Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Неврология / Курс нервных болезней (Захарченко, 1930).doc
Скачиваний:
938
Добавлен:
24.03.2016
Размер:
11.73 Mб
Скачать

Профессиональные неврозы.

Если человек вследствие особенностей своей профессии долго выпол­няет одну и ту же работу небольшим числом мышц, то в них с течением вре­мени развивается ряд расстройств иннервации. А к этим последним присоеди­няются расстройства чувствующие, вазомоторные и секреторные. Отсюда возникают картины, известные под названием «профессиональных неврозов». Таких неврозов довольно много, но большинство их встречается очень редко и потому не имеет практического значения. Я опишу только сравнительно больше распространенные формы.

Писчий спазм.Mogigraphia.

Писчий спазм наблюдается главным образов у взрослых мужчин, реже у женщин, много пишущих по роду своей профессии. С течением времени у вашего больного во время работы начинают появляться судороги в правой руке. Чаще всего эти судороги возникают в тех мышцах, которые выполняют главную работу при письме, — в сгибателях большого и указательного пальцев. Реже это бывает в разгибателях и других мышцах кисти и пред­плечья. Но где бы ви возникали судороги, результат будет один: больной старается их нейтрализовать и делает со своей стороны усиленные напряже­ния пишущей рукой. Движения становятся неловкими, тугими, теряют необходимую для письма беглость, и почерк делается хуже. Нужно оставить работу и дать руке известный отдых, после чего все как будто бы приходит к норме. Но новая попытка писать немного спустя вызывает повторение той же картины.

Когда время выяснит, что дело идет не о каком-то курьезе, не о какой-то случайности, а об очень стойкой картине, то больной начинает метаться в поисках спасения. Я употребляю слово «спасение» неслучайно. Для большинства больных писчий спазм равносилен призраку голода: все это, как говорится, маленькие люди, небольшой профессиональной квалификации и в том возрасте, когда переучиваться другому ремеслу уже поздно, а обязательств — семейных и всяких других — уже много. Помимо лечения пробуют и всевозможные патентованные ручки для письма, разные приспо­собления, которые надеваются на руку, пробуют выучиться писать и ле­вой рукой.

Последняя мера как будто на время спасает: работа левою рукою сна­чала идет гладко. Но немного спустя больной с ужасом замечает, что писчий спазм начинает развиваться и в левой руке. Остается последний выход — перейти на пишущую машинку. Это опять на некоторое время спасает, а за­тем постепенно аналогичные расстройства могут возникнуть и от работы на машинке. И замечательно, что всякая другая работа — по хозяйству, раз­ные ремесла, даже тяжелый физический труд — все это идет гладко, нор­мально, без затруднений.

Я описал вам самую частую форму писчего спазма; ее называют спасти­ческой.Есть еще другие формы — невралгическая, паралитическая, дро­жательная.

Невралгическаяформа состоит в том, что во время писания появля­ются боли в правой руке. Интересно, что отчетливого описания этих болей и их характера пациенты почти никогда не дают: по-видимому дело идет о каких-то мало дифференцированных ощущениях тягостного типа. Болит, как они говорят, вся рука или отдельные ее участки, слабо отграни­ченные; болит где-то глубоко. Чаще всего связать боль с районом какого-нибудь нерва или корешка не удается; но изредка больные отчетливо прово­дят какие-то странные линии от позвоночника, через спину, вдоль рук. Первая мысль та, что они показывают корешки. Однако, по-видимому, это не так или не всегда так: начинаются эти линии слишком низко — в верхних частях грудного отдела. Странное совпадение: работы последних дет гово­рят, что симпатические волокна для сосудов руки начинаются именно от верхних грудных сегментов. Не значит ли это,что дело идет в таких случаях о процессе в симпатическом аппарате?

Как бы то ни было, но с болями повторяется та же история, что и с судорогами: они прекращаются, когда больной перестает писать, а с возоб­новлением работы тоже возобновляются.

Следующая форма — паралитическая.Здесь возникает во время письма слабость в руке или чувство сильной усталости, как бы полного изнеможе­ния, от которого чуть не валится перо из пальцев.

Последняя, самая редкая форма — дрожательная.Здесь ту же роль главного симптома играет дрожь в пальцах, возникающая при работе.

Объективно при исследовании таких больных, как правило, никаких уклонений от нормы отметить не удается.

Нужно прибавить, что кроме чистых, типичных форм часто встречаются смешанные, с комбинацией симптомов нескольких типов.

