Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UMK_Kriminologija.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.25 Mб
Скачать

§ 2. Коррупция

2.1 Определение коррупции и ее истоки

Этимологически термин «коррупций» происходит от латинского слова corruption – «порча», «подкуп». Эти два слова определяют разное понимание коррупции. Нередко под коррупцией понимается подкуп, продажность должностных лиц (публичных служащих) и их служебное поведение, осуществляемое в связи с полученным или обещанным вознаграждением. Именно так понимается коррупция в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1978 г. (п. «b» комментария к ст. 7). Преимущественно как подкуп (активный и пассивный) рассматривает коррупцию Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 15 ноября 2000 г. (ст. 8), а также Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, принятая 27 января 1999 г. (ст. 2-12).

Такое понимание коррупции существует и в современной отечественной криминологии. Например, профессор А. И. Долгова определяет коррупцию как «социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных и иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных или в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий и связанных с ними авторитета и возможностей»51. В подкупе одних лиц другими усматривает суть коррупции другой известный криминолог профессор Н. Ф. Кузнецова52. «Именно подкуп, - утверждает профессор Н. А. Лопашенко, - который оборачивается продажностью подкупаемых, характеризует содержание коррупции. Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда, в обязательном порядке»53.

Однако существует и представляется правильным более широкое понимание коррупции как социального явления, не сводящегося только к подкупу, взяточничеству. Краткое и емкое определение коррупции используется в документах ООН и Совета Европы: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц или групп»54.

В Межамериканской конвенции против коррупции, подписанной государствами – участниками Организации американских государств 29 марта 1996 г. в г. Каракасе, наряду с вымогательством или получением правительственными чиновником или лицом, которое выполняет государственные обязанности, любого предмета, имеющего денежную стоимость, или иной выгоды в виде подарка, услуги, обещания или преимущества для себя или иного физического или юридического лица в обмен на любое действие или несовершение действия при исполнении им своих государственных обязанностей, а также предложением или предоставлением таких предметов или выгод, к случаям коррупции также отнесены: «любое действие или несовершение действия при исполнении своих обязанностей правительственным чиновником или лицом, выполняющим государственные обязанности, в целях незаконного получения выгоды для себя или третьего лица»; «ненадлежащее использование правительственным чиновником или лицом, исполняющим государственные обязанности, для своей выгоды или выгоды третьего лица любого имущества, принадлежащего государству или любой компании или учреждению, в которых государство имеет имущественную долю, к которому этот чиновник или лицо, исполняющее государственные обязанности, имеет доступ вследствие или в процессе исполнения своих обязанностей»; «переадресование правительственным чиновником в целях, не связанных с теми, для которых они были предназначены, для своей выгоды или выгоды третьего лица, любого принадлежащего государству движимого или недвижимого имущества, денежных средств или ценных бумаг, которые такой чиновник получил вследствие своего служебного положения с целью распоряжения, хранения или по другой причине, независимому учреждению или частному лицу», а также ряд других случаев, где чиновники или лица, исполняющие государственные обязанности, используют свое служебное положение в корыстных или личных целях55.

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. к числу коррупционных преступлений, помимо различных видов подкупа (национальных публичных должностных лиц, иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций и др.), фактически также относит: хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом; злоупотребление влиянием в корыстных целях; злоупотребление служебным положением; незаконное обогащение (ст. 15 – 22).

Подобного взгляда на коррупцию придерживаются многие российские криминологи. В Юридической энциклопедии коррупция определяется как «прямое или косвенное использование должностными лицами своих служебных возможностей и полномочий для личного обогащения»56. «Коррупция не сводится к примитивному взяточничеству, особенно в условиях рыночной экономики, свободной торговли и демократии, - утверждает профессор В. В. Лунеев. – Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т. д. являются завуалированными формами коррупции»57. Таким образом, коррупция – это социальное явление, заключающееся в разложении власти, когда государственные и муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций, используют свое служебное положение, статус и авторитет занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах58. Можно сказать, что коррупция – это использование возможностей публичной власти в частных интересах.

Общественная опасность коррупции чрезвычайно велика. В документах мирового сообщества подчеркивается, что коррупция оказывает исключительно вредное влияние на экономику, подрывает эффективность всех видов правительственных решений и программ, наносит ущерб состоянию морали в обществе, расшатывает доверие граждан к правительству, авторитет власти, разрушает принцип справедливости и беспристрастного правосудия. В уже упоминавшейся Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию подчеркивается, что «коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает принципы надлежащего государственного управления, равенства и социальной справедливости, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества»59. Конвенция ООН против коррупции отмечает такие аспекты общественной опасности коррупции, как: подрыв демократических институтов и ценностей, этических ценностей и справедливости, причинение ущерба устойчивому развитию и правопорядку; связь коррупции с другими формами преступности, в частности организованной преступностью и экономической преступностью, включая отмывание денежных средств; создание угрозы политической стабильности и устойчивому развитию государств; превращение коррупции в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран60.

