Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UMK_Kriminologija.doc
Скачиваний:
39
Добавлен:
18.08.2019
Размер:
2.25 Mб
Скачать

§ 6. Профессиональная преступность

Понятие «криминальный профессионализм» введено в научный оборот для обозначения той устойчивой преступной деятельности, которая имеет признаки, присущие профессии. В соответствии с этим под криминальным профессионализмом понимается «разновидность преступного занятия, являющегося для субъекта источником существования, требующего необходимых знаний и навыков для достижения конечной цели и обусловливающего определенные контакты с антиобщественной средой».13 Выделяются четыре признака криминального профессионализма:

  • устойчивый вид преступного занятия (специализация);

  • наличие определенных познаний и навыков (квалификация);

  • преступление как источник средств к существованию;

  • связь с асоциальной средой.

Определение же профессиональной преступности как преступлений, совершаемых в виде преступного промысла как основного либо дополнительного, но значительного источника существования, является неполным, так как преступным промыслом могут заниматься и лица, не имеющие ничего общего с преступной средой.

В прошлом терминология в отношении профессиональных преступников не была выдержана и их называли по-разному: привычными, особо злостными, хроническими, упорными, неисправимыми. Некоторые специалисты считали, что преступником-профессионалом можно назвать только того человека, который совершил обман или кражу в сфере какого-либо производства. Согласно данной концепции профессионалом мог стать торговец, ремесленник или иной человек, совершающий преступление, связанное непосредственно с выполняемой им работой или профессией. Однако большинство специалистов, занимающихся этой проблемой, считали удачным термин «профессиональный» для обозначения лиц, преступная деятельность которых отличалась устойчивостью и корыстной направленностью.

В целом профессиональный тип преступника был выделен и описан специалистами уголовного права и криминологии, криминалистики в конце XIX в. (Ч. Ломброзо, М. Геринг, Э. Ферри и др.). В начале XX в. проблему профессиональных преступников в России изучали М. Н. Гернет, М. М. Гродзинский, П. И. Люблинский, С. В. Познышев, Б. С. Утевский, И. Н. Якимов и др. Так, С. В. Познышев при определении профессионального преступника делал акцент на признаке специализации преступника.14

В зарубежной современной криминологии также уделяется внимание данному феномену. Американский криминолог Р. Колдуэлл к признакам, характеризующим профессиональную преступную деятельность, относит:

  • занятие преступлением как бизнесом;

  • специализацию на каком-либо одном типе преступлений;

  • умение четко действовать, тщательно планировать преступления, технически их оснащать и выполнять с мастерством;

  • совершенствование в пределах преступной деятельности своих знаний и опыта;

  • отношение к преступлению как к своей карьере, подчинение этой деятельности своего мировоззрения;

  • отождествление себя с преступным миром.15

Другой американский криминолог В. Реклесс выделяет три вида преступной карьеры: обычную, организованную и профессиональную. Близко к профессиональной примыкают те обычные преступления, которые также приносят дополнительный доход преступнику.

Но профессионала отличают принадлежность к определенной среде, осознание себя преступником и совершение преступлений для получения средств к существованию.

Западные криминологи относят профессиональную преступность в основном к области имущественных преступлений. По мнению американского ученого П. Леткемана, профессиональные преступники — это лица, не причастные к организованной преступности, но посвятившие себя совершению таких преступлений, как взлом сейфов, ограбление банков, грабежи, кражи из отелей и мошенничество.

Многие криминологи полагают, что преступники учатся своему ремеслу. Профессионализация преступника начинается с отбора способного для последующего обучения квалифицированными ворами. Причем во время обучения новичок усваивает общие стандарты поведения, необходимые для профессионального вора. Он учится и тому, как сбывать краденое, завязывает личные знакомства с другими ворами, а нередко и с юристами, полицией, судебными служащими. В итоге «ученик» осваивает воровскую технику, устанавливает связи с преступной средой и становится преступником-профессионалом.

Одним из важных признаков развития стойкой противоправной деятельности является «разделение труда», или специализация. Продуманность линии поведения профессиональных преступников в отличие от обычных связана с более высоким уровнем интеллекта. Вид специализации обусловливается систематическим совершением однородных преступлений, направленных на удовлетворение потребностей лица, что вырабатывает у него определенную привычку, переходящую потом в норму поведения с четкой установкой на избранную им деятельность. Об устойчивости избранного вида преступной деятельности может, например, свидетельствовать показатель специального рецидива. Здесь устойчивость преступной деятельности, даже несмотря на осознание неотвратимости наказания и связанные с ним последствия, говорит о твердой убежденности лица в необходимости и приемлемости этого занятия. Однако нередко профессиональными преступниками являются и лица, ранее не судимые. Например, среди карточных мошенников не встречаются лица, имеющие повторную судимость за аналогичное преступление. То же относится и к похитителям предметов религиозного культа из церквей.

