Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UMK_Kriminologija.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.25 Mб
Скачать

§ 3. Социальная среда и преступное поведение

Факторы, порождающие преступность в обществе, детерминируют и преступность несовершеннолетних. Механизм же их действия в отношении рассматриваемой возрастной группы специфичен в силу общевозрастных психологических особенностей, своеобразия социального статуса несовершеннолетних. Для этого возраста, как уже отмечалось, характерны неокончательная сформированность собственной системы ценностей, повышенная зависимость поведения от оценок и мнений ближайшего окружения, его эмоциональность, неспособность критически оценить свои действия и поступки других.

Условия жизнедеятельности несовершеннолетних также отличны от взрослых. Контакты с социальной средой сужены: семья, школа, дружеское окружение их почти исчерпывают. При этом не только родительская семья, но и учебный коллектив определяются, по общему правилу, не зависящими от самого подростка обстоятельствами. Первичная социально-профессиональная дифференциация (выбор продолжения обучения, вида и конкретного учебного заведения либо поступления на работу) нередко также определяется внешними обстоятельствами. Специфику возрастного статуса дополняют и противоречивые социальные ожидания: ответственность, самостоятельность предполагаются при сохранении материальной зависимости, роли воспитуемого.

Как известно, воздействие социальной среды на преступное поведение осуществляется как в сфере формирования личности, так и в условиях конкретной ситуации, определяющей превращение возможности совершения преступления в действительность. Например, при совершении преступлений отдельных видов и групп, или в правонарушающем поведении отдельных категорий несовершеннолетних, значение обстоятельств ситуативного характера различно. Так, глубоко деморализованные, неоднократно совершавшие противоправные поступки чаще сами создают ситуацию конфликта. Другой пример: известно, что немалая часть корыстных преступлений, совершаемых покинувшими семью или воспитательное учреждения несовершеннолетними младшей группы, совершается для удовлетворения потребности в пище, теплой одежде и т. п., то есть при существенной роли внешних, ситуативных факторов. Однако в целом в преступности несовершеннолетних, как уже отмечалось, роль обстоятельств ситуативного характера не является определяющей. Соответственно центром внимания субъектов профилактики должна быть сфера формирования личности.

В несовершеннолетнем возрасте преобладающее воздействие на личность оказывает микросреда (семейное окружение, друзья, приятельские компании). Воздействие на личность широкой социальной среды, институтов общества в целом существенно опосредуются ею. Данные исследований показывают, например, что предпочтение определенных форм досуга, в том числе и выбор социально неодобряемых его форм, у несовершеннолетних правонарушителей зависит прежде всего не от собственного желания, а от выбора, сделанного ближайшим окружением, дружеской компанией; представление о досуге как праздности, о почти неразрывной связи свободного времени с употреблением алкогольных напитков часто основывается на демонстрируемом в семейном окружении.

Влияние микросреды дополняет воздействие воспитательно-образовательных учреждений (школы, ПТУ, техникума), длительные и непосредственные контакты с которыми поддерживает (или поддерживал в недавнем прошлом) практически каждый несовершеннолетний, трудовых коллективов (в отношении работающих подростков). Семья, ближайшее окружение сверстников, школа не исчерпывают, конечно, связей с обществом ни одного конкретного лица несовершеннолетнего возраста, однако, по общему правилу, личность каждого формируется под их воздействием.

Безусловно, микросреда является частью общества и испытывает на себе его влияние. Однако в силу относительной обособленности, самостоятельности она может культивировать нормы поведения, традиции, прививать навыки и привычки, отличные от одобряемых обществом. Такая микросреда рассматривается как криминогенная. Для несовершеннолетних правонарушающего поведения контакты с криминогенной средой типичны; до 90% совершивших преступления подростков ранее испытывали на себе ее воздействие.

Ведущая роль в формировании личности несовершеннолетних принадлежит семье. Ее влияние продолжительно, осуществляется с самого раннего детства, поэтому стереотипы поведения, нормы общения, принятая в семейном окружении система ценностей усваиваются очень прочно и приобретают обычно личностный характер. Это происходит в силу того, что формирование личности ребенка происходит не только посредством целенаправленного воспитательного воздействия со стороны старших членов семьи, но и стихийно, под воздействием семейного уклада жизни, демонстрируемых в семейном общении образцов поведения.

Многие исследования предшествующих лет подтверждали положение о том, что при всем многообразии факторов семейного неблагополучия обстоятельства, которые объективно затрудняют воспитание (структурная неполнота семьи, материальные, жилищные проблемы и т. п.), в отличие от обусловленных дефектной педагогической и личностной позицией родителей (безразличное отношение к детям, отказ от выполнения воспитательных функций, пьянство, скандалы, правонарушающее поведение в быту) лишь способны затруднить воспитание в семье. Сахаров А. Б. О личности преступника и причинах преступности в СССР. М., 1961. С. 87 - 89. Не внешним, объективным проблемам и трудностям, а субъективным факторам внутрисемейной жизни придавалась первостепенная криминогенная роль.

