Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психология / psychotherapy_of_family.doc
Скачиваний:
117
Добавлен:
12.06.2015
Размер:
965.12 Кб
Скачать

Часть III 155

с другом, если сообщения, посылаемые ими друг другу и ребенку, были неясными и противоре­чивыми, ребенок переймет от них этот неяс­ный и противоречивый стиль коммуникации.

5. Поведение дисфункциональной личности будет неконгруэнтным, то есть, сообщения, посылае­мые ею на различных коммуникативных уровнях и с использованием различного рода сигналов, будут противоречить друг другу.

а) К примеру, рассмотрим поведение родителей проблемного ребенка на первом интервью с терапевтом. Когда терапевт спрашивает, что именно в семейной жизни порождает затруд­нения, они фактически отрицают существо­вание каких бы то ни было затруднений.

М.: Ну, я не знаю. Я думаю, главным образом фи­нансовые проблемы... а во всем остальном у нас пре­красные отношения.

О.: Мы все делаем вместе. В смысле, мы терпеть не можем оставлять детей одних. Когда мы куда-ни­будь идем, мы берем детей с собой. Обычно мы пы­таемся делать это, по крайней мере, раз в неделю, скажем в воскресенье, в воскресенье вечером мы всегда стараемся собрать всех детей вместе и пойти, например, в парк, или еще куда-нибудь.

б) На словах они пытаются дать понять, что у них нет причины оказаться здесь, в приемной у психотерапевта. Но ведь они уже здесь, и они согласны пройти через терапию, а посе­му у нас нет уверенности в том, что эта семья достаточно благополучна. И в словах отца мы можем заметить противоречие, когда сначала он утверждает, что семья «все» делает вмес-

156

Психотерапия семьи

те, а через пару фраз это «все» сводится к прогулке в парке в воскресенье вечером.

6. Кроме того, дисфункциональная личность не спо­собна сопоставить свою интерпретацию проис­ходящего с реальной ситуацией.

а) Такая личность, как правило, будет рассмат­ривать «здесь и сейчас» через призму проч­но засевшего в сознании прошлого опыта, от­носящегося к тому периоду жизни, когда лю­бое сообщение было важным для выживания. И каждое последующее обращение к подобно­му опыту увеличивает его значимость для лич­ности.

б) Таким образом, вполне возможно, что дис­функциональная личность будет воспринимать настоящее в той степени, в какой оно согла­совано с прошлым опытом или с ожиданиями от будущего, тем самым затрудняя себе рет­роспективное видение или формирование ре­алистичного представления о будущем.

♦ Так, например, школьницу привели к терапевту, по­скольку она вела себя странным образом и предпочитала изъясняться загадками. Когда ее мать спросили: «Когда вы заметили, что ваш ребенок развивается не так, как сле­довало бы?», она ответила: «Ну, она родилась семимесяч­ной и провела шесть недель в инкубаторе». Таким обра­зом, в сознании матери актуальные и прошлые проблемы ребенка оказались столь нелогично связаны между собой.

♦ Позднее она сказала, что когда она взяла девочку из больницы домой, та «никак не прореагировала на мое (матери) присутствие, как будто бы просто ничего не слы­шала. Я брала ее на руки и прижимала к себе, а она не обращала на это никакого внимания, и это расстроило меня, на что доктор сказал, что ничего страшного, и что она просто упряма — вот это я очень хорошо запомнила».

Насть III 157

♦ Называя безразличие девочки «упрямством», мать навесила на ребенка ярлык, не имеющий ничего общего с действительностью, с тем, как обычно ведут себя в подоб­ной ситуации дети такого возраста. Подразумевалось, что ребенок сознательно отказывался отвечать на материнскую любовь. И в дальнейшем мать использует то же самое объ­яснение для всех странностей в поведении девочки.

♦ Используя эпитет «упрямая» и говоря о том, что про­блемы ребенка имеют физиологическую основу (вспомним ее первое утверждение), мать снимает с себя вину за про­исходящее; фактически, она защитила себя с двух сторон. Такой матери сложно объективно взглянуть на актуальные проблемы собственного ребенка, поскольку у нее заранее заготовлено объяснение для каждой из них.

7. Наконец, дисфункциональная личность не способ­на осуществлять самую важную функцию ком­муникации, а именно «проверку» собственного восприятия с целью сличения его с реально су­ществующей ситуацией и с мнением на сей счет партнера по общению. Когда ни один из двух всту­пивших в коммуникацию людей не способен по­нять, что именно имел в виду второй, результатом такого взаимодействия может стать комедия оши­бок — с трагическим концом. Вот пример одной ситуации непонимания между мужем и женой.

Сообщение:

Ж.: «Он всегда повышает на меня голос».

М.: «Я никогда не повышаю голоса».

Объяснение:

Ж.: «Ничем ему не угодишь». М.: «Ей ничем не угодишь».

Интерпретация:

Ж.: «Я ему безразлична».

М.: «Я ей безразличен».

158

Психотерапия семьи

Выводы:

Ж.: «Я уйду от него».

М.: «Я уйду от нее».

Выражение:

Жена использует ненормативную лексику, гово­рит на повышенных тонах, ее глаза сверкают, шея напряжена, рот открыт, ноздри раздуты, делает мно­го лишних движений. Муж ничего не говорит, глаза опущены, рот закрыт, мышцы напряжены.

Результат:

Жена наносит визит специалисту по бракораз­водным процессам. Муж предпринимает аналогич­ные действия.

8. Коммуникативные затруднения напрямую связа­ны с Я-концепцией, то есть с образом Я и с само­оценкой.

а) Родители такого человека могли не только на­вязывать ему неадекватные модели методов коммуникации; само содержание передавае­мых ему сообщений могло быть презритель­ным (см. главу 6).

б) Для того чтобы у ребенка сформировался Я-образ, он должен интегрировать сообщения, получаемые от каждого из родителей в от­дельности и от обоих вместе, содержащие ин­формацию о том, что есть зависимость, власть, сексуальность, кодирование информации или определение ярлыков (познание), и о том, как вести себя в соответствии с их требованиями.

в) Если установки самих родителей на сей счет неотчетливы, или если они противоречат друг другу, информация, получаемая ребенком, окажется бессвязной. Ребенок будет пытать­ся интегрировать то, что в принципе не под­лежит интеграции, он будет опираться на