Некоторое представление о преступных профессиях можно получить из следующей классификации:

  • «громилы» — наиболее опасная группа преступников, специализирующаяся на насильственном похищении имущества. Обычным способом действия было убийство с грабежом;

  • «шнифферы» (или «медвежатники») — похитители денег из сейфов;

  • «марвихеры» —карманные воры высшего класса, промышляющие в ресторанах, театрах кражей бумажника и других ценных вещей;

  • «ерши» — воры, таскающие из карманов кошельки, часы, платки и другие вещи;

  • «скачки» — квартирные воры. В качестве орудия преступники используют различные воровские инструменты;

  • «шоттенфеллеры» — магазинные воры;

  • «фальшивомонетчики» — специалисты по подделке денег;

  • «червонные валеты» — карточные шулера высшей квалификации;

  • «золоторотцы»— бильярдные игроки высшего класса;

  • «игроки» — мошенники различной квалификации;

  • «коты» — преступники, промышляющие «хипесом»: обиранием мужчин с помощью проституток;

  • «Иваны, не помнящие родства», —профессиональные нищие. Среди современных профессиональных преступников появились и новые категории: наемные убийцы, наемники, хакеры и многие другие.

Криминальный профессионализм включает не только овладение ремеслом совершения преступлений определенного круга, но и способами их маскировки. Нередко преступники совершают множество преступлений (например, воры-карманники), не будучи выявленными. Они часто не входят в категорию рецидивистов, поскольку привлекаются к уголовной ответственности только за один доказанный факт преступления. Таким образом, криминальный профессионализм — это занятие преступной деятельностью как профессией, требующей специальных знаний, умений и навыков, например, для карманных краж, кредитного и карточного мошенничества и т. д. Для профессиональных преступников — это такая же работа, как и любая другая, позволяющая им добывать средства к жизни, причем весьма немалые. Для профессионалов характерно то, что преступление для них источник средств существования — основной или дополнительный.

Ранее профессиональной работой прикрывали преступную деятельность. Сейчас же преступления совмещают с легальным бизнесом как способом отмывания преступно полученных средств.

Таким образом, криминальный профессионализм можно рассматривать как вид рецидивной преступности, а в нем — как вид специального рецидива, ибо криминальный профессионализм может быть только специальным рецидивом.

И последний признак — это связь профессиональных преступников с антисоциальной средой. Они являются носителями субкультуры преступного мира, которая проявляется в знании преступниками специального жаргона, наличии уголовных кличек и уголовных татуировок.

Жаргон преступного мира — условный язык для общения профессиональных преступников. Он вырабатывается, как правило, у каждой категории профессиональных преступников. Этот жаргон создавался из слов разных языков: русского, украинского, польского, немецкого, цыганского, французского, английского и т. д. Наличие криминальной символики в виде татуировок не является общим отличительным признаком профессиональных преступников от других нарушителей.

О степени распространенности и тенденциях криминального профессионализма могут свидетельствовать данные о лицах, совершающих карманные кражи, мошенничество, кражи антиквариата, контрабанду, вымогательство, незаконные валютные операции и т. д.

Изучение прошлых преступлений рецидивистов позволяет выявить типичные варианты развития их «преступной карьеры». Это развитие, во-первых, может протекать по линии специализации их преступной деятельности. Для рецидивистов преимущественно корыстной направленности систематическое совершение однородных преступлений приводит к приобретению уровня «криминального профессионализма».

Что касается насильственных преступников, то повторение подобного рода преступлений приводит к закреплению насильственных стереотипов разрешения конфликтов, усилению готовности к применению насилия.

Во-вторых, развитие «преступной карьеры» может протекать и по линии увеличения многократности общего рецидива, расширения

Рецидивная и профессиональная преступность круга участников преступных проявлений. В литературе направленность преступной деятельности такого типа иногда называют глобальной. Не исключено, что у ряда рецидивистов оба типа развития «преступной карьеры» совмещаются. Практика, в частности, показывает, что у многократных рецидивистов зачастую одновременно имеется несколько видов специального рецидива, своеобразно совмещаются общий и специальный рецидивы.