В целом этот вывод не утрачивает значения, однако в условиях стабильности общества, относительного социального равенства, роль внешних и внутренних факторов жизнедеятельности института семьи была довольно устойчиво сбалансирована. В периоды интенсивных общесоциальных перемен баланс воздействия может нарушаться; ряд обстоятельств, характеризующих ранее внутрисемейную обстановку в неблагополучных семьях, становятся значительно более распространенными. В профилактичеком плане важно учитывать, что в современных условиях российская семья оказалась под прессингом новых внешних факторов, в силу которых воспитательная внутрисемейная обстановка стала менее благоприятной. Кондрат Е. Н. Профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних. СПб., 2006. С. 67-68. Чапурко Т. М. Преступность несовершеннолетних и защита, охрана прав и интересов несовершеннолетних //Перступность, криминология, криминологическая защита. Под ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. М., 2007. С.90-91.

Неадаптированность к новым социально-экономическим условиям значительной части взрослого населения, безработица или чрезвычайная перегруженность трудовыми функциями, страх за будущее семьи, психическая напряженность старших членов семьи, приводят к сужению эмоционального контакта между родителями и детьми, сокращению объема совместной досуговой деятельности семьи, ослаблению семейного контроля за поведением детей и подростков, падению родительского авторитета, эмоциональнму отдалению членов семьи. Крайним вариантом семейной разобщенности выступает оставление несовершеннолетним семьи, уход из дома, бродяжничество и беспризорность, утратившие в настоящее время исключительность.

Хотя те или иные дефекты внутрисемейной обстановки имеют место в значительной части семей, обнаруживаются в современных условиях сравнительно чаще, специфика неблагополучия родительских семей несовершеннолетних правонарушителей состоит, как и ранее, в типичности наличия широкого комплекса взаимосвязанных негативных характеристик. Примерно в 40 % этих семей способом разрешения внутренних конфликтов являются скандалы, драки; почти в 35% — злоупотребляют алкоголем; до 80% — не выполняют функции надзора за детьми; члены каждой четвертой семьи подростков—правонарушителей привлекались к уголовной ответственности.

В отношении «формально благополучных» семей, имеющих скрытые дефекты в выполнении воспитательных функций, не проявляющиеся в очевидных характеристиках поведения их членов, профилактическая деятельность объективно осложнена. При этом, как отмечают исследования, именно в современных условиях преступное поведение подростков из внешне благополучных семей перестает быть редким исключением. Чапурко Т. М. Преступность несовершеннолетних и защита, охрана прав и интересов несовершеннолетних //Перступность, криминология, криминологическая защита. Под ред. д.ю.н., проф. А. И. Долговой. М., 2007. С.90. Однако в целом в настоящее время среди семей несовершеннолетних, совершивших преступления, по-прежнему преобладают семьи с достаточно ярко выраженной социально-негативной личностной и педагогической позицией родителей. Типичной для подростков-правонарушителей продолжает оставаться семья, демонстрирующая и прививающая антиобщественные образцы поведения, привычки, взгляды, потребности, не обеспечивающая контроля, эмоциональной поддержки и защиты от внешних негативных влияний и в силу этого вынуждающая идти на поиск понимания и участия вне семейной среды.

Криминогенные группы несовершеннолетних

. В старшем подростковом и юношеском возрасте общество сверстников выполняет чрезвычайно важные функции: обеспечивает эмоциональный комфорт, является основой межличностных отношений, информационным каналом. Признание в среде сверстников субъективно особенно значимо в этом возрасте. Полноценное товарищеское, дружеское общение несовершеннолетних правонарушающего поведения с «благополучными» сверстниками сужено. Обычно несовершеннолетние правонарушающего поведения устанавливают контакты с лицами, имеющими сходные проблемы, трудности, одинаковый, почти не ограниченный объем свободного времени. По мере углубления непонимания и конфликтов в других сферах жизнедеятельности субъективное значение такого общения возрастает. Забрянский Г. И. Механизм формирования антисоциальных подростковых и юношеских групп // Криминологи о неформальных молодежных объединениях. М., 1990. С. 48. Поэтому и при расхождении собственных взглядов, оценок с позицией группы подростки предпочитают солидарность с ней. Отмечено, что криминогенные группы сверстников не только являются базой формирования антиобщественных взглядов и установок, взаимного «обогащения» негативными привычками и навыками, не только служат психологической опорой для самооправдания при совершении правонарушений («как все»), но и непосредственно вовлекают в антиобщественное поведение Долгова А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981. С. 62 - 63.

