Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное право_ опыты (Вельяминов Г.М.) ( Статут , 201.pdf
Скачиваний:
48
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
6.27 Mб
Скачать

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

от государственной универсальной правосубъектности. При этом иммунитеты обусловливаются строго потребностями организации в беспрепятственном осуществлении ею ее публичных, уставных полномочий и компетенции. Объем, характер и пределы таких иммунитетов определяются международными договорами и действуют только для государств-учредителей, затем и для других субъектов международного права, признавших соответствующую организацию. Основанием могут быть учредительные договоры, уставы международных организаций, в которых иммунитеты международной организации обычно определяются лишь в общем виде. Более конкретно иммунитеты регламентируются в специальных договорах, конвенциях, заключаемых государствами - членами организаций, например в Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций.

Иммунитеты межгосударственных организаций по существу опосредованно также "государственные", ибо являются производными от иммунитетов государств - членов организаций, и именно эти члены наделяют организации (образно говоря, делегируют им) своими иммунными правами.

2. Международные (дипломатические) привилегии и иммунитеты для межгосударственной акционерной компании <*>

--------------------------------

<*> См.: Международное частное право. Современная практика: Сборник статей / Под ред.

М.М.Богуславского. М., 2000. С. 186 - 192.

Вавгусте 2000 г. сенсацией явился беспрецедентного характера арест во французском порту Брест уникального российского парусника "Седов" на основании решения стокгольмского международного арбитража по иску швейцарской фирмы "Noga" <1>. Арест этот ярко высветил то, к каким вредоносным для государства последствиям приводит преступно-невежественный, а возможно, и преступно-корыстный отказ от государственного иммунитета при заключении коммерческой сделки от имени государственного органа.

--------------------------------

<1> См. подробнее об этом: Богуславский М.М. Практика применения принципа иммунитета государства и проблема законодательного регулирования // Международное частное право. Современная практика: Сборник статей. С. 213 - 238.

Не менее вредоносным - и тоже либо по невежеству, либо по корысти - может стать, наоборот, наделение дипломатическими по сути иммунитетами и привилегиями коммерческого, хотя и с межправительственным участием, акционерного общества. Ниже в качестве академического примера рассматривается соответствующий казус, имевший место в жизни.

2.1.Фактические обстоятельства

Содной стороны, в начале 90-х годов согласно решению участвующих правительств статус создаваемой межгосударственной компании (ниже - компания) был предопределен в форме акционерного общества. Этот статус определялся и в учредительном договоре, в первоначальном уставе компании и остается в действующем уставе, по которому компания - акционерное общество России.

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 231 из 747

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

Сдругой стороны, в декларативном межгосударственном соглашении о создании компании

иособенно в Соглашении о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности компании (далее - Соглашение о гарантиях) она предстает в виде как бы межгосударственной организации "идеального", гуманитарного направления. О коммерческих функциях компании и ее статусе акционерного общества при этом умалчивается и, очевидно, не случайно. Не случайно, возможно, и в названии Соглашения о гарантиях говорится не прямо о привилегиях и иммунитетах, описание которых, по существу, содержит это Соглашение, а о неких "международно-правовых гарантиях". Обычно же под таковыми в международной практике понимается совсем иное, а именно гарантии, например, государству со стороны другого государства по защите от агрессии и т.п. <1>.

--------------------------------

<1> Словарь международного права. М., 1986. С. 53 - 54.

Цели и функции компании, таким образом, в свете их публичного или же частноправового характера противоречивы, и возникают два принципиальных вопроса:

-является ли компания по существу коммерческим предприятием;

-и если да, то может ли она пользоваться при этом международными привилегиями и иммунитетами?

Как следует из учредительных документов, компания была задумана именно и прежде всего в качестве коммерческого предприятия. Об этом свидетельствует, в частности, ее практическая коммерческая деятельность, которой "мешают" (и это естественно) стремления государств, где эта деятельность протекает, регулировать ее в соответствии со своим национальным, в том числе налоговым законодательством.

