Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Влада.doc
Скачиваний:
70
Добавлен:
12.02.2015
Размер:
1.88 Mб
Скачать

2. Ресурсы и структура власти

2.1. Понятие ресурсов власти и их типология

Социальная природа и сущность власти не могут быть раскрыты достаточно полно без уяснения вопроса о ресурсах власти. Последние, точнее их неравномерное распределение, составляют одну из важнейших соци­альных причин подчинения одних людей другим. Сам термин «ресурсы», по М. Роджерсу, определяется так: «Ресурс — это атрибут, обстоятельство или благо, об­ладание которым увеличивает способность влияния его обладателя на других индивидов или группы». Такое по­нимание ресурсов служит, видимо, первопричиной широкой трактовки ресурсов власти. Они представляют собой все то, что индивид или группа могут использо­вать для влияния на других. При таком расширительном толковании понятия утрачивается специфика ресурсов власти как относительно самостоятельного, обычно ма­териализованного звена властных отношений, которое определяет взаимодействие агентов власти и служит важнейшим социальным фактором господства и подчи­нения.

При изучении власти предпочтительнее пользоваться понятием ресурсов в более узком понимании — воспри­ятии их, как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. В такой интерпретации ресурсы вла­сти — это важнейшие для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.); средства, способные по­влиять на внутренний мир человека, мотивацию его действий (телевидение, пресса и др.); средства, с по­мощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, в том числе и жизни (оружие, карательные органы, пользующиеся им). Ресурсы именно в таком понимании, наряду с субъектом и объектом власти, выступают одним из важнейших ее оснований.

Определяющая значимость ресурсов как основания политики и власти отражена во многих теориях: напри­мер, в концепции «социального обмена» П. Блау, со­гласно которой в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов; в модели полити­ческой системы Д. Истона, которая, по его мнению, представляет собой взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно (властно) распределяются ресурсы. Люди, не имеющие ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений тех, кто обладает ресурсами. Таким образом, одни становятся зависимы от других и подчиняются им.

Ресурсы власти, как и потребности людей, весьма разнообразны. Это делает необходимой их типологизацию. Вслед за авторами учебного пособия «Основы по­литической науки» (под ред. проф. В. П. Пугачева), мы представим ее в двух срезах: типология по характеру ресурсов власти и типология по сферам жизнедеятель­ности. Показ первой основывается на типологии, предложенной А. Этциони. Ресурсы здесь делятся на утили­тарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы — это материальные и соци­альные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. При­нудительные ресурсы — это обычно меры администра­тивного воздействия, которые используются в случаях, когда утилитарные оказываются неэффективными. Нор­мативные ресурсы власти включают средства воздействия на внутренний мир человека, его ценностные ориентации и нормы поведения. Их задача — убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, добиться одобрения действий субъекта власти и принятия его требований.

В соответствии с важнейшими сферами жизнедея­тельности общества ресурсы квалифицируются как эко­номические, социальные, политико-силовые, культур­но-информационные и демографические. Экономические ресурсы — это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления: сред­ства производства, плодородные земли, полезные ис­копаемые, продукты питания, а также деньги как их всеобщий эквивалент. Социальные ресурсы — это способ­ность изменять (повышать, понижать) социальный ста­тус, ранг или место в социальной стратификации. Час­тично они совпадают с материальными ресурсами; доход и богатства, например, являясь экономическими ресурсами, одновременно характеризуют и социальный статус — социальный ресурс. Однако есть, так сказать, чистые социальные ресурсы: должность, образование,

медицинское обслуживание, социальное обеспечение. К культурно-информационным ресурсам относятся знания и информация, а также средства их получения и рас­пространения — институты науки и образования, СМИ и др. Воздействие этих ресурсов оказывается прямо пропорционально высокому уровню экономического и социально-культурного развития и обратно пропорцио­нально низкому уровню. По мере развития человеческой цивилизации воздействие этих ресурсов на политиче­скую власть возрастает. В индустриально развитых запад­ных странах они уже сегодня играют чуть ли не определяющую роль. Известный американский социолог О. Тоффлер пишет, что «знания, в силу своих преиму­ществ (бесконечность, общедоступность, демократич­ность) подчинили силу и богатство и стали опреде­ляющими факторами функционирования власти» [Цит. по: Основы политической науки.— М., 1993.— С. 112J. Понятно, не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими и социальными ресурсами, но тенденция возрастания этих ресурсов в менее развитых странах обнаруживается довольно четко. Силовые ресурсы включают аппарат физического прину­ждения, располагающий оружием и специально обу­ченными людьми. Ядро их в государстве составляют ар­мия, полиция, службы безопасности, прокуратура и суд с их вещественными атрибутами (снаряжение, здания, тюрьмы и т.п.).Демографические ресурсы являются весьма специфическим, универсальным и многофункциональ­ным ресурсом власти, создающим все другие ресурсы. Человек — создатель всех материальных ценностей (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), творец, получатель и распро­странитель знаний и информации (культурно-инфор­мационные ресурсы). Однако ресурсом власти личность выступает только в одном своем проявлении — исполь­зуемая как средство реализации чужой воли.