«Коррупция в органах власти и управления, - отмечается в Указе Президента Российской Федерации «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы» от 4 апреля 1922 г., - ущемляет конституционные прав и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономической реформы».

Таким образом, можно говорить об экономических, политических и социальных последствиях коррупции. К экономическим последствиям коррупции относятся: нарушение конкурентных механизмов рынка и, как следствие, снижение эффективности рынка и дискредитация идей рыночной экономики; расширение сектора теневой экономики, что, в частности, приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет; неэффективное использование бюджетных средств при распределении государственных заказов и кредитов; повышение цен за счет коррупционных «накладных» расходов и др. Среди политических последствий коррупции следует указать: уменьшение доверия населения к власти, возрастание ее отчуждения от общества; угроза разложения демократических институтов вследствие того, что граждане разочаровываются в ценностях демократии; падение престижа страны и угроза ее политической и экономической изоляции и др. Наконец, социальные последствия коррупции заключаются в дискредитации права как основного инструмента регулирования жизни государства и общества; закреплении и увеличении имущественного неравенства, поскольку коррупция приводит к несправедливому перераспределению в пользу олигархических групп, укреплении организованной преступности вследствие сращивания ее с коррумпированным государственным аппаратом, в том числе с правоохранительными органами, и др. В результате всего этого увеличивается социальная напряженность в обществе, что отражается на экономике и угрожает политической стабильности в стране.

Вместе с тем сторонники функционального и институционального подходов к исследованию коррупции (М. Вебер, С. Хантингтон, Я. Тарковски, Л. М. Тимофеев, В. В. Радаев, Я. И. Гилинский и др.) отмечают определенную положительную роль коррупции особенно в развивающихся обществах, видя в ней способ упрощения административных связей, устранения или снижения различных бюрократических препятствий на пути экономического и политического развития, оптимизации экономики в условиях дефицита ресурсов и др61. Рассуждают о полезности коррупции и некоторые экономисты. Так, утверждается, что в переходный период коррупция сыграла роль смазки, облегчившей трудный переход от административно-командной системы к новому экономическому укладу, и что с помощью коррупции сохранялось «равновесие в экономике» (А. Л. Лившиц).

Историко-правовые исследования неопровержимо доказывают, что коррупция существовала в обществе всегда, как только возник управленческий аппарат. Шарль Монтескье писал: «… известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотребить ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела»62. Однако размеры коррупции в разное время и в разных странах далеко не одинаковы, что определяется рядом обстоятельств.

Современная российская коррупция имеет глубокие исторические корни. Достаточно вспомнить систему «кормления», существовавшую в феодальной России, казнокрадство, мздоимство и лихоимство чиновников в ХУ111-Х1Х вв., столь ярко запечатленные в произведениях классиков русской литературы Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. В. Сухово-Кобылина.

Советский период был отмечен двумя всплесками коррупционной преступности: первый приходится на 20-е годы – время так называемого нэпа, а второй на 70-80-е годы - период застоя и разложения советского строя.

За годы существования в СССР командно-административной системы сформировался многочисленный и громоздкий аппарат управления. Тоталитарный характер системы, существование огромного количества различных ограничений и запретов, многоступенчатость аппарата, необходимость при решении различных хозяйственных и бытовых вопросов проходить множество инстанций, добиваться согласования на разных уровнях, дефицит товаров и услуг, тем более при отсутствии должной гласности и демократического контроля, - все это создавало благоприятные условия для коррумпирования, особенно на бытовом уровне (так называемая низовая коррупция).

Жесткий государственный и партийный контроль сдерживали коррупцию на высшем уровне. Государство и партия сами «прикармливали» сових чиновников, предоставляя им различные привилегии, дачи и служебные машины, престижные квартиры, продовольственные пайки, курортные путевки и т. д. Однако судебные процессы, прошедшие в стране в середине и во второй половине 80-х годов по обвинению партийных и государственных руководителей весьма высокого ранга во взяточничестве, показали глубину разложения советского управленческого аппарата.

Все исследователи современной российской коррупции отмечают, что «коррупционные шлюзы широко распахнулись в 1991-1992 гг. с началом «дикой приватизации» и «большого хапка»63. Власть была обменена на собственность (Е. Т. Гайдар). Страна разворовывалась при активном участии высокопоставленного чиновничества64. Этому способствовали слом прежней системы политических и государственных институтов, коллапс правоохранительной системы, контрольно-надзорных органов власти, отсутствие политической воли в борьбе с коррупцией и явное нежелание организации такой борьбы у властной элиты. Как пишет В. В. Лунеев, «многие формы продажности должностных лиц при использовании рыночных отношений вышли за пределы устоявшихся представлений, должностные лица «волей» переходного периода освободились не только от общественного, партийного, но и от правового государственного контроля, их изощренное мздоимство и казнокрадство стало основной и перспективной статьей дохода на временных и неустойчивых государственных должностях, институированного порочным российским деловым обычаем»65. В Послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ отметил, что «российская бюрократия оказалась плохо подготовленной к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны. И, наоборот, она неплохо приспособилась извлекать так называемую «административную ренту» из своего положения»66.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]