Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное право_ опыты (Вельяминов Г.М.) ( Статут , 201.pdf
Скачиваний:
48
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
6.27 Mб
Скачать

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

они, например, могут участвовать с консультативным статусом в заседаниях органов межправительственных организаций (в том числе ООН), делать при этом свои представления и т.п., могут, не будучи субъектами международного права, рассматриваться как обладающие ограниченной международной правосубъектностью. С таким подходом нельзя согласиться. Отечественная доктрина (С.И. Братусь, Г.М. Вельяминов, А.В. Венедиктов, Г.И. Тункин) в основном исходит из того, что понятие "правосубъектность" не является понятием, отдельным от понятия "субъект права": правосубъектность есть способность, возможность быть субъектом права.

Наглядной аналогией во внутринациональном праве может служить правосубъектность гражданина. Практически в любой стране иностранцам предоставляются некоторые права, сопряженные и с определенными обязанностями. Но это есть особая правосубъектность именно иностранца, а не гражданственная правосубъектность, т.е. неспособность быть субъектом права - гражданином данного государства. Субъект права не только правосубъектен, но и обладает конкретными, субъективными правами и обязанностями. Если же встать на точку зрения наделения правосубъектностью также несубъектов права, возникает вопрос: в чем же вообще тогда смысл института субъекта права?

Взвешенной представляется точка зрения профессора Колумбийского университета США О. Шахтера, считающего, что международное право едва ли признает неправительственные организации, "их юридический статус и права продолжают регулироваться национальным правом, т.е. государственной властью. Только при редких и специальных обстоятельствах им предоставляются привилегии и иммунитеты подобно публичным органам"; это так называемый "консультативный статус" (ст. 71 Устава ООН) <1>.

--------------------------------

<1> Schachter O. The Erosion of State Authority and its Implications for Equitable Development. P. 37.

Неправительственные организации по своей предметной функциональности могут быть объединениями профессионального, спортивного, клерикального, профсоюзного характера, но также и по отдельным отраслям экономики, и тогда они рассматриваются в качестве международных экономических неправительственных организаций. Таковые поддерживают отношения и с субъектами международного права.

В частности, в функции ЭКОСОС специально входит поддержание координационных связей с неправительственными организациями экономического и социального направлений. Они могут выполнять работы исследовательского характера в целях оказания воздействия, лоббирования определенных международных и внутригосударственных мероприятий. Наиболее ярким примером неправительственной организации, имеющей важнейшее значение для процесса международного нормотворчества в сфере международных экономических отношений, может служить Международная торговая палата.

2. Международные конференции

Международные экономические конференции - это обычно разовые, но иногда и систематические встречи представителей государств или национальных физических и юридических лиц, возможно, и с участием международных организаций разного типа для обсуждения и при необходимости решения определенных проблем международного

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 397 из 747

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

сотрудничества. При этом обычно не создается каких-либо постоянно действующих, с постоянным местопребыванием органов этих конференций. Отсутствуют и какие-либо учредительного характера документы, на основе которых работает конференция, а процедуру и порядок своей работы конференция определяет сама для каждого конкретного случая. На практике международные конференции могут именоваться также совещаниями, встречами, форумами и т.д. Конференции завершаются обычно принятием каких-либо итоговых документов, деклараций и т.п., а наиболее крупные межправительственные конференции принимают в конце своей работы так называемые заключительные акты. Конференции не обладают ни международной правосубъектностью, ни правами юридических лиц. Они даже не имеют определенных организационных черт, свойственных параорганизациям.

В то же время практически роль и значение конференций могут быть весьма велики как в отношении урегулирования каких-либо проблем в рамках действующего международного права, так и в выработке новых правовых норм, в частности в МЭП.

Примером таких конференций, имеющих важное значение для международного экономического сотрудничества, могут быть: Конференция ООН по торговле и развитию

(ЮНКТАД) 1964 г., превратившаяся в орган Генассамблеи ООН под тем же названием, или Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., имевшее своим результатом так называемый Хельсинкский процесс, эволюционировавший в создание Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

3. Преференциальные системы, не являющиеся международными организациями

Преференциальную систему можно понимать в узком или в широком смысле. В узком смысле это система, ограничивающаяся на практике лишь предоставлением скидок или снятием целиком таможенных пошлин на импортируемый товар и другими льготами. Примерами таких преференциальных систем могут служить общая система преференций для развивающихся стран и глобальная система преференций между развивающимися странами.

Такого рода системы зиждутся на международно-правовых актах, в том числе на решениях международных конференций и организаций, без создания каких-либо организационных форм, а поэтому не может идти речи о наделении таких систем какой-либо правосубъектностью.

