Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психология / psychotherapy_of_family.doc
Скачиваний:
117
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
965.12 Кб
Скачать

Часть III 111

того, чтобы привести эти представления в соответ­ствие с действительностью.

47. Теперь терапевт пытается нарисовать картину дома. Он спрашивает, кто где спит? Кто с кем вместе ест? Когда принято садиться за стол? Он старается выдвинуть идею об атмосфере семей­ной жизни. Например, он может спросить: «Если бы я оказался в вашем доме во время ужина или завтрака, что бы я увидел и услышал?» (этот вопрос он задает каждому члену семьи, начиная с мужа и жены, а потом обращается к детям, сперва —■ к самому старшему).

48. После этого некоторые из вопросов, которые он уже задавал родителям, терапевт адресует ре­бенку (при этом свои вопросы он сопровождает ободряющими утверждениями, содержащими эле­мент интерпретации):

«Как ты думаешь, твои родители могут ве­селиться? Как ты представляешь их развле­кающимися? »

«Чем, на твой взгляд, твои родители отли­чаются друг от друга? » (Ну, одно-то мы зна­ем точно: папа — мужчина, а мама — жен­щина.)

«Как ты, думаешь, твои родители могут от­крыто ссориться? Как, по твоему мнению, они себя при этом ведут? >> «Ты можешь облегчить их страдания? Как реагирует папа, когда ты пытаешься это сделать? Как реагирует мама, когда ты пы­таешься это сделать? »

К моменту достижения этой стадии хронологии терапевт (хочется надеяться) составляет надежную,

218

Психотерапия семьи

понятную схему, придерживаясь которой ребенок и супруги смогут прокомментировать то, что они ви­дят и слышат. Но терапевт продолжает работать с серьезными несоответствиями, присутствующими у ребенка; над ребенком довлеет запрет на собствен­ное мнение и даже на то, чтобы задавать вопросы. Терапевт продолжает концентрироваться на «боли», уходя от вопроса «кто что кому сделал». Теперь он вплотную приступает к работе, направ­ленной на освобождение ребенка от родительских запретов на комментарии. А также, предлагая ре­бенку сообщить о своих впечатлениях родителям, те­рапевт помогает им взглянуть на себя со стороны. Дети всегда защищают своих родителей. Чем более дисфункциональна семья, тем заботливее дети бу­дут относиться к своим родителям. Поэтому что бы дети ни говорили, их слова исполнены величайшей заботой. Часто в ответ на сказанное ребенком роди­тели восклицают: «Я никогда не знал, что он это понимает!»

49. Если ребенку трудно высказывать свои коммен­тарии, терапевт помогает ему в этом и интер­претирует:

«Может быть, ты боишься, что причинишь страдания маме и папе, если дашь им понять, что знаешь о их боли».

«Может быть, ты думаешь, что если ты просто расскажешь, что ты видел и слышал, мама и папа будут испытывать еще боль­шую боль».

«Я думаю, ты действительно видишь боль своих родителей. Но может быть ты чувст­вуешь, что не можешь это обсуждать». «Я уверен, твои мама и папа хотят знать, что ты видишь и слышишь. Но, может быть,

Часть III 219

они думают, что ты не хочешь рассказывать им об этом ».

50. К тому времени интервью уже подходит к кон­цу. Терапевт приступает к завершению, одновре­менно с этим пробуждая в людях надежду:

«Ну что ж, совершенно ясно, что каждый из вас старается сделать жизнь другого радо­стной, но, судя по всему, никому не удается в этом преуспеть. Как такое может быть! Мы должны будем поработать неф этим!» «Однажды мы сложим все фрагменты воеди­но так, что они обретут смысл. Такой гра­беж больше не будет продолжаться ». «У меня есть ощущение, что мы можем вы­работать несколько новых идей по этому поводу».

«Посмотрим, что еще мы можем узнать обо всем этом. У меня складывается впечатле­ние, что, когда все окажется на своих мес­тах, боль уйдет».

Люди не отваживаются идти от известного к не­известному, если у них нет надежды, особенно, если они делают это, пребывая в пугающем, критически настроенном окружении.

51. Хронология семейной жизни в том виде, как она описана здесь, кажется слишком точной:

а) Интервью, разумеется, никогда не бывают та­кими структурированными или такими после­довательными.

б) Терапевт не может упорно составлять хро­нологию, не обращая внимания на то, как ре­агирует семья.

в) В конце концов, одна из главных целей про­слеживания хронологии заключается в том,

220

Психотерапия семьи

чтобы перенести центр внимания с Иденти­фицированного Пациента на супружеские взаимоотношения, минимизировав ощущение угрозы у пациентов.

г) Если супруги настолько напуганы, что проти­вятся такому переносу, терапевт должен из­менить порядок действий и лишь слегка сме­стить акцент.

52. Описанная здесь хронология на самом деле пред­ставляет собой общий план, от которого тера­певт отступает, в зависимости от ответов на его вопросы.

а) Опираясь на этот план, он вводит в идеоло­гию семьи новые понятия, к которым он вер­нется в ходе будущих сессий.

б) Используя этот план, он может быстро и бла­гополучно войти в роль терапевта и выяснить, с чем нужно работать в первую очередь, а что может подождать.

♦ Он ведет себя как стоматолог, который спрашивает у пациента: «Где болит?», исследует то место, куда указы­вает пациент, а затем двигается дальше.

♦ Он рассчитывает, что семья поможет ему, но никогда не забывает, что процессом терапии руководит именно он.