Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психотерапия.doc
Скачиваний:
110
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
19.91 Mб
Скачать

Из сессии 6

По решению психотерапевта несколько встреч были проведены в отсутствие команды наблюдателей. Встречи, проходившие между пятой и шестой основными сессиями, были посвящены супружеским проблемам, о поведении детей речь шла лишь вскользь. Сессия 6 с участием команды психотерапевтов подвела итог нескольких месяцев психотерапии. Рефлектирующая команда решила передать свою последнюю записку в конце сессии:

Записка 9. Группа отмечает изменения в отношениях между Сарой и Джо, которые стали проявлять больше заботы друг о друге. Хочется надеяться, что они и впредь будут укреплять свои отношения вместо того, чтобы мешать друг другу. Тем не менее следует помнить о том, что проблемы с детьми или житейские неурядицы могут вновь разобщить супругов.

Рефлектирующая группа пожелала сделать еще одно важное дополнение: «Возможно, мы допустили ошибку. Не исключено, что Сара и Джо могут быть гораздо более искренними друг с другом, чем мы предполагали вначале».

После того как было заслушано это послание, Джо, поднявшийся, чтобы уходить, повернулся к Саре и шепотом сказал: «Думаю, мы им это доказали».

В течение полугодового периода проспективного наблюдения пара больше не обращалась к психотерапевту.

Эффективность стратегической семейной психотерапии

Стратегическая семейная психотерапия, как оказалось, применяется гораздо чаще, чем любой другой психотерапевтический подход. В 1978 Гурман и Книскерн (Gurman & Kniskern, 1978) сравнили эффективность различных походов к семейной психотерапии на материале 27 исследований, в шести из которых использовалась стратегическая семейная психотерапия (Alexander & Parsons, 1973; Langsley, Fairbairn, & DeYoung, 1968; Langsley & Kaplan, 1968; Langsley, Machotka, & Flomenhaft, 1971; Pittman, Flomenhaft, DeYoung, Kaplan, & Langsley, 1966; Pittman, Langsley, Flomenhaft, DeYoung, Machotka, & Kaplan, 1971). Гурман и Книскерн отмечают, что на общем фоне исследования, использовавшие стратегическую семейную психотерапию, выгодно отличались тщательностью планирования и предварительной подготовки. К аналогичному выводу пришел и Стэнтон (Stanton, 1981).

После 1978 г. эффективность стратегической семейной психотерапии оценивалась разными исследователями неоднозначно. Гарриган и Бамбрик (Garrigan & Bambrick, 1979) обследовали 24 семьи, в которых идентифицированным пациентом был старший из детей мужского пола. Треть из этих семей (8) были неполными. Методом случайной выборки половина семей была направлена на краткосрочную семейную психотерапию, а другая половина составила контрольную группу. Идентифицированные пациенты одинаково восприняли отнесение своей семьи к группе краткосрочной семейной психотерапии или к контрольной группе (Stanton, 1981). Однако матери из полных семей, проходивших краткосрочную психотерапию, сообщили об уменьшении выраженности симптоматического поведения у сыновей, в то время как в неполных семьях, напротив, симптоматика у детей усилилась. Это исследование относится к разряду экспериментальных, но остается неясным, получали ли семьи из контрольной группы какое-либо лечение (Stanton, 1981).

Скалли (Scully, 1982) изучал эффективность стратегической семейной психотерапии в отношении клиентов с расстройствами поведения и их семей. По данным Скалли, стратегическая семейная психотерапия способствовала преодолению проблем клиента и других членов семьи. Однако, как отмечает исследователь, малочисленность выборки и связанные с этим проблемы при планировании вмешательства снижают значимость полученных результатов.

