Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психология / psychotherapy_of_family.doc
Скачиваний:
117
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
965.12 Кб
Скачать

Часть I 57

мым он тоже пытается помочь ребенку выработать поведение, по его мнению, наиболее соответствую­щее его полу. Таким образом, он старается быть хорошим родителем.)

б) На ребенке всегда серьезно сказываются пре­небрежительные высказывания одного из ро­дителей о нем или о другом родителе, а также ситуация, когда родитель просит его встать на его сторону, сформировав, таким образом, «оппозицию» другому. В следующей главе я буду рассматривать процесс половой иденти­фикации, элемент процесса развития, кото­рый существенно усложняется или серьезно искажается, когда кто-то из родителей втяги­вает ребенка в супружеские взаимоотношения.

8. Помимо проблемы, заключающейся в том, кто на чьей стороне в семейной триаде, мы обнаружи­ваем, что и сами супруги, по-видимому, вовлече­ны в те же самые конфликты, несмотря на то, что во взаимоотношениях друг с другом они за­частую оказываются в роли противостоящих друг другу сторон.

а) Каждый из них может спроецировать свое не-

гативное отношение к тем или иным взглядам или поведенческим проявлениям, отражающим одну сторону конфликта, на другого родите­ля или на ребенка и начать бороться с ними.

б) Или же они могут вместе втянуть ребенка в

конфликт, а потом немедленно его наказать.

в) Или каждый из родителей может занять в кон-

фликте собственную позицию, а потом напа­дать друг на друга, используя при этом ре­бенка.

г) Вот почему нам обязательно нужно обсудить

вопрос, как родителям следует вести себя друг с другом и по отношению к ребенку.

58

Психотерапия семьи

9. Родители считают, по меньшей мере, пугающим использование ребенка в качестве «посредника» в супружеских конфликтах, то есть как средство опосредованного проявления враждебности од­ного родителя по отношению к другому.

а) Если родители проявляют враждебность друг

к другу напрямую, открыто, то они рискуют «нарваться» на ответную реакцию.

б) Если же родители пытаются выразить разоча-

рование друг в друге, срывая злость на ком-то другом, играющем роль «козла отпущения», они рискуют общественным одобрением и мо­гут поплатиться собственным самоуважением.

10. Если супруги пребывают в постоянном конфлик­те друг с другом, родительские представления о том, каким должен быть их ребенок и что он должен делать, вряд ли чем-то им помогут, но зато претерпят определенные изменения. Они не примиряют супругов друг с другом и постоянно подвергаются внешнему давлению.

а) Наблюдатель, отслеживающий особенности

взаимодействия в семье, может без труда прийти к обоснованным выводам, касающим­ся сути этих представлений и их устойчивос­ти, отмечая, какие действия встречают поощ­рение, разрешаются, не одобряются, запре­щаются.

б) Наблюдатель также отмечает, встречается ли

в действиях родителей явная критика поведе­ния ребенка, сопровождающаяся, впрочем, скрытым его поощрением. В результате ребе­нок может услышать следующее: «Вот твой купальный костюм. Не подходи близко к воде».

11. Поведение ребенка, пытающегося соответствовать непонятным, противоречивым желаниям, стано-

Часть i______________________________________59

вится отражением и своеобразной карикатурой на неразрешенные конфликты, существующие как между родителями, так и внутри каждого из них.

а) Никто из родителей, использующих ребенка в

таких целях, не способен воспринимать его таким, какой он есть. Теодор Лидз и его кол­леги отмечают:

На самом деле... такие родители могут восприни­мать ребенка только исходя из перенесенных на него собственных потребностей. Тем самым они форми­руют паттерн неадекватного взаимодействия. *

б) Таким образом, ребенок оказывается лишен

возможности разобраться, какие из реакций его родителей относятся к нему, а какие — к ним самим.

в) Можно также добавить, что в результате до-

статочно длительного пребывания в таких условиях ребенок действительно становится таким, каким его видят родители. Родитель­ские представления о том, каким он должен быть и что делать, становятся его собствен­ными представлениями.

12. Процесс втягивания ребенка в выполнение про­тиворечащих друг другу родительских желаний, разумеется, ими не осознается.

♦ Если бы один из родителей осознал, как велико вли­яние, которое он оказывает на своего ребенка, ему при­шлось бы научиться воспринимать его отдельно от себя.

* T.Lidz, A.Cornelison, S.FIeck и D.Terry. The intrafamilial enviroment of schizophrenic patients: VI Transmission of irrationality. Arch. Neurol. Psychiat., 79; 305-316, 1958, p. 311.

60

Психотерапия семьи

♦ Из-за недостатка самоуважения многие родители не считают себя настолько значимыми, чтобы влиять на ре­бенка: «Таким уж он уродился».

Как утверждает Джексон:

«Все мы слишком торопимся отрицать собствен­ное влияние на наших детей и окружающих нас лю­дей — равно как и слишком легко и не колеблясь сваливаем вину на кого-то другого. Неудивительно, что родители проявляют больший интерес к объяс­нению эмоциональных проблем их ребенка с наслед­ственной и химической точек зрения, что делает оценку ответственности без определения вины не­приятной, но, тем не менее, необходимой частью работы психиатра. *

13. В общем, когда родители сосредотачиваются на ребенке в дисфункциональном ключе, они неред­ко используют его в роли символа мечты. Однако, как указывают Н. Белл и Э. Вогел, символ И. П. и символ мечты — не одно и то же: Когда человек предается мечтам, ему открыва­ются все символические образы, в семье же, как пра­вило, очень немного детей, которым подходит роль «козла отпущения». Поэтому, когда возникает се­рьезная... проблема и под рукой не оказывается ре­бенка, подходящего на роль символа этой пробле­мы, необходимо, чтобы произошло значительное ког­нитивное искажение, что позволит использовать в качестве «козла отпущения» самый подходящий для этого объект.**

• Don D. Jackson. Action for mental illness — what kind? Stenford Med. Bull., 20: 77—80, 1962; p. 78.

** Norman W. Bell и Ezra F. Vogel. The emotionally disturbed child as the family scapegoat. В N. W. Bell и E. F.Vogel (Eds.), The Family. Glencoe, 111: Free Press, 1960; p. 389.