественно, предшест­вует у ребенка уяснению полноты их значения. Также обстоит дело и со множеством школьных знаний. Вообще в годы возрастного развития про­исходит прежде всего уподобление умственных проявлений растущего че­ловека существующим образцам; уподобление, которое не следует, однако, принимать за подлинную психологическую зрелость. Если внешнее копи­рование с неизбежностью опережает овладение содержанием у всех детей, то в случаях быстрого темпа развития это наблюдается в большей степени. Соответственно и связанный с этим формализм мышления особенно выра­жен у детей именно с повышенными способностями.

Таких детей обычно отличает расположенность к четким оценкам, к классификации, построению различных схем и таблиц. Мы знали, напри­мер, юных биологов, обладавших огромными фактическими знаниями по систематике насекомых, птиц, — знаниями, которые не находили у них при­менения. Но овладение некоторым «научным аппаратом» классификации полностью их удовлетворяло. Дети с ранним расцветом способностей иног­да еще в младшем школьном возрасте оказываются заядлыми читателями энциклопедии. При этом они могут особенно тянуться к статьям, казалось бы, непосильным для них, но которые ими, однако, по-своему осваиваются. Например, мы были знакомы с третьеклассником, который стал ориентиро­ваться во многих специальных вопросах физики исключительно благодаря запоминанию и сопоставлению энциклопедических статей, раскрывающих физические термины (занятие, доставлявшее ему наслаждение). Другой из­вестный нам третьеклассник вычитывал из энциклопедии столько истори­ческой информации (не только о конкретных событиях, но и относительно социологических их оценок), что эти познания его, по меньшей мере, были сопоставимы с познаниями старшеклассника. Для таких чудо-детей, выпол­няющих играючи огромную работу, характерна наивнейшая вера в самодо­статочность такого рода умственного труда: они, как правило, не чувствуют условности относительно своей эрудиции, для них рассуждения, понятий­ный анализ — это лишь манипулирование кем-то данными определениями.

Признаки формализма мышления рано созревших детей иногда рез­ко обнаруживаются и в особенностях нравственного сознания. Среди млад­ших подростков, опережающих сверстников в умственном отношении, встречаются и такие, от которых можно услышать, например, обоснование того, что родителям никто ничем не обязан; что скромность нужна тем, кто ничего не умеет; что те, кто мало смеется,— плохие люди. Суждения их «теоретически» аргументируются или опираются на высказывания каких-нибудь авторитетов, т.е. подкрепляются логически верными ссылками. Такого рода морализирование, тяга к этическим обобщениям могут обна-