Особенностью же этого акционерного общества является то, что учредителями и акционерами его являются государства, что, однако, не меняет его коммерческого целевого смысла. Участие государств в коммерческой деятельности, в гражданско-правовых отношениях представляет собой обычное явление.

Как доказательство международно-правового статуса указывалось также в дальнейшем и на заключение соглашений компанией с ЮНЕСКО и с некоторыми государствами - ее участниками.

2.2. Нормативно-правовое положение

По своему историческому, обычно-правовому и конвенционному назначению международные (дипломатические) привилегии и иммунитеты имеют целью обеспечение для пользующихся ими субъектов беспрепятственного осуществления этими субъектами публично-правовых, присущих государствам и их агентам функций. Это, в частности, явственно следует из основного международно-правового акта, регулирующего на универсальном уровне режим дипломатических привилегий и иммунитетов, - из Конвенции 1961 г., в преамбуле которой, в частности, говорится, что "привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства". А в ст. 42 указывается, что

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 232 из 747

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

"дипломатический агент не должен заниматься в государстве пребывания профессиональной или коммерческой деятельностью в целях личной выгоды" <1>. Отсюда следует, что занятие такой деятельностью предполагает утрату соответствующих привилегий и иммунитетов.

--------------------------------

<1> Действующее международное право. Т. I. С. 510, 522.

Привилегии и иммунитеты широко предоставляются на договорной основе также межгосударственным (межправительственным) организациям исходя из предпосылки осуществления соответствующими организациями именно публично-правовых функций обеспечения сотрудничества между государствами-членами, а не коммерческой деятельности как самоцели. В частности, это относится к специализированным учреждениям ООН, привилегии и иммунитеты которых регулируются Конвенцией от 21 ноября 1947 г., из которой явствует применение соответствующих льгот для "официальных" целей (в частности, разд. 9 и 10 ст. III, разд. 22 ст. VI и т.д.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 622, 625.

Обычным является наделение государствами-членами межгосударственных организаций наряду с международной функциональной правоспособностью также статусом юридического лица. Например, ст. I Конвенции о привилегиях и иммунитетах Объединенных Наций, а также ст. II Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений, причем оговаривается и конкретная правоспособность (заключение контрактов, приобретение недвижимого и движимого имущества и распоряжение им, возбуждение дел в суде). Это, однако, не означает занятие коммерческой деятельностью как самоцелью <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 616, 621.

Юридические лица могут быть разных видов и форм. Так, ГК РФ в ст. 50 четко различает юридические лица, "преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации)".

Ни ООН, ни специализированные учреждения ООН, ни иные подобные межгосударственные организации не преследуют в качестве основной цели извлечение прибыли и распределение ее между государствами-членами. Их цели совершенно иные, так сказать, "идеальные". Поэтому они частично и наделяются международными привилегиями и иммунитетами, а статус юридического лица для них побочный, вспомогательный, не коммерческого типа.

2.3. Оценка обстоятельств казуса

Иммунитет не имеет императивного характера <1>, и ничто в международном праве в принципе не препятствует государствам коллективно или индивидуально предоставлять любым

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 233 из 747

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

субъектам права - международным или национальным - определенные изъятия из действия своих национальных правовых норм, особые привилегии и иммунитеты <2>.

--------------------------------

<1> См.: Броунли Я. Указ. соч. С. 476.

<2> См.: Международное право / Под ред. Н.Т. Блатова. М., 1987. С. 63.

Вместе с тем существуют устойчивые международные нормы, обычаи и практика наделения дипломатическими привилегиями и иммунитетами отдельных субъектов международного права и лиц, о чем уже сказано выше, лишь в интересах выполнения ими публично-правовых функций, но не коммерческих <1>. В этой связи наделение компании - акционерного общества и ее сотрудников - дипломатическими по сути льготами является из ряда вон выходящим.

--------------------------------

<1> См.: Богуславский М.М. Международное частное право. М., 1998. С. 148 - 157; Dicey A.V., Morris J.H.C. Op. cit. P. 123.

