Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UMK_Kriminologija.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.25 Mб
Скачать

§ 4. Российская криминология

Развитие криминологии в России начинается со второй половины Х1Х века. В этот период наиболее видными представителями социологического направления в криминологии были профессор М. В. Духовской (лекция на тему «Задачи науки уголовного права») и профессор И. Я. Фойницкий (такие работы как «Факторы преступности», «Женщины-преступницы»). Представителем антрополого-социологической школы являлся профессор Д. А. Дриль (основные работы «Преступный человек», «Психофизические типы в их соотношении с преступностью»). Профессор М. Н. Гернет внес большой вклад в развитие отечественной криминологии, уделив внимание социологическим исследованиям, отраженным в работах: «Общественные факторы преступности», «Преступление и борьба с ним в связи с эволюцией общества», «Моральная статистика». Профессор С. В. Познышев развивал позиции теории опасного состояния, что и нашло отражение в его книге «Криминальная психология». В это время криминология еще не считалась самостоятельной наукой, и ее основные вопросы рассматривались в качестве задач модернизированного уголовного права.

После Октябрьской революции 1917 г. развитие криминологии продолжалось главным образом под воздействием работ таких видных юристов, как А. А. Герцензон, А.А. Жижиленко, М. М. Исаев, А. А. Пионтковский. В течение почти десяти лет криминологи подробно изучали преступность в России, ее территориальные особенности и их социальную обусловленность, личность преступника. Такие исследования проводились криминологическими клиниками (кабинетами), созданными в разных городах России.

Затем наступили времена фактической ликвидации криминологии. Политический режим того времени не мог примириться с криминологической аксиомой, что преступность социально обусловлена, а значит и преступность в СССР тоже имеет свои собственные социальные причины.

После более чем двадцатилетнего периода «небытия» (30–50-е гг.) криминология вновь была восстановлена в гражданских правах. В ее возрождении приняли участие такие видные ученые, как А. А. Герцензон, И. И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А. Б. Сахаров и некоторые другие. Она стала преподаваться как юридическая дисциплина в высших учебных заведениях, и в 1966 г. появился первый учебник по криминологии.

С 60-х по 80-е годы произошел расцвет российской криминологии. Появились фундаментальные работы, посвященные теоретическим проблемам и прикладным вопросам. Например, «О личности преступника и причинах преступности в СССР» (А. Б. Сахаров); «Причинность в криминологии» (В. Н. Кудрявцев); «Проблема преступности» (И. И. Карпец); «Преступление и преступность» (Н. Ф. Кузнецова); «Деятельность прокуратуры по предупреждению преступности» (В. К. Звирбуль). Эти и многие другие известные отечественные ученые сформировали основы российской криминологии.

В этот период, несмотря на многолетнее самоограничение своих теоретических исследований рамками догматически воспринимаемого марксизма, советская криминология развивалась в нескольких направлениях. Социально-психологическом — Н. Ф. Кузнецова, Н. С. Лейкина, Г. М. Миньковский, К. Е. Игошев, А. М. Яковлев; социологическом — Ю. Д. Блувштейн, А. И. Долгова, В. Н. Кудрявцев, Л. И. Спиридонов, Я. И. Гилинский, Э. Ф. Побегайло; психологическом — Ю. М. Антонян, А. Р. Ратинов, С. А. Тарарухин; биологическом — И. С. Ной.

Перестройка сняла с криминологии гриф партийной науки, и активизировала криминологические исследования, в том числе и разных аспектов самой перестройки. С 1994 года вновь стали разрабатывать федеральные целевые программы по усилению борьбы с преступностью.

Характерными особенностями настоящего периода в развитии отечественной криминологии является плюрализм в осмыслении феномена преступности, обновление ее теоретических основ. При этом нужно подчеркнуть, что нет серьезных причин для отказа от лучших традиций советской криминологии, и для формирования «новой криминологии», как считают некоторые ученые. 22

В настоящее время развитие отечественной криминологии осуществляется в нескольких научных центрах.