Поведение большинства дворовых, уличных компаний отличает, проявляющаяся в различной степени криминогенная деформация. По выборочным данным, около 20% их членов не исключают возможности добывания денежных средств преступным путем, более 60% — рассматривают насилие как возможный способ разрешения конфликтов, а 30% — постоянно прибегают к нему на практике, более половины — всегда решают конфликты с другими группами путем применения силы.

Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о связи глубины деформации группового поведения, во всяком случае, со следующими характеристиками: предшествующее правонарушающее поведение отдельных членов группы; нравственная и правовая характеристика лидера, ядра группы; общественно полезная занятость ее членов; теснота контактов. Случаи совершения преступления предполагают, конечно, уголовно-правовое воздействие, изоляцию криминального ядра, части группы. Однако разобщение криминогенных группировок как профилактическая мера малоэффективно: на их месте возникают новые, содержание поведенческих характеристик несовершеннолетних это не меняет. Более перспективным является комплекс мер по переориентации таких групп. Так, по исследовательским данным до ¾ их участников согласны были бы заняться в свободное время какой-либо полезной для окружающих деятельностью, хотя инициативы в этом не проявляют.

Криминологическое значение недостатков в деятельности воспитательных институтов (школы в широком смысле слова) состоит в том, что они, будучи специально предназначенными для выполнения функций обучения и воспитания несовершеннолетних, реализуют их неполно, либо не оказывают необходимого влияния, компенсирующего недостатки семейного воспитания и противодействующего негативным воздействиям в среде неформального общения. Исследования отмечают снижение социализирующей функции образовательных учреждений и образования в целом. В последние годы констатируется особо существенное ослабление влияния школы на формирование личности несовершеннолетних.

К криминологически значимым проблемам школы относят недостаточное знание особенностей личности учащихся, источников отрицательного влияния на них, педагогические ошибки при использовании методов воспитания, недооценка различий «стартовых» (начальных) условий обучения и недостаточная помощь в их выравнивании, невнимание к профессиональной ориентации подростков и юношей и др. Профилактические резервы педагогических коллективов остаются нереализованными и потому, что школа склонна исключать предупреждение правонарушений из круга своих задач, в том числе и в силу отсутствия прямого нормативного предписания. Существенных изменений в сложившуюся практику не внесло и принятие федерального закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», поскольку он не отводит учебным заведениям ведущей роли в предупреждении правонарушающего поведения, определив их функции по сути как вспомогательные: «принятие мер по воспитанию и получению основного общего образования», «оказание педагогической помощи» детям и подросткам с отклонениями в поведении, имеющим проблемы с обучением, «оказание помощи семье в обучении и воспитании детей» и т. п. Закон РФ от 26 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» / СЗ, № 1999.

Соответственно педагоги, по общему правилу, не уделяют должного внимания ранней профилактике правонарушений, а индивидуальную работу с учащимися, осужденными условно или с отсрочкой исполнения приговора, рассматривают как стороннюю функцию. В действительности же применяемые специализированными субъектами меры способны лишь дополнить, а не заменить общее воспитание. При этом школа является единственным институтом общества, который по сути специально предназначен для образовательной и воспитательной деятельности, располагая для этого профессионально подготовленными кадрами.

Исследования правонарушающего поведения несовершеннолетних, продолживших обучение после школы (ПТУ, техникума) показывают, что отмеченные недостатки характерны и для учебных заведений других типов. Что же касается работающих подростков, то воспитательно-профилактическая деятельность в трудовых коллективах, ранее (пусть не во всех случаях) оказывавшая определенное влияние на формирование их личности и поведения, сейчас почти повсеместно свернута. При общем снижении объемов, уровня безвозмездной общественной деятельности, при росте безработицы, внепрофессиональные проблемы работающих подростков все в большей степени становятся предметом внимания лишь специализированных (профессиональных) субъектов профилактики.

Таким образом, для несовершеннолетних правонарушающего поведения типичным является формирование личности и поведения в условиях дефектности важнейших сфер социализации (семьи, сферы образовательной, трудовой деятельности), типичность связей с криминогенной средой, устойчивость таких связей. Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997. С. 71.

Преобладающая часть совершивших преступления подростков испытывала негативное воздействие и со стороны семьи, и в ближайшем бытовом окружении при явной недостаточности (неуспешности) компенсирующего и коррегирующего воздействия субъектов общего воспитания и предупреждения. Значение этого обстоятельства для профилактики трудно переоценить, поскольку личность и поведение субъекта практически не могут быть устойчиво изменены без воздействия на среду, продолжающую оказывать влияние на несовершеннолетнего в процессе взаимодействия с ним.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]