Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Философия.doc
Скачиваний:
16
Добавлен:
10.11.2019
Размер:
9.06 Mб
Скачать

Апофатическая теология

рактер. Апология нового времени противопоставляет христианство современной науке, используя при этом (особенно в протестантизме) вполне научный метод (Франк, Планк, Ульман и др.), а с XIX в. противостоит материализму (Ричль, Гарнак, в России — Юркевич), дарвинизму и др. теориям.

В России возрождение А. во многом было связано с традиционной русской проблемой “Народ и интеллигенция”. Помимо чисто церковных писателей (архим. Августин, Кудрявцев-Платонов, прот. Светлов и др.) к апологетам могут быть отнесены и многие философы (особенно “софиологи” и вообще философы всеединства). Так, например, у В. С. Соловьева немалую роль играют методы, свойственные христианской А. Для того, чтобы обосновать единство христианства и рационалистической философии, Соловьев (в “Чтениях о Богочеловечестве”) прямо использует разделение Божественного Слова, предложенное св. Иустином. Т. о., философия (или Запад, наука, интеллигенция) едины с христианством (Восток, религия, народ). Использование понятия Логоса в таком архаичном, узкокосмологическом значении ставит перед мыслителем те же проблемы, что и перед ранними апологетами. И Соловьев увековечивает мир, но уже не в виде круговорота миров Оригена (осужденного V Вселенским Собором), а в виде “мира-вБоге”, Божественной Софии как совокупности вечных идей-прообразов тварного мира.

В русской философии XX в. следует отметить “Апологетику” прот. В. В. Зеньковского (Париж, 1957), трактующую христианское учение в его отношении к современным научным теориям (учениям о происхождении Вселенной, дарвинизму, физиологии, психологии, палеонтологии, социальным учениям, теории “бесцерковного христианства” и пр.).

М. Б. Хомяков

Апофатическая теология (от

феч. ?ρορχατικος — ξтрицательный) — отказ от попыток исчерпать глубины веРы катафатическим путем, т. е. описанием Бога посредством позитивных атрибутов и обозначений, стремление выразить Бога путем устранения (“отрицания”) всех относящихся к Нему познавательных образов как несоизмеримых с Его природой. Поскольку Полнота Бытия (Бог) беспредельна, неправомерно представлять ее в форме какого-либо определенного бытия, качества и тем самым ограничивать Бога. Бог не поддается определению и не имеет атрибутов, ибо находится за пределами любого мыслимого нами бытия и качественности.

В течение первых трех веков своего существования христианская церковь не прибегала к формулировкам хранимой ею истины, не обладала еще системой определяющих веру догматов. Истина веры переживалась первыми христианами как нечто очевидное, непосредственно данное и потому не нуждающееся в теоретической обработке. “Догмат” появляется тогда, когда возникает опасность ереси, — церковь начинает апофатически и катафатически определять границы живого религиозного опыта.

Апофатизм впервые выступает еще у Филона, Оригена, неоплатоников, развивается Григорием Нисским. В классической форме он предстает в “Ареопагитиках”, созданных Псевдо-Дионисием Ареопагитом, представителем поздней патристики. Эти религиозные сочинения, подписанные именем жившего в в. в Афинах Дионисия Ареопагита, создавались не ранее 2-й половины V в. под влиянием неоплатонизма (особенно Прокла). Дальнейшее развитие апофатизм получает у Симеона Нового-Богослова.

“Бог” в А. т. трактуется как сверхразумное тождество бытия и небытия, поэтому о Боге нельзя сказать не только то, что Его нет, но и то, что Он есть, т. к. Бог — по ту сторону всякого наличного бытия. Апофатически и подход требует от богослова в большей мере опираться на эзотерический язык поэзии, нежели на прозу общеизвестных абстрактных понятий и логических схем. На образно-символическом языке Бог предстает у апофатиков как “сверхсущностная Сущность”, “безымянное имя”, “безначальное нача-

 

==71

ΑΠΟΧΑ

ло”, “дух, не вмещаемый духом”, “неизреченное слово”, “смысл, не выразимый никаким смыслом” и т. д. Познание Бога именуется “ведением о неведении”, “непричастной причастностью”. Истина отождествляется с непосредственным опытом, а теология — с “видением Бога”, с “исполнением неисполнимого”.

Христианская церковь противоречиво относится к А. т. С одной стороны, она поддерживает и заимствует часть идей апофатиков, в особенности идеи о сверхтрудной постижимости Бога человеком и о том, что действительное познание Бога дается лишь мистическим озарением души верующего. С другой стороны, церковь усматривает в апофатизме реальную опасность пантеистической деперсонализации Бога, а также принижения значимости духовенства в качестве посредника мирян с Богом. Такие средневековые апофатики, как Экхарт, Беме, Шеффлер подрывали представление о Боге как личности. Поэтому в средние века церковь искала возможности дополнить А. т., считавшуюся более совершенным путем богопознания, альтернативной ей катафатической теологией. Хотя церковь отдает предпочтение живому опыту перед чисто интеллектуальным подходом, тем не менее она не проповедует туманный мистицизм и не пренебрегает рациональным мышлением, наследуя образцы мышления эллинистической цивилизации.

В современной философской литературе термин “апофатический” подчас употребляется в расширительном и нестрогом смысле для характеристики логически   неопределяемых   аспектов трансцендентной реальности, для обозначения непостижимости безусловного бытия, бездны абсолюта, бесконечности сущности.

Д. В. Пивоваров

АПОХА (санскр. — исключение, отделение, различение) — логико-гносеологическая концепция буддизма махаяны, утверждающая отрицательное или относительное значение понятий. Проистекает из концепции “недвойственности” (см. “Восемь "не"”) и принципиальной иллюзорности всякой феноменальности, отнесения подлинной субстанциальности к миру чистых единых сущностей — дхарм. Всякий мыслительный процесс, выражающийся в понятиях, представляет собой конструирование, обобщающую абстракцию. Следовательно, любое понятие — универсалия. Поскольку мир единичных сущностей и мир универсалий никак не связаны (универсалии предполагают стабильность, постоянство значения, а дхармический поток реальности непостоянен, вечно изменчив и бесконечно многообразен), то понятия ничего не говорят о реальности, с которой они мысленно соотносятся. Их значение в том, что они каким-то образом указывают на специфику мыслительных процессов. Кроме того, слово как комбинация звуков, наделяемая субъективным и коммуникативно транслируемым смыслом, содержит указание на то, что называемый им предмет есть “А”, следовательно, он не есть “не-А”. Эти аспекты смысловой данности понятийной практики позволяют, по крайней мере, прояснить, чем не является данный предмет. Основатели концепции А. — Дигнага (ок. 450 — 520) и Дхармакирти (ок. 580 — 650), отрицая позитивное значение рационально-понятийного познания, утверждали ценность чувственного познания, просвещенного духовной практикой в соответствии с буддийскими истинами. Дхармоттара (ок. 750 — 810), представитель крайнего крыла школы йогачара, утверждает ложность всякого познания внешней феноменальности, ориентируясь на медитативную интроспекцию (вся феноменальная реальность, с его т. зр., есть дхармические образы, являющиеся в процессе медитации). Влияние концепции А. присутствует во всей логико-гносеологической литературе махаяны и особенно в дзэн-буддистской практике достижения сатори.

Е. В. Гутов

АПРИОРНОЕ и АПОСТЕРИОРНОЕ — термин “a priori” (лат.) буквально означает “из предшествующего”, а

==72