Следует обратить внимание на то, что дефекты и "уникальность" Соглашения о гарантиях отмечались в заключении соответствующего комитета Государственной Думы РФ, но в отступление от правовых соображений и во имя политических, финансовых и тому подобных интересов сочтена была возможной ратификация Соглашения Россией, что представляется некорректным, как и сам способ решения проблемы. Если с учетом особой важности стимулирования и поощрения деятельности компании можно было бы оправдать целесообразность предоставления самой компании в государствах-членах особых конвенционных налоговых, валютных, таможенных и тому подобных льгот, то невозможно объяснить предоставление компании и ее сотрудникам, т.е. работникам акционерного общества (хотя бы и весьма полезного), дипломатических (!) по существу привилегий, а тем более иммунитетов. "Новация", означающая ущерб для фискальных государственных интересов и, кроме того, девальвацию института дипломатических привилегий и иммунитетов. А как прецедент - "новация" вредная, с возможными негативными и непредсказуемыми последствиями для дипломатии и внешней политики государств - участников компании.

ВСоглашении о гарантиях по сути утаиваются коммерческие функции акционерного общества, но зато в преамбуле развернуты "идеальные", гуманитарные цели компании, в отношении осуществления которых привилегии и иммунитеты выглядят вполне уместными.

Вэтом свете представлялось бы если не оправданным, то по крайней мере допустимым предоставление государствами-участниками на основе этого Соглашения о гарантиях привилегий и иммунитетов Компании и ее сотрудникам только в рамках ее функциональной гуманитарной деятельности, ибо только она фигурирует в Соглашении. Однако выделение такой деятельности из массы всех операций, во множестве коммерческих, преследующих извлечение прибыли, на практике, конечно, весьма не просто, если не невозможно. Отсюда очевидны и возникающие трудности.

2.4.Выводы

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 234 из 747

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

На практике в документах международных организаций обычно употребляется понятие международной правоспособности, которая определяется как уставными целями организации, так и ее конкретными функциональными (тоже уставными) международными правомочиями <1>. (Понятие международной "правосубъектности" скорее доктринально.)

--------------------------------

<1> Словарь международного права. С. 304; Международное право. М., 1998. С. 63, 176 -

179.

Если гуманитарные цели компании фигурируют в преамбулах Соглашения о создании компании, Соглашения о гарантиях, нового действующего устава, то ее функциональные международно-правовые правомочия не обозначены. Следовательно, трудно говорить о компании как о носительнице международной правоспособности (правосубъектности).

В этой связи соглашения компании с ЮНЕСКО и с правительствами стран-участниц с точки зрения их международно-правового статуса вызывают сомнения и могут даже давать основания для применения концепции ultra vires, поскольку формально право заключения компанией международных договоров ее уставом не обусловлено.

Поэтому с большим основанием можно усматривать в указанных соглашениях статус так называемых диагональных <1> договоров: с одной стороны выступают субъекты международного права (ЮНЕСКО, государства), а с другой стороны компания - национальное (российское) юридическое лицо. Действующий устав компании можно толковать как допускающий такого рода акции компании.

--------------------------------

<1> См.: Межведомственные связи в условиях социалистической экономической интеграции. Правовой аспект / Отв. ред. Е.Т. Усенко. М., 1973. С. 22.

Формально компания определяется в ее учредительных и уставных актах не в качестве международной "организации", но в качестве акционерного общества (или международной "компании"), что не одно и то же.

Слово "организация" несколько двусмысленно употреблено (можно понимать в виде лишь намерения) в преамбуле Соглашения о гарантиях, где говорится о стремлении к созданию международно-правовых гарантий беспрепятственного и независимого осуществления профессиональной (sic!) деятельности компании на территориях государств-участников в качестве международной "организации". Вряд ли такое упоминание можно толковать как явственное волеизъявление государств-учредителей придать Компании статус именно межгосударственной организации.

С другой стороны, форма закрытого акционерного общества не противоречит понятию межгосударственной компании.

Исходя из сказанного выше не исключается применение государствами к компании в качестве коммерческого акционерного общества правил, применяемых к организациям-нерезидентам, но такое применение требует оценки в каждом конкретном случае с учетом соответствующих правил, а также действующих двусторонних и многосторонних

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 235 из 747

надежная правовая поддержка