Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Э. Д. Днепров Новейшая политическая история.doc
Скачиваний:
139
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
2.64 Mб
Скачать

2. Образование: от социальной нормы – к товару

Концепция либеральных экстремистов о «минимизации роли государства» предполагала не только его прямое уклонение от социальной ответственности за образование, но и перенос всей тяжести образовательных расходов на плечи населения. Отсюда – максимальное расширение платности образования.

В соответствии с названной концепцией наши квазиреформаторы рассматривали образование лишь как «сферу услуг». И естественно –платных. Эту бредовую идею Минобрнауки почти два года усиленно вбивало в общественное сознание. «От термина бесплатное образование, – неоднократно заявлял министр Фурсенко, –надо уходить. Так как бесплатного образования не бывает: за образование платит или государство, или бизнес, или сам учащийся».

Приведенное заявление – или дремучая некомпетентность, или беззастенчивая ложь. Ибо во всем мире вот уже более двухсот лет бесплатным (для населения) называется образование, за которое платит государство – подчеркну – за счет средств налогоплательщиков. Именно такое общепринятое пониманиебесплатности образованиязакреплено в Конституции Российской Федерации.

Иными словами – народ уже заплатил за образование, но наши псевдореформаторы пытаются заставить его платить вторично. Они хотят под видом «борьбы с теневыми потоками в образовании» изъять в карман Минфина те деньги, которые дают родители, чтобы поддержать нищую школу. Школа лишится этих средств, станет еще беднее, и нам придется платить еще и еще раз. И так будет до тех пор, пока народу не перестанут вбивать в сознание лживые понятия. Пока народ наконец не спросит у правительства: какой процент от подоходного и других налогов расходуется на образование? Как впрочем, и на другие социальные сферы – науку, культуру и т.д.

Как отмечал известный экономист М.Г. Делягин, говоря о планируемой реформе образования, «корень зла – в игнорировании специфики образования… Либеральные фундаменталисты воспринимают образование исключительно как часть сферы услуг, принципиально отрицая его особый характер. В образовании (да и здравоохранении) создается не просто добавленная стоимость, но главная производительная сила общества, более важная чем нефть, – человеческий капитал. Реформа не только не исправляет, но и усугубляет эту ошибку, которая действительно хуже любого преступления»1.

Настойчивое навязывание взгляда на образование лишь как на «сферу услуг» – типичнейшая попытка нашего беспринципного доморощенного либерального фундаментализма превратить любую социальную норму в предмет торга. И вместе с тем это ярчайшее свидетельство его нравственной, духовной извращенности, когдадолг, обязанностьпо отношению к собственной стране и народупреподносится как «услуга».

Такая политика целенаправленно ведет к оскудению человеческого капитала нации, к разделению системы образования на два сектора – для богатых и для бедных. Она консервирует социальное неравенство населения, создает «гетто бедности». Поскольку дети из бедных семей не смогут получить необходимое образование и подняться по социальной лестнице, они обречены навсегда оставаться «детьми подземелья».

Доля платного образования продолжает неуклонно расти. В государственных вузах и техникумах с 2000 по 2005 г. она возросла более чем в 2 раза.В 2006 г. платное образование составляло 61,8 % от его государственного финансирования и 37,5 % от общего объема образовательных услуг. Только за первый год работы Минобрнауки объем платных образовательных услуг возрос более чем в три раза – с 118,8 до 376 млрд. рублей.

Наконец, настойчивые попытки новой антисоциальной образовательной политики ввести платность в общее среднее образование в корне противоречит не только Конституции РФ, но и всей мировой образовательной практике.Весь цивилизованный мир в отличие от нашего правительства понимает, что образование только в малой своей части – сфера рынка. Что оно в целом –всеобщее социально значимое благо. И потому в развитии образования государство и общество заинтересованы даже больше, чем отдельный гражданин, ибо от этого зависят и благосостояние, и конкурентоспособность страны. Наше же правительство, вводя платность среднего образования, подрубает и то, и другое под корень. Своей циничной торгашеской идеологией онопревращает социальную норму в товар, в предмет купли-продажи.

Расширение платности образования в полной мере соответствует стремлению «либеральных необольшевиков» к социальной сегрегации населения. Образование, разделяемое ими на две зоны – для «элиты» и для «быдла»,становится средством этой сегрегации. Оно превращается в социальный лифт, опускающий большинство нации только вниз. Оно создает замкнутый круг воспроизводства бедности. Дети из малообеспеченных семей не смогут вырваться из этого круга, так как они не в состоянии заплатить за качественное образование.

Последствия такой «образовательной политики» катастрофичны. Уже сегодня более 800 тыс. детей школьного возраста неграмотны и более 3 млн находятся вне школы. Образовательный уровень нации резко падает. Это – прямое следствие проводимой правительствомполитики образовательного геноцида.

Как справедливо отмечалось в «Независимой газете», «даже в самых отсталых странах (за исключением разве что "несостоявшихся государств", где царит полная разруха) среднее образование делают бесплатным. С такой образовательной политикой – опорой либеральных фундаменталистов мы твердо держим курс на "несостоявшееся государство". Ведь, как уже отмечалось, по расходам на одного учащегося средней школы в процентах от подушевого ВВП Россия уже сегодня занимает предпоследнее(!) место в мире – опережая лишь Зимбабве»1.