Прежде всего это Российская криминологическая ассоциация (президент А. И. Долгова), которая в 2001 г. отметила свое десятилетие. Она осуществляет координацию криминологических исследований и способствует пропаганде полученных результатов. В последние годы ею были подготовлены десятки фундаментальных работ, среди которых можно назвать: «Преступность: стратегия борьбы» (1997), «Преступность и законодательство» (1997), «Преступность и реформы в России» (1998), «Преступность и культура» (1999), «Власть: криминологические и правовые проблемы» (2000), «Преступность, ее организованность и криминальное общество» (2003), «Преступность, криминология, криминологическая защита»( 2007).

Заметна роль Союза криминалистов и криминологов, который возглавляет В. Е. Эминов. Одной из его задач является содействие в проведении исследований по актуальным проблемам криминологии. Одним из результатов его деятельности стала публикация книги «Основы борьбы с организованной преступностью» (1996), в которой отражены исследования этого опасного и распространенного криминологического феномена.

Во второй половине 90-х г. прошлого столетия в России по инициативе и поддержке Американского университета г. Вашингтона, были созданы Центры по изучению организованной преступности и коррупции. Сегодня существует четыре таких региональных центра: в Москве, Владивостоке, Екатеринбурге, Иркутске. Результаты изучения региональных особенностей организованной преступности в России и за рубежом публикуются в ежеквартальном альманахе «Организованная преступность, терроризм и коррупция».

Сегодня во многих крупных городах России действуют криминологические общества, создаваемые, как правило, при юридических факультетах вузов. Они нацелены на развитие теории криминологии, проведение криминологических исследований. Такие общества проводят международные научные конференции, осуществляют совместные проекты сравнительного изучения отдельных видов преступности. Например, в Санкт-Петербурге такое общество именуется криминологическим клубом (его возглавляет Шестаков Д. А.), который координирует проведение компоративного изучения семейной преступности, результаты которого публикуются в журнале «Криминология. Вчера, сегодня, завтра»

Весомый вклад в развитие отечественной криминологии вносят юридические высшие учебные заведения. При многих юридических факультетах работают криминологические лаборатории и криминологические семинары. Например, на юридическом факультете Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета более четверти века действовал криминологический семинар, организованный при участии выдающегося ученого в области уголовного права и криминологии М. Д. Шаргородского. В прошлые годы, когда уголовная статистика в стране была недоступна специалистам, на этом семинаре ежегодно заслушивали доклады руководителей городских правоохранительных органов о состоянии преступности и проблемах борьбы с нею. На этом семинаре в ходе научных дискуссий получили толчок к развитию современные направления в отечественной криминологии (или т. н. отрасли криминологии). В их числе можно назвать семейную криминологию, политическую криминологию, криминологию средств массовых коммуникаций, пенитенциарную криминологию. Остановимся кратко на отдельных из них.

Семейная криминология

изучает преступления, совершаемые в семейной сфере и обусловливающие их негативные факторы семьи, а также воздействие государственных и общественных институтов на то и другое в целях уменьшения преступности. Она сформировалась в начале 70-х г.г., главным образом в результате научных исследований Д. А. Шестакова и его учеников.

Предмет семейной криминологии составляют:

  1. семейная преступность (насильственные преступления против супругов, детоубийства и др.;

  2. причинный комплекс семейной преступности;

  3. механизм совершения семейных преступлений (влияние семьи на формирование личности корыстного, насильственного типа преступника, влияние семьи на рецидив преступлений);

  4. предупреждение преступлений посредством воздействия на семью.

Криминологические исследования показывают, что взаимосвязь семейных отношений и преступности в основном гомогенная, т.е. значительная часть умышленных преступлений совершается в результате негативных влияний, аккумулированных в родительской семье либо в супружестве. Преступления несовершеннолетних коррелируют не только с сиротством, но и с деформацией родительской семьи, выраженной в отсутствии одного из родителей.