Интересное исследование было проведено Вагнером, Уиксом и Л'Абатом (Wagner, Weeks, & L'Abate, 1980) с целью оценки эффективности использования при работе с супружескими парами записок прямой и парадоксальной направленности. Пятьдесят шесть пар, принимавших участие в программе обогащения супружеских отношений (marital enrichment program), методом случайной выборки были отнесены к одной из четырех групп: 1) обогащения супружеских отношений в сочетании с запиской парадоксального содержания, 2) обогащения в сочетании с запиской прямой направленности, 3) обогащения и 4) контроля. Полученные результаты свидетельствовали о заметном улучшении супружеского функционирования в экспериментальных группах по сравнению с контрольной. Группа, получившая записку парадоксальной направленности, ничем не отличалась от двух других экспериментальных групп. Исследователи предполагают, что использованные ими методы оценки эффективности парадоксальных записок оказались недостаточно чувствительными.

Были проведены дополнительные исследования эффективности Миланской модели (Palazzoli-Selvini et al., 1978,1980). В отличие от более ранних сообщений авторов этой модели (Palazzoli-Selvini, 1986) другие исследователи (Machal, Feldman, & Sigal, 1989) отмечают негативную реакцию клиентов на психотерапевта и рефлектирующую команду. Участники считают, что психотерапевт держит дистанцию, а команда представляется обезличенной. Это согласуется с другим сообщением (Sells, Smith, Сое, Yoshioka & Roblins, 1994), согласно которому психотерапевту не удалось, по мнению клиентов, установить с ними «доверительные отношения» и «раппорт». Более того, клиенты и психотерапевты разошлись в оценке эффективности данного психотерапевтического подхода.

Два последних исследования затрагивают вопросы эффективности применения Миланской модели. Подтвердить или опровергнуть утверждения ее создателей может лишь тщательно спланированное изучение конечных результатов ее применения. Шагом в этом направлении является этнографическое исследование, посвященное анализу диалогов психотерапевта с членами семьи (Smith, Sells, & Clevenger, 1994). Подобные исследования дают клиницистам пищу для размышления, а самим его организаторам позволяют лучше понять взаимодействие клиент – психотерапевт.

Стратегическая семейная психотерапия в сочетании со структурной семейной психотерапии дает хороший эффект в лечении подростков-наркоманов. В двух исследованиях (Santisteban, Szapocznik, Perez-Vidal, Kurtines, Murray, & LaPerriere, в печати; Szapocznik, Perez-Vidal, Brickman, Foote, Santisteban, Hervis, & Kurtines, 1988) была проведена сравнительная оценка эффективности привлечения семей с подростками к терапии в соответствии с двумя программами: Программы усиленного привлечения структурно-стратего-системной направленности (structural strategic systems engagement (SSSE) и традиционной программы привлечения к терапии (traditional engagement interventions). Программа SSSE была нацелена на оценку, присоединение психотерапевта к семье и перестройку семьи при первом с ней контакте. Традиционный способ привлечения к психотерапии сводился к выражению вежливой заинтересованности и выяснению сути проблемы. Результаты этих двух исследований свидетельствуют о том, что программа SSSE гораздо более эффективна в отношении привлечения к достаточно продолжительной терапии наркоманов и членов их семей. Так, из 9390 участников 75% завершили терапию, в то время как при традиционном подходе согласились на терапию 42%, а завершили ее только 35% (Liddle & Dakof, 1996).

В целом, стратегическая семейная психотерапия обладает высокой эффективностью, повышению которой способствует ее комбинация с другими методами (например, со структурной семейной психотерапией). Число и качество проведения экспериментальных исследований с применением стратегического подхода существенно превышает таковые при других типах психотерапевтических вмешательств. Тем не менее требуется дальнейшее изучение важнейших компонентов стратегической семейной психотерапии и долгосрочных прогнозов после ее применения (Stanton, 1981). Крайне важно документально фиксировать все связанные с психотерапевтическим вмешательством эффекты (например, изменение характера взаимодействия в семье), не ограничиваясь лишь оценкой степени ослабления симптомов.