течение писчего спазма хроническое: это очень упорная болезнь, которая выпускает свою жертву только после очень долгого перерыва в работе и то далеко не всегда. патогенез. Понять механизм симптомов болезни очень трудно, так как патологическая анатомия ее неизвестна. Можно только пере­числить все те особенности, которые подметила клиника у таких больных.

Статистика показывает, что преобладающее большинство их составляют мужчины. Но возможно, что дело здесь не в поле, а в бытовых условиях, вследствие которых письменной работой занимаются главным образом мужчины.

Возраст, в котором начинается болезнь, чаще всего средний или моло­дой; старики и дети составляют редкость. Замечено, что заболевшие — все сплошь невропаты, дегенеранты с большей или меньшей степенью наследственного отягощения, с разными аномалиями душевного склада.-

Отмечали, например, частую наличность у больных навязчивых страхов, фобий, которые приурочивались между прочим и к письму: у больного возникает страх, что с его работой выйдет какая-нибудь неудача, и она выхо­дит. Многие из них неважного питания и вообще физически некрепкого здоровья. по-видимому самая техника письма не остается без влияния. Заметали, что играет роль сорт перьев — твердые и острые перья действуют хуже, чем мягкие и с затупленным концом; одно время пробовали даже с лечебной целью переход к старинным гусиным перьям.

Важную роль играет дурная манера письма — например такая, когда концы указательного, среднего и большого пальцев сильно согнуты и лежат очень близко к пишущему концу ручки; или такая, когда мизинец вычурно отставляется далеко в сторону кнаружи, по-видимому необходимым усло­вием является переутомление.

Замечали в качестве одного из условий болезни такой тип письма, когда оно совершается без всякого интереса к содержанию текста, и давали даже остроумную формулу: «болеют не авторы, а переписчики». Разницу же между писанием автора и переписчика объясняли так: автор поглощен содер­жанием текста, процесса письма для него в момент работы не существует, письмо происходит автоматически; переписчик не заинтересован в тексте, он думает только о том, чтобы верно скопировать текст, и потому процесс письма носит у него более интенционный характер, приближается к типу движений произвольных в узком смысле слова, содержит меньше элементов автоматизма.

Если сопоставить это все, то получится приблизительно такое пони­мание болезни. Дело идет о людях вообще некрепких физически и в частности с прирожденной малоценностью нервной системы. Эта нервная система подвергается непосильному напряжению — частью от слишком дол­гой работы, частью от нерациональной манеры работать. В том же смысле действует и своеобразная психофизиологическая установка при работе — отсутствие автоматизма, экономящего силы.

В результате всех этих неблагоприятных условий какой-то участок нервной системы, какой-то ее орган, утомляясь, начинает неправильно рабо­тать, и неправильность эта клинически выражается картиной писчего спазма.

В этом построении остаются неясными два вопроса: во-первых, что это за орган, усталость которого дает расстройство иннервации руки, и, во-вто­рых, каков внутренний механизм указанного расстройства, в чем оно со­стоит, по каким путям и куда передается?

Первый вопрос как будто находится накануне своего решения. Наблю­дения над паркинсониками после летаргического энцефалита показали, что у них часто бывает что-то вроде писчего спазма: по мере того как они пишут, почерк их меняется и приобретает такой характер, как во время приступа писчего спазма. После перерыва в письме все это проходит, а при новой попытке писать начинается снова. Отсюда, — если не вывод, то намек приблизительно такою рода; если при паркинсонизме главным источником расстройства являются стриарные системы, их повреждение, то, быть может, и в писчем спазме виноваты те же системы, их переутомление.

А второй вопрос, т. е. в сущности подробное развитие только что вы­сказанной мысли, еще, вероятно, долго будет ждать своего решения. «лечение писчего спазма требует прежде всего общего воздей­ствия на весь организм. Для этого применяют все общеукрепляющие сред­ства, водолечение, электричество и т. д.

Необходимо свести письменную работу до минимума или, если возможно, прекратить совсем ее на долгий срок. Нужно перейти на мягкие тупые перья и усвоить правильную постановку руки при письме. Нужно рекомен­довать на всякий случай научиться писать левой рукой.

Местно применяют массаж руки, гальванизацию ее и ряд упражнений такого рода, как вырисовывание букв и разных фигур сначала мелом, потом карандашом, потом пером. предсказание при хороших жизненных условиях может быть удовлетворительное. Но для большинства случаев оно неблагоприятно, и перемена профессии неизбежна.

Соседние файлы в папке Неврология