Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Международное право_ опыты (Вельяминов Г.М.) ( Статут , 201.pdf
Скачиваний:
48
Добавлен:
07.09.2022
Размер:
6.27 Mб
Скачать

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

--------------------------------

<1> Известия. 1998. 3 нояб.

Этот способ при его осуществлении банками в одностороннем порядке, очевидно, не вписался бы ни в международный, ни в соответствующий национальный правопорядок. Однако никаких сомнений здесь не возникает, когда применение указанной процедуры явится результатом межправительственных соглашений с Россией. Не может и не должно быть "священной собственности" и "священной тайны вкладов", когда речь идет о "грязных" деньгах. Более того, масштабный прецедент применения экспроприации таких денег был бы действительно реальным шагом перехода от пустых разговоров насчет борьбы с отмыванием "грязных" денег к эффективной борьбе с этим злом <1>.

--------------------------------

<1> См. также: разд. 4 Конвенции Совета Европы от 8 ноября 1990 г. "Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" // "Грязные" деньги и закон. Правовые основы борьбы с легализацией преступных доходов / Под общ. ред. Е.А. Абрамова. М., 1994.

Разумеется, пропорции (в %) распределения конфискуемых средств могут быть и иными, нежели предлагаются банками в рамках ЛК. Так, когда речь идет о незаконно переведенных за рубеж деньгах, нет правовых оснований оставлять преступным владельцам счетов вообще какие-либо части их вкладов. Обращение же незаконно вывезенных из России валютных средств на погашение внешнего долга России представляется оптимальным и с моральной, и с юридической, и с социальной стороны - способом вытащить страну из долговой ямы, в которую она и попала именно по милости ее расхитителей. По сути единственным, но, скорее всего, непреодолимым препятствием для осуществления акции по изъятию средств у владельцев "грязных" денег явится сопротивление их владельцев, подкрепленное этими самыми "бешеными деньгами". С древних времен известно, что деньги не пахнут и легко открывают любые двери...

На сегодняшний день вполне оправданной мерой мог бы стать превентивный мораторий на снятие средств с соответствующих сомнительных счетов впредь до их легальной проверки во избежание последующего "перепрятывания" денег, находящихся на этих счетах.

3.3. "Большая восьмерка" (G-8)

Нельзя не обойти вниманием и то, что наиболее важной и исключительно значимой международной параорганизацией, в рамках которой обсуждаются и валютно-финансовые вопросы, является так называемая "Большая восьмерка". Россия, участвующая в ежегодных встречах "восьмерки", тем не менее не принимает полноправного участия в обсуждении международных валютно-финансовых проблем <1>. В рамках встречи семи стран "восьмерки", в частности, обсуждаются общие вопросы уровня внешнего долга как самих семи стран, так и других стран, особенно развивающихся. Результатами встреч могут быть джентльменские соглашения по согласованию позиций применительно к вопросам, обсуждаемым в рамках таких международных финансовых организаций, как МВФ и группа Всемирного банка, в том числе согласование основных положений будущих кредитных сделок. Не секрет, что согласованные позиции семи стран фактически являются решающими.

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 393 из 747

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

--------------------------------

<1> См.: Водин Р. Семь с половиной // Эксперт. 1997. N 24. С. 13 - 14.

Известна также практика принятия "Большой восьмеркой" заявлений (деклараций), которые при наличии определенных качеств могут рассматриваться и как международные договоры со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, заявления, включающие обязанности участников при принятии конкретных мер в валютно-финансовой сфере, могут толковаться как международные договоры. Данное обстоятельство порождает вопросы ответственности государств за такие заявления. Например, в коммюнике, принятом 17 мая 1998 г. на встрече в Бирмингеме, предусмотрено внесение государствами-участниками финансовых вкладов на ликвидацию последствий азиатского кризиса <1>.

--------------------------------

<1> Финансовые известия. 1998. 19 мая.