Для рецидива характерен показатель степени подобия между совершенными преступлениями, в связи с чем можно говорить о реальном и формальном рецидиве. При реальном рецидиве два и более преступления внешне и внутренне взаимосвязаны, а при формальном рецидиве такую связь проследить трудно.

О тесной связи между преступлениями, совершенными одним лицом, можно говорить при одинаковом характере преступлений, мотивах, способах совершения, стереотипах действия, определенной схожести ситуаций. Например, тесная связь имеет место в случаях, когда одно преступление обусловлено другим, одна ситуация порождает последующую: бродяжничество нередко было следствием уклонения от уплаты алиментов; тяжелая жизненная ситуация, сложившаяся накануне преступления, возникает в результате длительного отбывания наказания за предыдущее (потеря семейных, трудовых и других специальных связей и т. д.). Другой пример: из 12 судимостей одного рецидивиста по крайней мере 7 последних (за хулиганство) были связаны с одной и той же конфликтной ситуацией в семье.

Менее тесная связь объединяет преступления, различные по характеру и способам, но внутренне связанные между собой через определенные дефекты личности, например, рецидивисты, употребляющие спиртное, совершают хулиганство на почве пьянства, а кражи мотивированы целью добыть средства на выпивку. В таких случаях оба преступления могут быть следствием одного и того же факта — алкоголизма.

Чтобы установить, относится ли тот или иной рецидивист к профессиональным преступникам, следует проанализировать его «преступную карьеру». При этом нужно иметь в виду, что в статистике специальный рецидив отражается только по отношению к предыдущему преступлению, в связи с чем требуется применять методы выборочного исследования. Профессионализм, как правило, приобретается лицами, совершающими корыстные преступления. Существование профессиональной преступности обусловлено общим уровнем развития общества, усложнением его структур, все более углубляющимся разделением труда. Выгодность занятия преступной деятельностью зависит от способности безнаказанно заниматься совершением преступлений, а для этого, как уже говорилось, требуются определенное искусство, умения и навыки, как и в любой другой деятельности.

Единичное преступление совершается спонтанно или преднамеренно, но одним деянием достигается желаемый результат. Профессионализм в преступлении требуется тогда, когда преступная деятельность начинает быть источником материального существования. Преступление, конечно, может удовлетворять и другие потребности: половые, самоутверждения, подавления и др. В связи с этим возникает вопрос: являлись ли профессиональными преступниками убийцы-маньяки, подобные Карлу Панцраму (США), Чикатило, Матусевичу? Если исходить из четырех признаков профессионализма, то практически ни одного из них нельзя признать профессиональным преступником.

Криминальный профессионализм обусловлен систематическим ведением антисоциального образа жизни, отторжением преступников от общества. Об устойчивой преступной деятельности могут свидетельствовать показатели специального рецидива, а в нем — многократного. Специальный рецидив среди воров, мошенников, грабителей и разбойников составляет соответственно 80, 66, 80 и 60 %. Высок уровень специального рецидива и в таких преступлениях, как угон автотранспортных средств.

Любая система исполнения лишения свободы создает свой тип преступника. И делает это, как пишет Г. Ф. Хохряков, при прямом попустительстве и даже при помощи закона, например, когда закон предусматривает особую процедуру признания лица особо опасным рецидивистом. Именно эти люди хранят тюремные традиции. Принципы поведения профессионалов охватывают все сферы жизни; даже на бытовую встречу следует приходить без опоздания — опоздание более чем на 5 минут осуждается, а то и наказывается, так как оно может быть вызвано слежкой, задержанием.

Специфическими мерами предупреждения профессиональной преступности являются:

  • полное выявление профессиональных преступников и установление над ними постоянного контроля;

  • совершенствование Уголовного кодекса, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства;

  • совершенствование качества оперативно-розыскной деятельности по изобличению профессиональных преступников в совершении преступлений;

  • развенчание ложной романтики преступного образа жизни.

В целях предупреждения профессиональной преступности целесообразно было бы ввести в общую часть УК статью, устанавливающую признаки профессионального преступления, с тем чтобы ответственность данной категории лиц нашла четкую правовую регламентацию, тем более, что по УК РСФСР 1922 г. профессионализм рассматривался как обстоятельство, отягчающее вину (п. «е» ст. 25). В п. «б» ст. 180 говорилось о краже, обращенной в профессию; в более чем 10 статьях в качестве квалифицирующего признака употреблялся термин «промысел».

В целях повышения оперативного мастерства в органах, призванных заниматься раскрытием преступлений, необходима узкая специализация. Профессиональные преступники должны находиться на учете, а их преступная деятельность должна постоянно отслеживаться.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]