Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
!!Экзамен зачет 2023 год / Саватье_Теория_обязательств_1937.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
16.05.2023
Размер:
1.9 Mб
Скачать

144. Исключения, устанавливаемые договором.

Правило о немедленном действии договора относительно передачи вещи не является императивным; оно презюмируется как соответствующее воле сторон. Поэтому договор может предусматривать более позднюю дату передачи права собственности.

Для таких последствий недостаточно указать срок физической передачи, так как последний касается только передачи владения и установление такого срока не препятствует тому, чтобы право собственности перешло к приобретателю немедленно по заключении договора.

В договорах часто устанавливается отсрочка передачи права собственности. Так, передача может быть отложена до момента оплаты цены. Это предоставляет некоторые преимущества налогового характера, поскольку указывается более поздняя дата изменения собственника имущества. Кроме того, продавец получает, таким образом, известную юридическую гарантию: до тех пор, пока цена не будет уплачена, он остается собственником вещи и может сохранять ее, не прибегая к помощи суда и признанию продажи недействительной. Правда, при этом он несет все виды риска, связанные с проданной вещью; если вещь погибнет по случайным причинам, он не может требовать уплаты цены.

145. Естественные пределы применения общего правила; неприменимость его к вещам, определяемым родовыми признаками, и к будущим вещам.

Отсрочка в передаче права собственности неизбежна тогда, когда предметом договора являются вещи еще не индивидуализированные или еще не существующие.

254

Вещи, определяемые родовыми признаками, в отличие от вещей, определяемых индивидуальными признаками (см. п. 26), обозначаются только родом и видом с указанием их веса, свойств или меры.

Если оптовый торговец покупает у фабриканта некоторое количество стиральных машин определенного типа, такие машины могут уже существовать, но они представляют собой вещи, определенные родовыми признаками, продаваемые в определенном количестве. Передача права собственности на эти вещи будет возможна лишь тогда, когда они будут индивидуализированы как предмет данной продажи.

Если противоположное условие не содержится в договоре, то вещи, проданные таким образом, становятся собственностью покупателя с момента их индивидуализации, например с того момента, как их погрузили в вагоны для отправки покупателю.

Точно так же, если объектом является будущая вещь, как, например, при продаже судна, находящегося на верфи, квартиры в строящемся доме, травы, которая будет выращена в будущем году на лугу, совершенно естественно, что собственность на эти вещи не может быть передана с момента заключения договора, поскольку предмет еще не существует. Но с того момента, как этот объект возник, приобретатель может считаться его собственником.

3. Действие договоров о передаче вещей в отношении третьих лиц и меры, обеспечивающие публичность договоров

146. Передача права собственности на вещь на основании договора действует в отношении третьих лиц, но для этого часто требуется соблюдение определенных формальностей.

К договорам о передаче вещи, то есть к таким, на основании которых право переходит из одной имущественной сферы в другую, не может быть применено правило о том, что соглашение не оказывает действия в отношении третьих лиц (см. п. 133 и 134). Права, которые передают, должны действовать и в отношении третьих лиц, и передача считается завершенной лишь тогда, когда переданное право может быть им противопоставлено.

Как правило, передача права по договору действует немедленно и в отношении третьих лиц. Последние должны

255

учитывать, например, в случае продажи, что продавец потерял права на проданную вещь, а покупатель приобрел их. Если автор литературного произведения передал право на свою книгу, то передача этого права немедленно действует в отношении всех и каждого.

Но такое правило, если применить его без каких-либо изменений, серьезно нарушило бы интересы третьих лиц, когда они, обманутые внешним характером отношений, покупали бы имущество у лица, которое в результате другого договора уже перестало быть собственником либо успело расчленить принадлежащее ему право и передать отдельные правомочия.

Вот почему от применения рассматриваемого правила иногда отказываются в интересах охраны третьих лиц, иногда усиливают его в тех же целях.