Возможность привлечения к ответственности государств, принявших соответствующие заявления, за последствия их непосредственного выполнения напрямую зависит от факта принятия на себя сторонами конкретных обязательств перед третьими лицами. Дополнительную значимость здесь имеет невыполнение заявителями тех обязательств, которые повлекли негативные последствия для третьих лиц.

Определенный интерес с точки зрения международного права имеет и практика неформальных встреч, или так называемых встреч "без галстуков" <1>. На таких встречах обсуждаются, в частности, и вопросы кризиса на мировых валютных фондовых рынках, как это было на последней встрече в 1998 г. "друзей Бориса и Рю". Несомненно, подобные неформальные встречи могут иногда принести больше пользы, чем формальные протокольные встречи. Однако есть и риск, что расширение такой практики может быть результатом стремления преодоления барьеров конституционного права, например позиций "несговорчивого" парламента и т.п. Эти вопросы, к сожалению, остаются пока, по-видимому, вне поля зрения международно-правовой и государственно-правовой доктрин.

--------------------------------

<1> См. также: Петров В. "Без галстуков" и "без шпилек" // МЖМП. 1998. N 2. С. 157 - 158.

3.4. Правовой статус параорганизаций

Феномен существования в международных отношениях особых международных параорганизаций, которые по своей правовой природе не являются международными организациями, международными конференциями или предварительными ступенями образования таковых, представляется, как уже отмечалось, не новым. Среди отличительных признаков международных параорганизаций, которые помогают их выделить наряду с такими субъектами международного права, как международные организации, надо отметить, во-первых, отсутствие учредительных документов, которые давали бы основание рассматривать данные формирования в качестве субъектов международного права (или субъектов того или иного национального права). Возможное наличие указанных документов конфиденциального характера не меняет дела, поскольку для правовой личности непременным свойством является открытость

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 394 из 747

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

статуса в смысле способности отвечать по предъявляемым к ней правовым претензиям со стороны других субъектов права. Во-вторых, - и это вытекает из того, что сказано выше, - параорганизациям не свойственны четко определенная внутренняя организационная структура и процедура работы, присущие традиционным международным организациям. Часто у них нет и постоянного местопребывания (например, у "Большой восьмерки").

Само по себе, однако, наличие каких-либо открытых документов учредительного характера при образовании тех или иных международных формирований еще не означает придания такому формированию статуса правосубъектной международной организации. Для этого необходимо недвусмысленное выражение согласованных намерений ("воль") учредителей образовать именно организацию, которой свойственна определенная степень международной правосубъектности. Если же такого явственного выражения намерений не выявляется, любое международное формирование, хотя и обладающее отдельными элементами, признаками организации (постоянное место встреч участников, систематичность таких встреч, даже образование какого-либо органа с секретариатскими функциями и соблюдение некой обычной процедуры проведения совещаний участников, принятия решений и т.п.), нельзя еще рассматривать в качестве международной организации как таковой.

Вместе с тем надо подчеркнуть, что в отличие от международных конференций (которые тоже не являются субъектами права) параорганизациям (и это сближает их с международными организациями) свойственна определенная стабильность деятельности, регулярность проведения совещаний, встреч и т.д.

Наконец, что особенно важно и что оправдывает более пристальный аналитический интерес к сущности параорганизаций, это прежде всего значение их юридически неформальных контактов и связей именно с субъектами международного права, в том числе с государствами. Причем здесь не исключается и возможность заключения соглашений от имени параорганизаций. Однако правовая сила (vis obligandi) этих соглашений может иметь не более чем морально-политический смысл. Речь идет о некоторой аналогии с такими известными в международном праве актами, как джентльменские соглашения. По существу, однако, соответствующие соглашения параорганизаций с субъектами права могут иметь на практике исключительно большие юридические последствия, часто превышающие значение работы в рамках признанных международных организаций. Результатом деятельности параорганизаций может быть и возникновение последующих правоотношений между вовлекаемыми в эту деятельность субъектами права.

