Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОСОБЕННОСТИ ГАМКЕРГИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ И ЕЕ МОДУЛЯЦИЯ ГЕТЕРОРЕЦЕПТОРАМИ В ПОЛЕ СА1 ГИППОКАМПА.doc
Скачиваний:
52
Добавлен:
16.09.2017
Размер:
7.28 Mб
Скачать

3.1.3 Ионотропные гамКергические рецепторы как в интернейронах, так и пирамидных клетках чувствительны к агонисту гамкс рецепторов

Известно, что чувствительность к пикротоксину ГАМКергических рецепторов определяется наличием боковых цепочек аминокислот в сегменте M2, покрывающих внутреннюю часть канала, в частности, треонина разных субъединиц, находящегося в R6положении (Xu and Akabas 1996; Zhang et al. 1995a; Zhang et al. 1995b; Zhorov and Bregestovski 2000). Среди субъединиц ГАМКергических рецепторов грызунов только ρ2имеют отличную аминокислоту в этом участке, что делает гомомерные и гетеромерные ρ2-содержащие рецепторы относительно нечувствительными к пикротоксину (Greka et al. 1998; Zhang et al. 1995a). При этом, близкородственная ρ1субъединица содержит треонин в R6положении и гомомерные рецепторы чувствительны к пикротоксину (Zhang et al. 2001). Возможно, в нашем исследовании сниженная чувствительность к пикротоксину связана с наличием в интернейрональном ГАМКергическом токе компонента, связанного с рецепторами содержащими ρ2субъединицу. В таком случае, пикротоксин нечувствительные токи должны фармакологически отличаться от пикротоксин чувствительных. Это связано с тем, что ρ-содержащие рецепторы (ГАМКС) имеют ряд отличий по отношению к агонистам, антагонистам и аллостерическим модуляторам классических ГАМКАрецепторов. Показано, что ГАМКСрецепторы принимают участие в ГАМКергической передаче в ретине, спинном мозге и superior colliculus (Bormann 2000b; Zhang et al. 2001). Известно, что нативные ГАМКCрецепторы в ретине также обладают сниженной чувствительностью к пикротоксину и низкой проводимостью одиночных каналов в сравнении с ГАМКАрецепторами (Feigenspan et al. 1993). Однако, до настоящего времени не было показано роли ГАМКСрецепторов в гиппокампе, не смотря на иммуноцитохимические данные, указывающие на наличие в нем РНК, кодирубщей ρ-субъединицы (Enz et al. 1995; Enz and Cutting 1999; Ogurusu et al. 1999; Wegelius et al. 1998).

В последнее время стали появляться доказательства того, что, по крайней мере, рекомбинантные ρ-субъединицы могут образовывать функциональные ГАМКергические рецепторы с γ2субъединицами (Pan et al. 2000; Qian and Ripps 1999). Эти данные указывают на теоретическую возможность определенных отклонений ГАМКергических токов в гиппокампе от фармакологического профиля токов, опосредованных классическими ГАМКАрецепторами. Иммуноцитохимические исследования также показали, что плотность γ2субъединиц намного выше в интернейронах поля CA1, чем в пирамидных клетках (Sperk et al. 1997). Вместе взятые, эти данные указывают на то, что низкая чувствительность к пикротоксину в интернейронах, может объясняться комбинацией субъединиц ГАМКергических рецепторов, отличной от комбинации в классических ГАМКАрецепторах.

Приняв во внимание сходство параметров ГАМКергических рецепторов интернейронов и ГАМКСрецепторов (низкая чувствительность к пикротоксину и низкая проводимость одиночного канала), мы решили проверить на них эффект фармакологических агентов, специфичных для ГАМКСрецепторов. Мы провели

ПК

Рис. 3.1.3 Генерализованная аппликация САСА (50 µМ) вызывает большие по амплитуде токи в пирамидных клетках, чем в интернейронах

а, Аппликация CACA (50 µМ), специфического агониста ГАМКСрецепторов, производит увеличение тока компенсации в режиме фиксации потенциала как в интернейронах (), так и в пирамидных клетках (). Причем величина этого тока значительно выше в пирамидных клетках (ПК) - 153 ± 26 пА (n=5), чем в интернейронах (ИН) 55 ± 13 пА (n=4), p=0,02, t-тест (б).