Общая система преференций разработана была в рамках ЮНКТАД во второй половине 60-х годов XX в. и окончательно одобрена Генеральной Ассамблеей ООН, начав действовать с 70-х годов. Цель системы - содействие развивающимся странам посредством облегчения экспорта их товаров в развитые страны. Система имеет односторонний характер: развитые страны снижают или отменяют свои ввозные пошлины для товаров из развивающихся стран, но на особо гибкой основе; схему предоставляемых таможенных льгот каждая развитая страна определяет добровольно и самостоятельно, возможно, и с учетом пожеланий развивающихся стран.

Вся система являет собой типичный пример действия комплекса рекомендательных норм, в которых сочетаются, с одной стороны, факультативность выбора товаров для применения льготных ставок пошлин или их отмены, размеров скидок, а с другой стороны, ряд обязывающих условий: преференции предоставляются всем развивающимся странам, преференции юридически изымаются из-под действия принципа наибольшего благоприятствования (преференции для развивающихся стран, предоставляемые одной из

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 398 из 747

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

развитых стран, не распространяются в силу названного принципа на другую развитую страну, между которыми этот принцип действует). В силу системы так называемым наименее развитым (из развивающихся) странам преференции особенно значительны, обычно их товары вообще освобождаются от ввозных пошлин в развитых странах. Перечни стран, пользующихся статусом развивающихся и наименее развитых, определяются в ООН прежде всего в зависимости от среднедушевого дохода на человека и других объективных критериев.

Система, первоначально принятая на 10-летний период, периодически продлевалась. При этом устанавливаемые каждой развитой страной преференциальные схемы не неподвижны и время от времени видоизменяются как в связи с изменениями статуса отдельных развивающихся стран, так и в части размеров льгот.

Россия (ранее - СССР) предоставляет развивающимся странам значительные скидки от общего ввозного тарифа, а для товаров из наименее развитых стран - до полного освобождения от пошлин. На отдельные товары при этом преференции могут не распространяться. В то же время в начале 90-х годов в связи с переходными трудностями ряд развитых стран (ЕС, США, Канада) временно включали Россию в свои преференциальные схемы для отдельных экспортируемых ею товаров (топливо, металлы, удобрения и др.).

Глобальная система преференций, так же как и общая система преференций, была разработана в ЮНКТАД с целью развития взаимной торговли промышленной продукцией между развивающимися странами. В 1988 г. 48 развивающихся стран заключили соглашение о снижении пошлин на полторы тысячи товарных статей, а также о смягчении некоторых нетарифных барьеров. Но в отличие от общей системы преференций - односторонне преференциальной для развивающихся стран - глобальная система преференций работает на условиях взаимности участвующих государств.

Первоначально на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) создавалась такая же в принципе взаимная преференциальная система в части сокращения и отмены импортных пошлин. Но в ГАТТ, кроме того, предусматривался и ряд иных мер, направленных на развитие свободной торговли: отмена количественных ограничений на импорт, ограничения применения экспортных субсидий, нетаможенных барьеров и т.д., что превратило систему ГАТТ/ВТО в глубоко эшелонированную специфическую преференциальную систему особого рода.

* * *

Преференциальными системами в широком смысле, системами интеграционно-ориентированными, использующими кроме тарифных льгот во взаимных торгово-экономических отношениях также широкий спектр и иных внутрисистемных рыночных свобод, являются зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы.

4. Транснациональные корпорации

Транснациональные корпорации (ТНК), или многонациональные предприятия, могут быть определены как предприятия, полностью независимые от страны их происхождения и

формы собственности, имеющие отделения в двух или более странах, функционирующие в соответствии с системой принятия решений, позволяющей проводить согласованную политику и общую стратегию.

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 399 из 747

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

Терминологически "ТНК" и "многонациональное предприятие" предполагают и некое смысловое различие между ними. Если ТНК ("корпорации") рассматривались изначально именно как корпорации, общества, т.е. чисто капиталистические структуры, то под многонациональными понимаются предприятия, которые могут быть и частными, и государственными, причем им, как и ТНК, свойственны наличие нескольких предприятий в разных странах, определенная связь между ними и способность одного предприятия оказывать существенное воздействие на другие предприятия. Понятие многонационального предприятия введено было в оборот в 1976 г. в документах ОЭСР и уходит от социально-политически окрашенного понятия ТНК, которые всегда чисто капиталистические образования. Но документы и понятия ОЭСР применимы, естественно, лишь в странах - членах ОЭСР, т.е., по сути, в развитых странах.

Значение ТНК, или многонациональных предприятий (в конце концов на практике это преимущественно именно частные ТНК), в мировой экономике исключительно велико: ТНК - главные операторы международного торгового и экономического оборота, на них приходится львиная доля иностранных инвестиций и подавляющая часть международных платежей. Хотя ТНК формально-юридически не международные учреждения, но привязаны к национальным правопорядкам государств, где они осуществляют свою деятельность, нельзя закрывать глаза на то, что фактически ТНК - "мультинациональные" в своей реальной активности. То есть можно условно считать, представляют собой своего рода квазимеждународные учреждения.

