Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Семейная психотерапия.doc
Скачиваний:
110
Добавлен:
19.09.2019
Размер:
19.91 Mб
Скачать

Стратегические аспекты взаимодействия

Если взглянуть на данный случай с позиций структурного подхода, следует задаться такими вопросами, как: «Является ли симптом метафорическим выражением процессов, происходящих в семье?» и «Как этот симптом поддерживается системой и поддерживает саму систему?». Метафорическое сообщение Кэти в форме симптома, адресованное членам семьи, может быть истолковано следующим образом: «Нет, я ни за что не соглашусь». С одной стороны, симптомы Кэти, отказавшейся сотрудничать с явно дисфункциональной системой, служили метафорическим выражением кризиса развития семьи. С другой стороны, однако, ее симптомы мешали семье идти вперед по пути развития.

Какие функции выполняли симптомы Кэти в рамках семейной системы? Возможно, они служили для членов семьи защитой от страхов и обид. Поведение Кэти без сомнения способствовало сохранению отношений между бывшими супругами – родителями девочки и препятствовало выделению новой семьи отца в самостоятельную единицу. Никто в семье не желал смириться с утратой прошлых отношений и признать, что много лет потрачено впустую – все испытывали гнев и негодование в связи с утратой. Отношения Пэм и Дональда также выигрывали от симптомов Кэти, которые могли бы послужить оправданием в том случае, если бы эксперимент с пробным браком закончился бы неудачей. Более того, проблемное поведение девочки, которого боялись оба взрослых, мешало их сближению, вместе с тем давая им повод для общения.

Трансгенерационные аспекты взаимодействия

Сторонники трансгенерационного подхода привнесли в семейную психотерапию два полезных допущения: 1) прошлое активно присутствует в настоящем, а также 2) способность рационально мыслить находится в прямой зависимости от степени дифференциации своего «я». Оба этих допущения вполне применимы к рассматриваемой нами укороченной последовательности семейных взаимодействий.

Во-первых, прошлое, так или иначе, активно присутствует в текущих семейных отношениях. Терапевт обнаружил истоки страхов Пэм, связанных с браком и близкими отношениями, в ранних детских переживаниях. Отец Пэм страдал алкоголизмом, и мать жила жизнью Пэм. Когда отец напивался, Пэм пыталась сгладить острые углы, чтобы защитить мать. С раннего детства Пэм была слишком близка с матерью и отдалена от отца. В возрасте 14 лет Пэм заметила, что отец начал проявлять к ней интерес, но, увы, вопреки ее ожиданиям, не вполне родительский. Однажды в пьяном виде он начал приставать к дочери, но Пэм решительно отвергла его домогательства. Несколько дней спустя отец окончательно ушел из семьи. Пэм стала свидетельницей того, как ее мать преодолевала боль, гнев и чувство одиночества.

Пэм до сих пор ощущала вину и горечь в связи с распадом родительской семьи. Ее прошлые переживания вновь обострились в собственном браке, поскольку первый муж много пил. Отношение Пэм к близости было неоднозначным: она отчаянно стремилась любить и быть любимой, однако любовь для нее была связана с глубокими переживаниями боли и обиды. В некоторых случаях, принимая решения на основании собственных желаний (что свидетельствует о развитии «я»), она сильно страдала и считала, что причиняет страдания другим людям. В ходе обсуждения Пэм призналась в том, что боится потерять Дональда в те моменты, когда Кэти ведет себя вызывающе. Ее беспокойство по поводу Дональда усугублялось переживаниями, связанными с собственным отцом. Двойственное отношение Кэти к Дональду напомнило Пэм ее отношение к своему отцу. Эти чувства, спроецированные на Кэти, привнесли в методы воспитания дочери излишнюю эмоциональность. Если говорить коротко, Кэти выражала те чувства, которые сама Пэм пыталась подавить в себе на протяжении многих лет. Когда ее собственные методы воспитания не действовали, Пэм обращалась за помощью к Дональду в надежде, что он станет вести себя по отношению к Кэти так, как должен был бы вести себя отец по отношению к своей взрослеющей дочери, чего сама Пэм всегда была лишена.

К сожалению, у Дональда были собственные трансгенерационные проблемы. Он был усыновлен супружеской парой средних лет и ничего не знал о своих биологических родителях. Его детство прошло в атмосфере любви и упорядоченности. Приемные родители ко времени усыновления Дональда были уже вполне сложившимися людьми. Получая достаточно внимания и заботы, он, как предполагалось, должен был вести себя подобающим образом, чтобы угодить родителям.

Его первая жена соответствовала скорее идеалам родителей, чем его собственным. Развод стал для Дональда сильным потрясением, сделав его ранимым при взаимодействиях с окружающими. Перед встречей с Пэм он стал беспокоиться о том, что никогда не женится или станет слишком стар для создания новой семьи. Дональд в свою бытность холостяком вел весьма размеренную жизнь. Он встретил Пэм, когда уже почти отчаялся создать семью и остро ощущал свое одиночество. Семья Пэм стала воплощением его детской мечты и тем пристанищем, которого ему так недоставало. Дональд идентифицировал себя с Кэти и Эми, ведь девочки, как и он сам, росли без отца. Он искренне желал заменить им отца, постепенно залечивая собственные раны. Конфликт в родительской семье был скрыт от поверхностного взгляда. Также неявным был конфликт и в семье его мечты. Подобно Пэм, Дональд опасался, что явный конфликт помешает Пэм выйти за него замуж и ему вновь придется остаться в одиночестве. Когда Пэм просила его помочь в воспитании Кэти, Дональд с готовностью бросался в бой. Ощущение угрозы для своих отношений с Пэм, исходящей от Кэти, не давало ему вовремя остановиться. Дональда особенно задевало то, что Кэти, по-видимому, не отдавала должного его усилиям, ведь Дональд искренне пытался заменить ей отца, которого сам был лишен. Отвержение девочкой его помощи воскрешало у Дональда старое чувство брошенности родителями. Короче говоря, он попросту не мог ограничиться разумными и минимальными действиями.

Хотя трансгенерационные проблемы в семье Ноттеров слишком многочисленны, чтобы обсуждать их все, еще один аспект заслуживает внимания. Дело в том, что у роли Кэти в семейном взаимодействии была своя история. Ее отец (первый муж Пэм) оскорблял Пэм. Когда Кэти немного подросла, она, как в свое время Пэм, часто выступала по отношению к своей матери в родительской роли, опекала ее. Кэти привыкла не беспокоить мать и утаивала от нее свои проблемы. Это вполне удавалось до тех пор, пока на нее не обрушились многочисленные проблемы и трудности, связанные с вступлением в подростковый возраст.