Семьи, в зависимости от способности детерминировать преступление, делятся на две категории: оказывающие отрицательное воздействие вообще и непосредственно вовлекающие в преступную деятельность. Первые распространены значительно больше.

Общее отрицательное влияние семьи проявляется главным образом в наличии в семье лиц, привлекавшихся к административной и уголовной ответственности, а также в доминировании установки жестокости или корысти.

Внутрисемейные преступления, подавляющее большинство среди которых составляют те, которые связаны с применением так называемого домашнего насилия, направленного на супруга либо детей, обычно имеют в своей основе конфликт либо внутри семьи между ее членами, либо между членами семьи и ее окружением.

Значительная часть причин преступного поведения в сфере семьи лежит в социальной сфере семейных отношений на разных ее уровнях. К ним нужно отнести противоречия между мужчинами и женщинами, касающиеся притязаний на главенство; противоречия половой морали; различия в материальном положении семей; противоречия между профессиональной и семейной ролями женщин; массовый распад супружеских пар. На индивидуальном уровне причины семейных преступлений обычно связаны с отсутствием семьи либо нарушением ее структуры; нарушением в семье баланса между духовным и материальным началом; отрицательными традициями (пьянством, алкоголизмом, наркоманией; поведенческими стереотипами грубости и жестокости); наличием в семье правонарушителей; обучением преступному поведению.

Предупреждение преступлений посредством воздействия на семью представляет систему мер, которая состоит из

  • использования позитивного воздействия семьи на причины преступного поведения, а также

  • нейтрализации криминогенных факторов семьи.

Экономическая криминология

выделилась из общей криминологии сравнительно недавно. В разработке ее основ приняли участие А. М. Яковлев, Б. В. Волженкин, В. В. Колесников и др. Экономическая криминология изучает следующие вопросы: понятие экономической преступности; ее причины и условия; личность экономического преступника; предупреждение экономических преступлений.

Каковы границы предмета экономической криминологии? Ответ на этот вопрос в первую очередь зависит от трактовки понятия экономической преступности. В криминологической науке до сих пор не сложилось какого-либо единого устоявшегося, унифицированного подхода к определению этой категории. Само понятие «экономическая преступность» не является в данный момент уголовно-правовым (легальным), оно может рассматриваться пока лишь как материальное, криминологическое.

В настоящий момент существует в основном два подхода в определении границ экономической преступности. Широкий подход, относящий к числу экономических все преступления, совершаемые в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ). Это прежде всего экономические преступления, совершаемые разными категориями субъектов экономических отношений. К ним относятся как наемные работники, включая категории «белых воротничков» и «голубых воротничков», так и собственники средств производства. Кроме этого к экономическим преступлениям относят хищения на производстве, допускаемые наемными работниками

Узкий подход относит к категории экономических лишь такие преступления, которые совершаются в ключевом сегменте экономики (системы хозяйствования), связанном с извлечением прибыли, то есть в сфере бизнеса. При этом в расчет берут только преступные деяния самих субъектов этого предпринимательства (бизнеса), совершаемые в процессе непосредственного осуществления ими экономической деятельности.

Классификация экономических преступлений предусматривает преступления в сферах кредитно-денежной, финансово-банковской и внешнеэкономической деятельности, в сферах приватизации, налогообложения, потребительского рынка, преступлений, совершаемых с использованием новейших информационных технологий.

Пенитенциарная криминология (или криминопенология

) представляет учение о преступлениях в исправительных учреждениях (О. В. Старков, Г. Ф. Хохряков). В узком смысле имеются в виду не все уголовно-исполнительные органы, а только места лишения свободы. Поэтому «пенитенциарная криминология» условно означает учение о преступлениях во время лишения свободы.

