Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций Никит..doc
Скачиваний:
42
Добавлен:
17.11.2019
Размер:
823.81 Кб
Скачать

3. Организация сыскной части полиции

В марте 1908 года в составе Департамента полиции было создано 8-е делопроизводство. Оно осуществляло следующие функции: составление документов по организации и деятельности сыскных отделений, создание центрального регистрационного бюро, связь с западноевропейскими полициями, а также с фирмами, изготовляющими аппаратуру для сыскных отделений в России. Члены 8-го делопроизводства стали инструкторами в школе для подготовки агентов сыска, выезжали на места для обучения агентов технике розыска.

Для более успешного руководства сыскной деятельностью полиции был принят Закон от 6 июля 1908 года «Об организации сыскной части»43.

В соответствии с принятым законом в составе полицейских управлений империи были образованы сыскные отделения четырех разрядов для производства розыска по делам общеуголовного характера как в городах, так и в уездах. Вся административная система государства на местах замыкалась на губернаторе, власть которого по закону была «судебно-полицейской, распорядительной, исполнительной и понудительной». Согласование любых действий местной и центральной власти осуществлялось губернатором. В границах вверенной ему территории губернатор был официальным начальником полицейских управлений – городских и уездных. В состав городских управлений вошли и сыскные отделения. В силу такого устройства местной власти работа сыщиков по преследованию преступников серьезно затруднялась.

На начальников сыскных отделений, их помощников, полицейских надзирателей и городовых были возложены все права и обязанности, согласно судебным Уставам и другим, действующим по данному предмету указаниям. Начальники отделений и их помощники назначались на должности и отстранялись от службы по предварительному согласованию данного вопроса между губернатором и прокурором окружного суда. При этом лица прокурорского надзора имели право давать непосредственные поручения чинам сыскных отделений в отношении производства розыскных действий.

Проблемой борьбы с уголовной преступностью стала заниматься Государственная дума. При обсуждении этого вопроса отмечалось, что состояние сыска в империи представляет прямую опасность во время столь быстрого роста преступности. Депутаты признали организацию сыскных отделений в масштабе всей страны своевременной и необходимой.

Министру внутренних дел в случае надобности было предоставлено право, передвигать из состава одного сыскного отделения в другое в должности «помощников» начальников отделений, полицейских надзирателей, канцелярских чинов и городовых, а равно и суммы на производство розысков44.

Связи между сыскной полицией в городах и полицией в уездах не было. Поэтому нередки были случаи, когда разыскиваемый преступник свободно проживал в уезде, в то время как его тщательно разыскивали в городе.

После принятия Закона от 6 июля 1908 г. была введена в действие Инструкция чинам сыскных отделений, принятая 9 августа 1910 г.45. В Инструкции четко расписывалось устройство сыскных отделений, права и обязанности чинов сыскных отделений. Основной целью сыскных отделений в соответствии с Инструкцией являлось негласное расследование и производство дознаний, предупреждение, устранение, разоблачение и преследование преступных деяний общеуголовного характера. Чины сыскных отделений для выполнения своей деятельности использовали поручения прокуроров и судебных следователей по общеуголовным делам, а также предписания своего начальника в пределах указанных выше целей деятельности сыскной полиции.

Командированные в другие города чины сыскного отделения обязаны были по прибытии являться к начальнику местного сыскного отделения или начальнику местной полиции и вести дальнейшие расследования совместно с данными лицами и при полном содействии с их стороны. В случае необходимости они были обязаны принять сыскные меры по какому-либо делу одновременно в различных местностях империи.

Все сведения, касающиеся дел политического характера, начальники отделений были обязаны незамедлительно сообщать начальникам губернских или охранных отделений и не принимать каких-либо мер по обозначенным делам.

Начальник сыскного отделения непосредственно подчинялся в общем порядке службы полицмейстеру по принадлежности. На начальника сыскного отделения возлагались следующие обязанности: 1) руководство деятельностью подведомственных ему чинов отделения и ее направление в духе законности к наиболее успешному исполнению возложенных на них обязанностей по предупреждению и расследованию преступлений; 2) распределение занятий между подведомственными ему чинами отделения; 3) принимал на себя розыски и расследование по особо выдающимся делам, являясь на место преступления и принимая надлежащие меры для розысков по горячим следам.

В 1910 году в составе особого отдела Департамента полиции был создан строго засекреченный Агентурный отдел. В его задачу входила подготовка и засылка агентов в революционные организации. Особую ценность для охранных отделений представляли агенты - члены революционных организаций. Внутренние агенты постоянно занимались провокаторством. Выдавая себя за активных деятелей революционных организаций, они проваливали их.

Охранные отделения стремились расширить свою деятельность за счет вмешательства во внутрипартийные дела и влиять на них в целях ослабления революционных сил или их раскола. Предпринимались меры по усилению противоречий между большевиками и меньшевиками. В 1914 году в циркуляре предписывалось всем охранным отделениям «безотлагательно внушать подведомственным секретным сотрудникам, чтобы они участвовали в разного рода партийных совещаниях, неуклонно и настойчиво проводя и убедительно отстаивая идею полной невозможности какого бы то ни было организационного слияния течений и в особенности объединения большевиков и меньшевиков».

После создания сыскных отделений встал вопрос о профессиональной подготовке их служащих. В августе 1908 г. по распоряжению министра внутренних дел П.А. Столыпина для начальников сыскных отделений в Петербурге были открыты двухмесячные курсы. Обучение на курсах предусматривало теоретическую подготовку слушателей и практические занятия, которые проводились ежедневно. Программа включала в себя широкий круг дисциплин: государственное и полицейское право; судебную медицину; методы регистрации преступников; приемы уголовного сыска; приемы самообороны; ознакомление с оружием и взрывчатыми веществами; ознакомление с гримом и переодеванием; тайнопись преступников (шифры и дешифровка); разбор выдающихся сыскных дел; присутствие при вскрытии трупов; посещение полицейского музея и других учреждений; практические занятия по «словесному портрету», антропометрии, дактилоскопии, по снятию слепков и рисунков следов, при исследовании документов; приемы дрессировки собак для защитных, сторожевых и сыскных целей; практику дознания; практику розыска и выслеживания преступников и т.д. Обучение на курсах способствовало повышению квалификации определенной части сотрудников уголовного сыска, хотя и не решало проблемы в целом»46. Дальновидные руководители полиции предпринимали различные шаги, чтобы поднять уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки чинов сыскных отделений. На состоявшемся в 1913 году всероссийском съезде чинов сыскной полиции остро обсуждался вопрос о требованиях, предъявляемых к личному составу, о его профессиональной подготовке, говорилось об открытии курсов для классных чинов, школ для нижних чинов сыскной полиции47.

Лекция 7. Организация и деятельность ОВД России с 1917 по 1920 гг.

Вопросы:

  1. Первые шаги по формированию советских органов внутренних дел

  2. Создание и деятельность Народного комиссариата внутренних дел РСФСР

  3. Деятельность советской милиции в послеоктябрьский период

  4. Деятельность железнодорожной, промышленной, водной, транспортной и розыскной милиции

  5. Образование и деятельность Главного управления милиции НКВД РСФСР