Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психотерапия.doc
Скачиваний:
110
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
19.91 Mб
Скачать

Пример из практики

Следующий пример из практики иллюстрирует работу психотерапевта с семьей, обратившейся к нему по направлению агентства защиты детей.

У Фрэнка и Донны было двое детей: Мэри (11 лет) и Стивен (3 лет). Мэри была дочерью Донны от первого брака; Стив был общим ребенком супругов. Семья была направлена к психотерапевту сотрудником агентства защиты детей, потому что Фрэнк жестоко обращался с Мэри. Фрэнк страдал эпилепсией и много пил. В последние девять месяцев он воздерживался от употребления алкоголя и посещал занятия общества Анонимных алкоголиков.

На первом интервью Фрэнк с трудом сдерживал эмоции. Кроме того, по его словам, ему было трудно общаться с коллегами по работе, поэтому он часто приходил вечером домой злой и раздраженный. Донна сообщила, что побаивается Фрэнка, потому что не знает заранее, когда он «взорвется». Фрэнк, в свою очередь, предъявил претензии Мэри, которая, по его мнению, отличалась редким упрямством и никогда не слушалась. Донна стала защищать Мэри и сказала, что часто убирает в ее комнате, чтобы не злить Фрэнка. По мнению Донны, Фрэнк был слишком строг с девочкой и занимался только Стивеном. Донна часто отправляла Мэри к бабушке, что вызывало у Фрэнка сильное беспокойство. Оба супруга считали, что Мэри должна жить дома (безопасность), а им следует найти способы заставить ее выполнять работу по дому.

Кроме того, психотерапевту стало ясно, что Фрэнк доверяет сотруднице службы защиты прав детей, возможно, даже больше, чем самому психотерапевту. С этой парой работали и другие специалисты, но эта сотрудница выгодно от них отличалась: «Она, видимо, понимает наши проблемы и дает дельные советы по воспитанию Мэри». Психотерапевт порекомендовал супругам и дальше выполнять предписания этой сотрудницы.

После окончания сессии психотерапевт позвонил сотруднице службы защиты прав детей. Они договорились о том, что Фрэнку и Донне следует наладить взаимодействие по выполнению родительских функций. Помимо выработки единой стратегии поведения в отношении Мэри, по мнению психотерапевта, Донне необходимо было начать принимать меры дисциплинарного воздействия. Кроме того, он предложил, чтобы Фрэнк наладил дружеские отношения с девочкой. Психотерапевт посоветовал сотруднице службы защиты прав детей, пользуясь своим влиянием на членов семьи, изложить его рекомендации от своего имени. В свою очередь, он планировал поработать над этими вопросами на сессии, предоставив сотруднице наблюдать за происходящими в семье изменениями в течение всей недели.

Кроме того, психотерапевт связался с лечащим врачом Фрэнка. Его беспокоило возможное побочное действие в виде повышенной раздражительности тех лекарственных препаратов, которые были назначены Фрэнку. По мнению врача, побочное действие было маловероятно, все же он согласился на всякий случай снизить дозу лекарств.

Спустя два месяца дело было передано в суд. Сотрудница службы защиты прав детей обратилась к психотерапевту с просьбой представить письменное заключение о ходе вмешательства и дать свои рекомендации. Прежде чем приступить к написанию заключения, психотерапевт предложил каждому члену семьи перечислить те изменения, которые произошли со времени их первой встречи. Кроме того, члены семьи должны были указать те сферы жизни семьи, которые нуждались в улучшении. Психотерапевт пообещал, что все замечания и предложения членов семьи найдут отражение в его заключении для суда.

Заключение психотерапевта гласило: «Фрэнк и Донна выработали общий подход к мерам дисциплинарного воздействия на Мэри». Кроме того, «члены семьи стали больше времени проводить вместе». Поскольку Фрэнк продолжал жаловаться на то, что ему трудно контролировать свой гнев, психотерапевт порекомендовал семье продолжить терапию до тех пор, пока Фрэнк не научится владеть собой. Далее шло такое предложение: «Фрэнку по-прежнему следует больше времени проводить с Мэри, чтобы наладить с ней дружеские отношения и предотвратить жестокое обращение».

В приведенном выше примере описывается работа психотерапевта с семьей, которая была направлена к нему агентством защиты прав детей. Психотерапевту удалось наладить сотрудничество с представительницей агентства и лечащим врачом для успешной реализации программы вмешательства. Кроме того, психотерапевт умело воспользовался тем, что представительница агентства имела высокий авторитет в глазах членов семьи, и передал через нее свои рекомендации. Параллельно психотерапевтическому вмешательству на сессиях, сотрудница службы защиты подкрепляла терапевтические изменения в домашних условиях. Удалось заставить членов семьи взять на себя ответственность за исход терапии и также принять участие в подготовке рекомендаций для суда. Таким образом, единицей вмешательства стала семейная система в целом.