Предмет криминопенологии включает: характеристику преступлений в местах лишения свободы в сравнении со всей повторной; причинный механизм пенального преступного поведения; теорию профилактики преступлений при исполнении наказаний и иных форм воздействия на них. Самостоятельное место в предмете принадлежит вопросам, затрагивающим криминопенологическую характеристику наказаний, главным образом лишения свободы, и некоторых других, связанных с ограничением свободы, а также криминопенологическую характеристику различных типов пенального преступного поведения, например, уклонения от исполнения наказаний, половых эксцессов осужденных, корыстного и неосторожного преступного поведения осужденных и других его типов.

Политическая криминология

как формирующаяся в рамках общей криминологии отрасль, положила начало исследованиям взаимосвязи преступности и политики (В. В. Лунеев, Д. А. Шестаков, П. А. Кабанов).

Предмет политической криминологии включает в себя следующие вопросы: политическая преступность, охватывающая преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (преступления против государства) и преступления государства (массовые репрессии, депортация, развязывание войны); личность политического преступника; соотношение политического режима и преступности, криминогенные факторы политики; предупреждение политической преступности

Взаимосвязь политического режима и преступности в криминологии рассматривается сравнительно недавно. От типа политического режима в известной мере зависит соотношение общеуголовной и политической преступности. При жестких политических режимах (диктатура, тоталитаризм) происходит подавление общеуголовной преступности, зато политическая преступность имеет значительный размах, хотя и не признается самой властью. Напротив, при мягких политических режимах (демократия) происходит резкий рост общеуголовной преступности (она представляет собой своеобразную плату за демократию) но ее политическая составляющая не столь уж велика. В тоже время, преступность на определенной фазе своего развития может привести к изменению политического режима (например, захват политическими экстремистами государственной власти с последующим изменением политического режима). Таким образом, задачей политической криминологии является определение «оптимальной» пропорции между этими видами преступности, а также основных факторов, которые ее обеспечивают. В результате можно получить приемлемую модель менее опасного политического режима.

Личность политического преступника имеет очевидную специфику, проявляющуюся в политической мотивации преступного поведения и типичных методах достижения политической цели. Их комбинация позволяет говорить о двух глобальных типах: политическом экстремисте и политическом авантюристе. Факторы, обуславливающие политическую преступность, действуют на общесоциальном уровне (межнациональные противоречия; политическая борьба), социально-психологическом уровне (расовая, религиозная или политическая вражда), и индивидуальном уровне (жажда власти, эгоцентризм). Предупреждение политической преступности включает в себя три основных направления: международно-правовой механизм воздействия; уголовно-правовые и собственно криминологические меры предупреждения; общественно-политический контроль.

У отечественной криминологии имеется огромный потенциал для дальнейшего развития. При этом она могла бы дать пример для практического воплощения в жизнь гуманного принципа «не навреди». Имея ввиду этот принцип, профессор А. М. Яковлев писал: «Научные истины неизбежно включаются в ценностную систему общества, становятся существенной частью культуры, раскрывают картину мира и тем самым умножают диапазон художественного творчества. Эти истины взаимодействуют с этическими категориями общественного сознания, неизмеримо расширяют теоретическую базу конкретно-практических действий, переводя их на научную основу, и т. д. Это, однако, таит в себе и существенную угрозу, а именно возможность не дифференцированного подхода к избранию методов познания, их подмены и неадекватного применения. В области криминологии это может привести к подмене научного метода художественно-этическим, морализующим подходом, либо потребовать от абстрактно-теоретических положений криминологии представить исчерпывающие рецепты, пригодные для практической деятельности».23

Два прошедших века имеют негативные примеры поспешности применения на практике криминологических теорий. Достаточно вспомнить, например, антропометрическую гильотину Ломброзо, практику расовой теории в нацистской Германии, запрет на смешанные браки между белыми и черными на основе теория генно-хромосомной предрасположенности к девиантному поведению в США, и, наконец, вынесение приговоров на неопределенный срок, под воздействием теории опасного состояния в Англии и США.

В Церкви есть апостольское правило: если предстоятель предупредил паству, то нет на нем вины. Если знал, но не сказал - вина всех на нем. Можно сказать, что это золотое правило и для криминологов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]