аппликацию специфического агониста ГАМКСрецепторов, цис‑аминокротоновой кислоты (CACA). Это вещество активирует рекомбинантные ГАМКСрецепторы с Kd= 74 μМ и приблизительно в 130 раз менее эффективно для активации ГАМКАрецепторов (Kusama et al. 1993). Необычным оказалось то, что аппликация низкой концентрации CACA (50 μМ, без пикротоксина) приводила к возникновению значительных по амплитуде токов как в интернейронах, так и пирамидных клетках (Рис. 3.1.3а). Неожиданным оказалось то, что величина тока была даже выше в пирамидных клетках, чем в интернейронах (55 ± 13 пА; n=4 в интернейронах; 153 ± 26 пА; n=5 в пирамидных клетках; p=0,02 t-тест между двумя типами клеток; Рис. 3.1.3б). Эти результаты указывают на наличие ГАМКC-подобных рецепторов в обоих типах клеток и даже на более высокое их содержание в пирамидных нейронах. Однако, мы не стали сразу делать заключение о том, что полученный ток вызван ГАМКСрецепторами. Существует предположение, что CACA может содержать небольшие количества (до 0,1 %) своего трансэнантиомера ТАСА (транс-аминокротоновой кислоты) – рацемическая смесь (Johnston 1996). TACA – более мощный агонист ГАМКАрецепторов, чем CACA (Kusama et al. 1993). Возможно, что ток, который возникает при аппликации CACA, на самом деле, происходит от активации ГАМКАрецепторов, опосредованной примесью ТАСА. Чтобы проверить это, мы апплицировали различные концентрации TACA. Низкая концентрация ТАСА (50 нМ), соответствующая ее содержанию 0,1 % в CACA (50 µМ) не вызвала никакого тока. Нам удалось получить сравнительно небольшой ток (2415 % от тока вызываемого аппликацией 50М CACA; n=5; p=0,03; Рис. 3.1.4а) только при концентрации TACA 2,5М, что соответствует 5 % от использованной концентрации CACA. Даже при аппликации TACA в концентрации 15М (33,3 % от САСА) нам не удалось получить тока, достигающего по величине ток, полученный при аппликации CACA (7211 % от CACA тока; n=5; p=0,03).

Таким образом, CACA вызывает значительный по величине ток в концентрации <1 % от Kdдля ГАМКАрецепторов (9.7 мМ) (Kusama et al. 1993) и этот эффект не связан с содержанием в этом веществе TACA, более мощного агониста ГАМКАрецепторов.

Другое возможное объяснение возникновения тока при аппликации CACA может быть связано с ее непрямым действием на ГАМКАрецепторы. Было показано, что CACA вызывает высвобождение H3-ГАМК в срезах мозга при концентрации приблизительно в 10 выше, чем EC50для ГАМКСрецепторов (Chebib and Johnston 1997). Этот эффект был связан с ее влиянием на GAT3 (транспортер ГАМК) и исчезал при аппликации 100М‑аланина, блокатора данного транспортера.

Рис. 3.1.4 Ток, вызываемый аппликацией CACA, связан с прямой активацией ионотропных ГАМКергических рецепторов

а, Аппликации TACA 2,5 µМ () и 15 µM () производили меньшие по амплитуде токи, чем CACA 50 µМ ().а1, Эффект аппликаций ТАСА и САСА на ток компенсации. Данные, полученные с одного нейрона. Ток компенсации до аппликации агонистов был приравнен к нулю (пунктирная линия)a2, Данные, усредненные по нескольким клеткам. Ток, полученный при аппликации 2,5 µМ (Т2.5; 5% от концентрации CACA) составлял 24 ± 15 % (n=5), при аппликации 15 µМ (Т15; 33% от концентрации CACA) – 72 ± 11 % (n=5) от тока вызываемого CACA 50 µМ (С50). Эти данные выступают против гипотезы, что ток вызываемый аппликацией CACA (селективного агониста ГАМКСрецепторов) связан с содержанием в веществе небольших концентраций (<0,1 %) стереоэнантиомера TACA, более эффективного агониста ГАМКАрецепторов.б, Аппликация CACA 50 µМ в присутствии β-аланина 100 µМ (блокатора GAT3 – транспортера ГАМК) вызывала ток (), который не значительно отличался от CACA-тока при базовых условиях ().б1, Эффект аппликаций на ток компенсации. Данные, полученные с одного нейрона. Ток компенсации до добавления β-аланина был приравнен к нулю (верхняя пунктирная линия). β-аланин сам по себе увеличивал ток компенсации (нижняя пунктирная линия).б2, Усредненный по нескольким клеткам (n=5) СACA-опосредованный ток, полученный в присутствии 100 µМ β-аланина (β-ала) составил 98 ± 11 % от тока вызываемого CACA при базовых условиях (кон.). Эти данные выступают против гипотезы, что ток вызываемый аппликацией CACA связан с гетерообменом CACA/ГАМК при участии ГАМК транспортера GAT3.

Чтобы исключить непрямое действие САСА через ГАМК транспортер, мы провели ее аппликацию в присутствии 100 М‑аланина.‑аланин сам по себе приводил к возникновению входящего тока (Рис. 3.1.4б). Возникновение этого тока может объясняться как блокадой обратного захвата (uptake) ГАМК, так и прямым агонистическим действием‑аланина на глициновые рецепторы. В этих условиях аппликация CACA (50М) также приводила к возникновению тока, незначительно отличающегося от тока без‑аланина (9811 % - ток в присутствии‑аланина от тока без него; n=5; p=0,8). Таким образом, аппликация CACA активировала ГАМКергические рецепторы прямо, а не через накопление ГАМК, влияя на транспортер GAT3. Этот результат указывает на наличие как в интернейронах, так и пирамидных клетках поля СА1 гиппокампа тока, чувствительного к агонистам ГАМКСрецепторов.

Таким образом, нами впервые была продемонстрирована фармакологическая активность агониста ГАМКСрецепторов в гиппокампе. Однако, в этих экспериментах нам не удалось объяснить различную чувствительность интернейронов и пирамидных клеток к пикротоксину. Для ответа на этот вопрос, мы решили проверить, каким образом ГАМКергические токи в интернейронах и пирамидных клетках будут модулироваться аллостерическими модуляторами ГАМКАрецепторов.