Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
АВТОМАТИЧЕСКАЯ СТРАХОВКА В ГОРАХ И ПЕЩЕРАХ-2006....doc
Скачиваний:
11
Добавлен:
26.04.2019
Размер:
6.45 Mб
Скачать

6. И, наконец, выполнение приема

В основе наиболее распространенных действий по самостраховке лежит движение страхуемого вдоль линейной опоры с одновременным или поэтапным ведением по ней страховочного устройства (например, зажима) на достаточно коротком (обеспечивающем возможность после срыва достать рукой зажим и выйти из зависания) "усе" или без него (крепление зажима непосредственно к обвязкам).

Многочисленные попытки изобрести самостраховочный зажим, спускающийся одновременно с человеком без его активного участия не увенчались успехом, если не считать появление в начале 2000-х устройства фирмы Петцль - "ASAP", где был удачно совмещен принцип центробежного тормоза с игольчатым кулачком.

Однако в общем случае самостоятельное скольжение большинства зажимов (не говоря уже о схватывающих узлах и клеммах) как вниз, так и вверх по линейной опоре затруднено, вследствие трения и автоматического (что, в принципе, и необходимо!) схватывания устройством линейной опоры. Поэтому его приходится передвигать руками, одновременно отжимая кулачок  если вести вниз, или продергивая в зажиме веревку  если вести вверх. Зажимы с не подпружиненными кулачками при движении вверх скользят вдоль линейной опоры автоматически (также как и подпружиненные при натянутой снизу опоре), но при спуске тоже требуют ведения.

Ведение каждого типа зажимов имеет свои правила и зачастую небезопасно. Поэтому при выборе зажима для самостраховки нужно быть осведомленным относительно этого и со всей серьезностью отработать приемы на тренировочном полигоне, прежде чем выходить на реальную вертикаль.

6.1. Рычажные зажимы (типа "Гиббс" и коромысловые)

В случае самостраховки зажимом типа "Гиббс", в момент срыва падающий должен прекратить ведение (бросить зажим), чтобы он сработал. Причем не подпружиненный зажим часто и в этом случае может сработать не сразу, еще некоторое время скользя вдоль опоры вниз, пока падающий не обгонит его и не нагрузит соединяющий ус (в этом отношении особенно опасен трос).

Непременным условием срабатывания не подпружиненного зажима является приложение нагрузки падающего тела к кулачку.

Как уже было сказано, само выполнение приема "бросания" зажима противоестественно порождаемому инстинктом самосохранения стремлению человека в момент срыва схватиться за что-нибудь, чтобы остановить падение. Это "разногласие" уже привело к целому ряду аварий, при которых человек падал, накрепко зажав самостраховочный узел или зажим в руке и даже не вспоминая о нем. Если же падающему удавалось через некоторое время опомниться и все-таки бросить зажим, приобретенной во время падения энергии часто хватало, чтобы разрушить страховочную цепь в наиболее слабом ее звене (обрыв “уса”, перекусывание зажимом веревки или троса, разрушение точки навески, поломка крюка и т.п.).

Особенно часты такие случаи на спуске, что делает спуск наиболее опасным техническим приемом с точки зрения осуществления самостраховки,. Тем более, если самостраховка на спуске осуществляется за стальной трос. Но и другие варианты вертикальной техники тоже могут “похвастать” солидной статистикой аварий, связанных с ошибками при выполнении самостраховки на спуске.

Влекомый общими веяниями вертикальной моды, я имел возможность не только на собственном опыте убедиться, сколь опасен прием “бросания” самостраховочного устройства, но и многократно наблюдать этот факт во время тренерской работы. Овладение техникой "бросания" зажима непосредственно в момент срыва требует длительной и постоянной тренировки.

Как такие тренировки организовать? В 1980 году на скалодроме в окрестностях Усть-Каменогорска я сконструировал и оборудовал для отработки этого приема простейший стенд-тренажер, через который прошли практически все спелеологи клуба. Суть его в следующем.

На абсолютно надежных опорах навешивались веревки для спуска (рапель) и самостраховки (в то время мы пользовались двухопорной техникой, а SRT в СССР была попросту запрещена). При этом рапель на площадке закрепления имела петлю длиной 2-4 м, перевязанную бельевым шнуром (Рис.72).

Рис.72 Стенд-тренажер для отработки приемов самостраховки зажимами

Обучаемый начинает спуск по подготовленной к условному срыву рапели. Стена должна быть с небольшим отрицательным углом, чтобы обеспечить свободное падение без задевания о рельеф. В произвольный (неизвестный обучаемому момент) инструктор перерезает связывающий петлю на рапели шнур, что приводит к распрямлению петли и неожиданному для обучаемого срыву спускающегося.

Практика показала, что лишь малый процент участников тренировок с первого раза правильно выполняли прием, своевременно "бросая" зажим самостраховки. Большинство падали до предоставленного веревкой предела, намертво зажав зажим в кулаке. Для предотвращения действительно падения использовалась дополнительная "контрольная" страховка  эластичная веревка, вымеренная таким образом, чтобы в любом случае остановить падение обучаемого на безопасном от земли расстоянии.

При проведении таких тренировок особое внимание должно уделяться качеству и состоянию личного снаряжения участников!

Но несмотря на все тренировки и ухищрения большинство рычажных зажимов, в том числе и пресловутый самостраховочный "Шант" остаются недопустимо опасными в плане использования для самостраховки при спуске именно в силу подверженности паническому рефлексу.

Коромысловые зажимы тоже подвержены паническому рефлексу, но механизм их отказа несколько иной. В силу гладких равноплечих кулачков, такие зажимы прекрасно скользят вдоль веревки, будучи зажаты в кулаке, хотя сам кулачок нельзя прижать в рукой в нерабочем положении.

Повторю, все эти зажимы срабатывают только при натяжении самостраховочного уса, но этого может и не произойти, пока падающий не долетит до дна или не получит травму по пути падения, вынудившую его отпустить зажим.