Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психология / psychotherapy_of_family.doc
Скачиваний:
117
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
965.12 Кб
Скачать

Часть III 181

Ж.: Джонни десять. Пэтти скоро семь.

Т.: Джонни десять, Пэтти почти семь. В семье есть еще кто-нибудь?

Ж.: Нет.

Т.: Итак, как я уже сказала, мы проводим семейную терапию. Поэтому мы начинаем работу с двумя взрос­лыми членами семьи. Буду рада встретиться с вами и вашим мужем. А там мы посмотрим, когда можно будет встретиться и с детьми.

Ж.: Ну... знаете, я не уверена. Джо... Я не знаю, за­хочет ли он прийти. Я не спрашивала его, но...

Т.: Для работы нам нужна и та информация, которой располагает только ваш муж. Очень важно, чтобы я встретилась с вами обоими. Скажите вашему мужу, что семья без отца и матери — это не семья. Очень важно, чтобы он тоже мог поучаствовать в работе.

Ж.: Хорошо, я скажу ему. Но я не знаю... Он до­вольно... Он не очень сговорчивый... Он, ну...

Т.: Скажите вашему мужу, что нам необходимо его участие. Нужно знать его точку зрения на ситуа­цию, он ведь единственный взрослый мужчина в се­мье. Нам необходима вся информация, и вклад отца крайне важен. Только он может объяснить свою позицию. Никто другой не сможет заменить его.

Ж.: Хорошо, я попытаюсь. Когда вы можете встре­титься с нами?

Джо придет с женой на первую встречу с тера­певтом. При таком подходе редко случается, что муж, старающийся достойно выполнять отцовскую роль, отказывается прийти. Терапевт делает мужа по-но­вому важным в глазах собственной жены.

182

Психотерапия семьи

3. На первом интервью терапевт начнет с вопросов, помогающих установить, чего семья хочет и чего ожидает от лечения.

а) Он спросит каждого из присутствующих (хотя формулировка вопроса может варьировать):

«Как случилось, что вы прыгали сюда? » «Чего вы ожидали от этой встречи? » «Чего вы надеялись добиться? »

б) Затем терапевт объяснит сущность семейной терапии. Он может сказать:

«Семейное взаимодействие обычно регулиру­ется какими-то правилами, хотя сами члены семьи могут этого и не осознавать. Мне бы хотелось знать, какие правила есть у вас». «Каждому члену семьи приходится что-то делать, когда он видит, что близкому чело­веку плохо. Мне нужно знать, как поступа­ет в этом случае каждый из вас >>. «Никто не может видеть всю картину проис­ходящего, поскольку он ограничен своей собст­венной точкой зрения. Но когда все собирают­ся вместе, целостная картина может стать более понятной. Каждый из членов семьи спо­собен внести уникальный вклад, сообщить о чем-то, чего не могут знать все остальные».

в) Затем терапевт задает каждому члену семьи ряд вопросов, чтобы выявить симптом и от­ношение к нему в семье:

«Расскажите мне, что вам кажется наиболь­шей проблемой в вашей семье? » «Тот, у кого есть проблема, тем или иным образом ощущает боль. Можете ли вы сказать мне, что именно причиняет наибольшую боль? » «Какие обиды существуют в вашей семье?»

Часть III 183

Любой из этих вопросов основан на идее о том, что эта семья, как семья, имеет какую-то болезнен­ную проблему. Тем самым внимание от Идентифи­цированного Пациента смещается к семье как цело­му. И каждый член семьи имеет возможность опре­делить для самого себя эту проблемную область.

г) Родители обычно отвечают, что проблема — это Идентифицированный Пациент, и тера­певт в сжатой форме рассматривает пробле­му в том виде, как ее понимают родители.

«Когда вы впервые заметили этот симп­том? »

«Обсуждали ли вы происходящее друг с дру­гом? »

«Что вы делали, чтобы исправить положе­ние? » «Каков был результат этих попыток? »

Эти вопросы дают родителям возможность рас­сказать о том, как они пытались быть хорошими родителями и рассказать о своих затруднениях в этой области. Подобные вопросы также помогают тера­певту получить первое преставление о ряде момен­тов: Кто за кого говорит? Кто является законодате­лем семейных правил? Кто строит планы? Кто пре­творяет эти планы в жизнь? Насколько подробно и ясно проговариваются эти планы? Кто говорит боль­ше всех? Кто говорит меньше всех? Каков общий характер и тон семейной коммуникации? Насколько она ясна и конкретна? Как семья реагирует на кри­зисные ситуации? В какой сфере поведения наблю­дается симптом (IQ, телесные проявления, эмоции, общение)? Какие обстоятельства сопутствовали по­явлению симптома? Как скоро после появления симп­тома члены семьи определили для себя, что это та-

184

Психотерапия семьи

кое? Кто (или что), по их мнению, был причиной симптома (соседи, учителя, бог, наследственность)? Какой цели служит данный симптом в этой семье?

д) Терапевт уменьшает страх родителей перед тем, что именно они виноваты в проблемах ребенка, подчеркивая их замешательство и добрые намерения.

«Это, должно быть, поставило вас в тупик: вы так старались, и все равно никаких результа­тов».

<<Все мы люди. Мы. стараемся поступать как луч­ше. Должно быть, вы оказались в замешатель­стве — столько попыток исправить ситуацию, и все безуспешно».

е) Затем терапевт переходит непосредственно к началу работы с семьей. Он может сказать:

«Похоже, что все вы в замешательстве относи­тельно причины ваших затруднений». «Когда-то никто в этой комнате не знал друг друга. Возможно, сейчас это уже почти забылось, и вам кажется, что вы знали друг друга всегда. Но это не так. Вы появлялись в семье один за другим. И каждый раз при появлении новичка ос­тальным приходилось каким-то образом вклю­чать его в семью».

«А теперь давайте посмотрим, кто эти люди — члены вашей семьи».