Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психотерапия.doc
Скачиваний:
110
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
19.91 Mб
Скачать

Контекстуальное значение проблемы

Тот факт, что большинство людей в настоящее время сталкиваются с различными взглядами на одни и те же проблемы (их иногда называют множественным знанием, multiple knowledges), объясняет, почему сторонники постмодернисткого подхода считают «контекст» значимым, если не решающим параметром, который определяет наше отношение к происходящим событиям. Эта мысль красной нитью проходила во многих моделях, достаточно упомянуть о таких приемах, как пунктуация (punctuating), приписывание благородных намерений (ascribing noble intentions) или рефрейминг. Каждая из этих техник исходит из предпосылки о полезности придания нового смысл переживаниям индивида, страдающего от собственных представлений о ситуации, в которой он находится. Для конструктивиста-постмодерниста изменение смысла того или иного события становится основной техникой и важнейшей теоретической концепцией.

Терапевты-постмодернисты изменяют значение, которое клиент приписывает своему положению, используя различные процедуры, такие как психологическое просвещение, поиск рациональных решений или экстернализация проблемы. Это, к сожалению, часто делается в ущерб поиску причины конкретной проблемы или циклических поведенческих паттернов, которые способствуют сохранению проблемы. Так, обсуждая с клиенткой психическую травму, связанную с изнасилованием, конструктивист исходит из того, что эта травма опосредована языковым контекстом, то есть переживания предопределены общепринятыми представлениями об изнасиловании (Efran, Lukens & Lukens, 1988).

Принимая во внимание тот факт, что словарный запас, которым пользуется человек, влияет на его интерпретацию тех или иных событий, терапевт-конструктивист полагает, что изменение контекстуального смысла специфического переживания лежит в основе изменения переживаний этого смысла. В случае с изнасилованием можно прибегнуть к изменению контекста, суть которого состоит в том, чтобы индивид перестал считать себя жертвой ужасной несправедливости, а ощутил облегчение оттого, что избежал многих потенциальных опасностей, связанных с подобным событием. Оба варианта интерпретации такого события, более пессимистический вариант клиентки и более оптимистический – терапевта, вполне реалистичны, но последний обладает более выраженной способностью изменять смысл, а значит и переживание данного события.

Концепция семьи

Ранние модели семейной психотерапии базировались на доминировавших вплоть до второй половины двадцатого века индивидуальных подходах к психотерапии. Для основоположников семейной психотерапии в качестве пациента выступала семья, преимущественно полная, нуклеарная.

Проведение индивидуальной психотерапии свидетельствовало, по мнению семейных терапевтов, о «прямолинейности мышления». Постмодернисты, уделяющие особое внимание речевым оборотам и познавательным способностям, разрушили четкие формулировки, изначально присущие семейной психотерапии. Они ратуют за контекстуальное значение самой семьи, изменчивого сообщества, которое может включать членов расширенной семьи, значимых других, одновременно исключая некоторых членов самой нуклеарной семьи. Кроме того, терапевты-постмодернисты охотно работают с отдельными индивидами как представителями той или иной семьи, полагаются на их мнение о существе проблемы.