Итак, международными параорганизациями следует считать такие формирования (институции), которые обладают определенными признаками международной организации, но у которых эти признаки в совокупности недостаточно полно обозначены, что не даст основания усматривать достаточно ясно выраженное согласие учредителей рассматривать создаваемое ими формирование в качестве международной организации как таковой с наделением ее определенной функциональной международной правосубъектностью. Параорганизации являют собой нечто вроде "клубов" (хотя таковыми именуются редко), т.е. служат более или менее стабильным и постоянным форумом для встреч и выработки неформальных (первоначальных) решений. Причем стремлению к достижению согласия между договаривающимися сторонами нередко сопутствует их нежелание связывать себя надлежащими юридическими обязательствами. Сказанное, разумеется, относится и к правовому статусу международных формирований (клубов) в сфере международного валютно-финансового сотрудничества.

Выше шла речь в основном о деятельности многосторонних международных

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 395 из 747

надежная правовая поддержка

 

 

"Международное право: опыты"

(Вельяминов Г.М.) Документ предоставлен КонсультантПлюс

("Статут", 2015)

Дата сохранения: 06.05.2022

параорганизаций, но еще больше существует двусторонних параорганизаций. Многочисленными примерами последних могут служить межправительственные комиссии по долгосрочным соглашениям о межгосударственном экономическом сотрудничестве, комиссии по наблюдению за выполнением кредитных договоров и т.п.

Появление множества параорганизаций в наше время, разумеется, не является случайным феноменом. Оно обусловливается и оправдывается заинтересованностью государств и иных субъектов права именно в неформальных, консенсуальных подходах к решению тех или иных проблем. Неслучайно и то, что такие подходы все более становятся знамением времени. Можно усматривать в этом известный кризис некоторых классических международно-правовых понятий и институций, а в более широком аспекте - и некое отражение процессов в рамках эволюции сложившегося правового мироустройства. Почему это происходит? Ответ лежит уже не в правовой плоскости.

Многое в представленной статье ввиду отсутствия доступной информации является предположительным. Было бы весьма интересным как с научной, так и с практической точки зрения для общественности всей страны, если бы лица, которые владеют соответствующей информацией, сочли возможным поделиться недостающими и не представляющими конфиденциальности сведениями с читателями на страницах журнала. При этом, насколько конфиденциальность вообще находится в соответствии с правом налогоплательщиков на информацию о расходовании бюджетных средств, еще предстоит выяснить правовой доктрине и организациям налогоплательщиков.

Глава 12. ОТДЕЛЬНЫЕ НЕПРАВОСУБЪЕКТНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ И УЧАСТНИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПУБЛИЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ <*>

--------------------------------

<*> Использовано соч.: МЭП и процесс. С. 68 - 77.

Международные учреждения и формирования, не обладающие международной правосубъектностью, - это неправительственные организации, международные конференции, международные преференциальные системы в узком смысле. Это и так называемые параорганизации (см. гл. 11 настоящей книги).

Нельзя признать международными учреждениями и субъектами международного права так называемые транснациональные корпорации - ТНК, а также индивидов - физических и юридических лиц из разных стран. Значение деятельности несубъектов международного права, несмотря на это, в реальной жизни может быть весьма велико.

1. Неправительственные международные организации

Неправительственные организации (non-governmental organizations - NGO) - это учреждаемые физическими или юридическими лицами из разных государств объединения для осуществления международной деятельности некоммерческого характера в целях достижения определенных, общих для объединения целей и интересов. Международные неправительственные (иначе - негосударственные) организации обычно по месту их нахождения имеют статус юридического лица, но не обладают международной правосубъектностью.

В доктрине можно встретить и мнение, что неправительственные организации, поскольку

КонсультантПлюс

www.consultant.ru

Страница 396 из 747

надежная правовая поддержка