Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UMK_Kriminologija.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.25 Mб
Скачать

2.3. Факторы, влияющие на формирование и развитие коррупционной преступности

Существование коррупционной преступности определяется прежде всего общими причинами, детерминирующими преступность. Однако, как и иные виды преступности, коррупционная преступность имеет свои особенности в комплексе факторов, ее детерминирующих и определяющих ее динамику, которые вряд ли можно как-то ранжировать, определить их большую или меньшую значимость.

Лица, находящиеся у власти, осуществляющие управленческие полномочия, постоянно испытывают соблазн использовать их в личных или групповых интересах. Благоприятнейшей ситуацией для расцвета коррупции был системный кризис (экономический, политический, идеологический), в котором оказалась Россия в 90-е годы ХХ века. Стихия вседозволенности, «дикого» рынка, где все можно купить, приводит к тому, что предметом купли-продажи становятся и государственные (муниципальные) должности, властные полномочия, им присущие.

«Неразвитость форм правового регулирования реформируемой экономики, - говорилось в ежегодном (1997 г.) Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации, - размытость границ деятельности государства в экономической сфере, неподготовленность государственных, в частности правоохранительных и судебных органов к деятельности в принципиально новой экономической обстановке создали благоприятные условия для резкого роста криминального бизнеса, теневой экономики и коррупции»89. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 10 января 2000 г.) отмечается ослабление правового контроля за ситуацией в стране, сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организациями и товаропроизводящими сетями90.

Криминальный бизнес и организованная преступность активно идут на инициативный подкуп чиновников, нередко оказывая на них сильное идеологическое воздействие. Одновременно с этим развивался и «бюрократический рэкет» со стороны разросшегося аппарата органов государственной власти и местного самоуправления.

По-прежнему в хозяйственной деятельности продолжает господствовать не уведомительный, а разрешительный принцип, когда от управленческого работника соответствующей государственной или муниципальной структуры, его благоволения зависит очень многое. В Послании Федеральному Собранию на 2002 г. Президент РФ отметил, что «коррупция – это не результат отсутствия репрессий …, а прямое следствие ограничения экономических свобод. Любые административные барьеры преодолеваются взятками. Чем выше барьер – тем больше взяток и чиновников, их берущих»91. Конечно, государство не может безучастно относиться к тому, что делается в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, однако пределы его вмешательства в экономику и контроля над ней должны быть максимально ограничены и четко регламентированы. При отсутствии подобной регламентации создаются благоприятные возможности для чиновничьего произвола и коррупции.

Непоследовательность в государственной политике проведения экономической реформы, отсутствие достаточной стабильности в обществе порождают сомнение, что реформа «всерьез и надолго», неуверенность в будущем. Это заставляет предпринимателей как можно скорее получить прибыль, прибегая в том числе и к незаконным способам ее извлечения. Такова же психология многих чиновников: пока есть возможность, нужно использовать свою должность для личного обогащения. Старый, в достаточной степени коррумпированный еще в советский период аппарат бюрократии пополнился новыми кадрами, изначально настроенными на использование в личных интересах властных полномочий. Некоторые из них уже при поступлении на государственную (муниципальную) службу связаны с дельцами теневой экономики и организованными преступными группировками.

К этому следует добавить и недостаточную заботу государства о своих служащих, их материальном благополучии и социальных гарантиях. «Когда оклад правительственных чиновников порождает вопрос о том, как данный человек может прокормить свою семью на свой оклад, - подчеркивается в документах по борьбе с коррупцией, подготовленных секретариатом Восьмого конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (1990 г.), - можно утверждать, что общество порождает коррупцию. Когда оклад служащего государственного учреждения не обеспечивает ему прожиточный минимум, он либо уйдет с работы, либо будет недорабатывать свои часы, либо заниматься воровством или вымогательством, либо брать взятки. Когда руководитель учреждения, принимающего правительственные решения, получает оклад наравне с окладом служащего этой корпорации или зарплатой разнорабочего, налицо основание для коррупции, которая ожидает подходящего момента».

Исследователи отмечают и такой фактор, как коммерциализация общественного сознания и образа жизни, сформировавшиеся в общественном сознании следующие взаимосвязаны социальные установки: 1) коррупционная зависимость, когда коррупция воспринимается как неотъемлемый атрибут образа жизни, как «социальная норма», и 2) коррупционная готовность – психологическая установка на решение различных проблем с помощью подкупа92. Осуждая коррупцию в высших эшелонах власти и требуя сурового наказания коррупционеров, значительная часть населения оправдывает взятки, даваемые за получение вне очереди любых благ, освобождение от службы в армии, поступление в вуз, получение положительных оценок при отсутствии и недостаточности знаний или умений, получение водительских прав без сдачи экзамена, освобождение от ответственности за правонарушение либо ее смягчение, получение лучшего ухода и большего внимания к себе или близкому в медицинском учреждении и др93.

Редкое выступление политических или государственных деятелей России в последние годы обходится без упоминания коррупции, призывов к усилению борьбы с нею. Обвинения в коррупции оппонентов стали распространенным средством политической борьбы, способом приобретения соответствующего имиджа неподкупного чиновника и борца с коррупцией. Однако внимательное изучение криминальной ситуации, законодательства и других принимаемых мер позволяет утверждать о нехватке политической воли, продуманности и последовательности в решении вопросов борьбы с коррупцией. Это, в частности, проявляется в недостаточном и несовершенном законодательном регулировании деятельности управленческого аппарата, робком применении законодательства по отношению к выявленным коррупционерам.

Несмотря на многочисленные заявления до сих пор не организован необходимый финансовый контроль над доходами и расходами чиновников и членов их семей. Во многом оказался «мертвым» Указ Президента РФ от 4 апреля 1992 г. «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», поскольку отсутствовало четкое законодательное регулирование вопросов, связанных с государственной службой, не был проработан механизм исполнения и контроля за исполнением положений Указа. В частности, совершенно не исполнялось требование декларирования доходов, имущества и обязательств финансового характера.

О нерешительности и недостаточной политической воле по предотвращению коррупции свидетельствует печальная история Закона «О борьбе с коррупцией». Начиная с 1963 г. Верховный Совет РФ, а затем и Государственная Дума неоднократно принимали этот Закон, определявший меры, направленные на предупреждение коррупции, и ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и за коррупционные правонарушения. Однако либо Совет Федерации отклонял принятый Думой закон, либо Президент РФ отклонял Закон, принятый обеими палатами Федерального Собрания РФ. Одним из аргументов, постоянно используемым противниками Закона «О борьбе с коррупцией», является утверждение, что при декларировании доходов и имущества не только лицами, поступающими на государственную службу или на ней состоящими, но и их супругами, нарушают права человека, нормы Конституции, устанавливающими право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. При этом однако забывается, что контроль за доходами публичных служащих и их семей существует во всех цивилизованных странах.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]