Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психология / psychotherapy_of_family.doc
Скачиваний:
117
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
965.12 Кб
Скачать

Часть III 175

отношению к двум их детям, Джону и Пэтти, и со­перничает с ними за проявление чувств их матери. Чтобы справиться с подобным соперничеством и под­твердить свою позицию, он может начать злоупо­треблять спиртным или просто похоронить себя на работе, оттягивая момент возвращения домой. По­кинутая Джо Мэри может начать обращаться со сво­им сыном — Джоном — так, чтобы он понял, что должен занять место своего отца. Желая этого, но не будучи способным реализовать свое желание, Джон может демонстрировать отклонения в поведе­нии, поступая наперекор своей матери и найдя себе значимого человека за пределами семьи. Или же он может согласиться на приглашение своей матери, тем самым отказываясь быть мужчиной и становясь го­мосексуальным. Пэтти может регрессировать или остаться инфантильной, стремясь сохранить свою позицию. Джо может заработать язву. Мэри — стать психотичной.

♦ И это только некоторые из тех нарушений, которые могут произойти в семье, где роли членов семьи не соот­ветствуют их нормальному семейному статусу.

в) Я провожу анализ самопрезентации каждого из членов семьи. Если то, что говорит тот или иной участник терапевтического процес­са, не соответствует тому, как он выглядит, как говорит и что делает, или он пытается говорить о своих чувствах и желаниях, ут­верждая, что они принадлежат кому-то дру­гому или спровоцированы кем-то другим, я понимаю, что в ходе взаимодействия его по­веденческие проявления не могут быть надеж­ной информацией о нем самом. Когда такое поведение, которое я называю «презентаци­ей неконгруэнтности», в значительной сте-

176

Психотерапия семьи

пени присутствует у членов семьи, это созда­ет основу для патологического развития, г) Для того, чтобы определить, как ранний опыт каждого из членов семьи влияет на его акту­альное поведение, я провожу анализ моделей.

♦ Это означает, что я пытаюсь установить, кто являл­ся (или является) той моделью, которая оказывала влия­ние на каждого из членов семьи в ранний период его жиз­ни; кто сообщал ему о существовании и желательности раз­вития; кто предоставлял ему схему для оценки нового опыта и поведения в соответствии с ним; кто показывал ему, как устанавливать близкие отношения с окружающими.

♦ Поскольку подобные сообщения имели непосредст­венную значимость для выживания, способы их получения автоматически детерминировали то, как впоследствии дан­ный человек интерпретировал и интерпретирует сообще­ния, поступающие от других взрослых (таких как партнер по браку, родственники партнера, начальник на работе), не связанных с выживанием, но возможно наделенных в сознании человека аналогичной функцией .*

19. Идеи, о которых шла речь в этой главе, обсужда­лись вне реального терапевтического контекста. В следующих трех главах я надеюсь подробно по­казать как я, будучи терапевтом, опиралась на них в ходе терапии — с момента первой встречи с семьей до завершения лечения.

'■'• Коммуникативные составляющие подобной ситуации были назва­ны Jackson «переключатель прошлое—настоящее». Так, ответ на во­прос терапевта «Как из миллионов людей на Земле вы двое выбрали друг друга?» может иметь психодиагностическую ценность, когда мы анализируем семейное взаимодействие. Такой вопрос позволяет супру­гам описать свои актуальные взаимоотношения под видом рассказа о прошлом. Более подробно этот феномен описан в Watzlawick «An Anthology of Human Communication».