С учетом сказанного формально признается и необходимость на международном уровне установления контроля и урегулирования деятельности ТНК, в том числе и в рамках ООН, что, однако, в течение нескольких уже десятилетий не привело к реальным результатам.

Что касается правового статуса ТНК, то, исходя из классических концептуальных подходов международного публичного права, следует исходить из того, что ТНК, не обладая непременными свойствами государства (территория, население, власть) и не будучи учреждены в качестве межправительственных организаций, не могут претендовать на статус субъекта международного права, ибо, как бы мощна ни была финансово-экономически любая ТНК и как бы слабо и бедно ни было то или иное государство, ТНК и государство всегда будут неравны не только формально-юридически, но и практически. Правам субъекта международного права корреспондируют и соответствующие обязанности, способности нести международную ответственность по своим обязательствам, с одной стороны, и возможности осуществления и защиты своих прав, включая средства коллективной и индивидуальной обороны и т.д., с другой стороны. Соответствующие возможности государств и ТНК в этих отношениях лежат в разных плоскостях.

Не могут рассматриваться ТНК и в качестве международных организаций (см. выше). Следует поэтому рассматривать ТНК не в качестве субъекта международного права, но в качестве предмета (дестинатора) его регулирования. Этой простой истины желательно было бы придерживаться и в науке, и в политике, как бы настойчивы ни были голоса, в том числе и в доктрине международного права, пытающиеся аргументировать необходимость (?!) наделения ТНК международной правосубъектностью. К сожалению, такие голоса слышны и в отечественной доктрине. И если такая позиция американских и западно-европейских юристов может быть объяснима, в частности, и прямой заинтересованностью их клиентуры (ТНК), то теоретические изыскания в этом направлении наших исследователей можно объяснять либо, так же как, возможно, и западных авторов, сознательной заданностью, либо желанием не отстать от "передовых" новаций в науке.

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 400 из 747

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

5.Индивиды, физические и юридические лица

имеждународное право

Вмеждународных экономических отношениях индивиды, предприятия, особенно частные банки, издавна начали вступать в частноправовые, прежде всего кредитные, отношения с суверенными властными структурами, с государствами, и вопрос о возможности наделения индивидов и юридических лиц международно-правовым статусом на первый взгляд практически может выглядеть в этой связи актуальным. Соответственно, идея придания международной правосубъектности не только ТНК, но и индивидам довольно агрессивно внедряется в доктрине международного права.

Появление на Западе этой идеи вполне естественно объяснимо и увязывается с неоглобализационной концепцией однополярного мира. Идея эта находит в наши дни некоторый отзвук и в отечественной доктрине, что можно понять разве лишь как неверно сознаваемую научную новационность.

"У человека космополитическое предназначение - гражданин мира, вселенной, а не только какой-то отдельной страны" <1>, - провозглашается апологетами данной идеи с полным пренебрежением к элементарному правовому постулату: понятия гражданства, подданства неотделимы от понятий государства, муниципии. Некий "гражданственный" статус вне этих социальных категорий не более чем ненаучная риторика. Не заказано, конечно, исповедовать "космическую", вселенскую суть человека, но при этом право (любое - национальное или международное) совершенно ни при чем. Любопытно и такое умозаключение: "Народ не будет зависим от государства. Государство будет действовать производно от народа, который будет обладать правами, а государство - обязанностями по отношению к нему, ибо государства приходят и уходят, а народы остаются" <2>. После, однако, более последовательных Бакунина, Кропоткина и иных столпов анархизма идея эта не новая. Интересно, однако, каким образом столь "бесправное" и хлипкое государство может выполнять какие-либо обязанности перед некой аморфной массой народа? Кстати, равно как и государства, народы тоже отнюдь не вечны и не неизменны. Многие народы исчезли, а институт государства жив. Так что еще вопрос, что более "вечно".

--------------------------------

<1> Каргополов С.Г., Юшкарев И.Ю. Человек - субъект не только международного частного, но и международного публичного права // Международное публичное и частное право. 2002. N 3. С. 26.

<2> Там же.

Известную подпитку идеи международной правосубъектности индивидов можно, однако, усматривать в учреждении международных квазисудебных и судебных организаций для рассмотрения дел с участием индивидов, начиная с Нюрнбергского трибунала над нацистскими преступниками после разгрома фашистской Германии, затем - Страсбургского суда по правам человека в системе Совета Европы, международных уголовных трибуналов для бывшей Югославии и Руанды, наконец, постоянного Международного уголовного суда и т.д. В известной мере эта юстиция касается и международных экономических отношений.

Разумеется, в рамках такой международной юстиции индивиды могут пользоваться

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 401 из 747

надежная правовая поддержка