Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебник Общая психология.doc
Скачиваний:
280
Добавлен:
13.02.2015
Размер:
1.65 Mб
Скачать

Духовные основы речи и языка. Искажение речи и языка и его влияние на психику.

Люди говорят почти на 3000 языках. Самый распространенный язык – китайский (по количеству населения). На английском говорят 350 млн. людей. Но самый красивый и духовный – это русский (славянский) язык. Пожалуй, самая главная культурная ценность нации – это ее язык. В языковую среду ребенок погружается с момента своего рождения и находится в ней всю оставшуюся жизнь. В этой среде происходит формирование его мышления, мировоззрения, характера. Утрата культурно-смысловых акцентов речи – одна из причин деструктивных аспектов семейного воспитания. Многие исследователи практически не уделяют этой проблеме должного внимания, не осознавая в полном объеме роль слова в жизни и воспитании человека. Слово это начало, объединяющее веру, культуру, традиции, обычаи и уклад жизни людей.

В.А. Чивилихин в книге «Память» в частности указывает на историческую целесообразность, единство и своеобразие русского языка. «Термин «руськый» по отношению к языку впервые зафиксирован в летописных известиях XIв., но отражал понятияXв. – к такому выводу пришел академик М.Н. Тихомиров. И вот, что интересно: для наших образованных предков, письменно выражавших уже тогда общерусское самосознание и толк русского ума, понятия «народ» и «язык» были идентичными. В первом, дошедшем до нас произведении русской литературы – «Слове о законе и благодати» Иллариона, излагающем в форме речи, обращенной к Владимиру Святому, историю с позиций тогдашней теологической философии, говорится: «вера бо благодатная по всей земле простреся и до нашего языка русского доиде» (Крупин В.Н., 2003, 21).

Неоспоримым доказательством тысячелетней принадлежности русского языка служит то, что почти все мы без специальной подготовки более или менее свободно понимаем почти все тексты, написанные на этом языке тысячу лет назад. Национальное своеобразие Руси заключалось в том, что на огромной территории существовал единый язык, на котором люди разговаривали и писали; у этого языка были в основном общая лексика, грамматический строй, правописание. Отметим, что в XIIIв. французский язык был понятен только населению Иль-де-Франс, а обширные окраины говорили на провансальском, каталонском, баскском, бретонском и фламандском языках. Южные и северные немцы не понимали друг друга и в более поздние времена, и после создания вXIXв. Бисмарком обще-германской армии не все солдаты понимали команды офицеров. В связи с этим В.А. Чивилихин сделал вывод, что «великое историческое счастье выпало на долю русского народа – его государственный, богослужебный, письменный и разговорный язык был в своей основе и множестве частностей одним и единым» (цит. по Крупин В.Н., 2003, 21).

Итак, народ и язык – понятия нераздельно слитые, неотъемлемые, как тело и душа. Язык – среда обитания народа, воздух, которым мы дышим. В процессе освоения родного языка ребенок усваивает жизненный опыт народа, «языковую картину» мира. И чем длительнее языковая традиция, чем богаче и возвышеннее словарный запас, тем богаче и национальная культура, тем яснее проявляется национальное самосознание. Все удивительные черты русского характера, культуры и идеологии питались от одного источника – слова славянского. Славянский язык выполнял функции единого книжного и богослужебного языка народов Восточной и Центральной Европы в такой же мере, как латынь в Западной Европе.

Русский язык постоянно подпитывался живительным словом из чистейшего источника – славянского языка. Перевод со славянского не нужен и невозможен. Это единый язык в двух своих стилях: высокий и обыденный.

Исследование результатов преподавания славянского языка показало, что занятия с детьми дошкольного возраста, отстающими в развитии, приводят к тому, что дети быстро овладевают навыками правильной речи и в дальнейшем опережают в развитии детей своего возраста. С.А. Рачинский заметил, что при изучении церковно-славянского языка снимается заикание и нервно-психологические стрессы. Помимо этого, при раннем обучении славянскому языку у детей формируется глубокое, духовно ориентированное мышление, стремящееся к целостности и непротиворечивости получаемых знаний, активному поиску истин, происходит усвоение мотивов достойного, духовно-красивого поведения. Такое обучение, как отмечает Т.Л. Миронова «с точкой зрения современной лингвистической науки, абсолютно оправдано, ведь основы знания языка заложены в генетической памяти каждого человека». (Миронова Т.Л., 2003, 50).

Реформа 1918 г. исключила славянский язык из школьной программы обязательного обучения. Теряя смысл славянской основы, люди перестают понимать духовную суть, смысл слов. Слова становятся пустыми знаками. Изгнанием славянского языка нарушилось стилевое триединство (высокий – церковный – славянский; средний – классическая литература; обиходный – разговорный язык). Стала снижаться духовность речи, появилось множество слов-заменителей, произошла вульгаризация речи, а, следовательно, и поведения людей.

Понимая духовную взаимосвязь языка, духовных традиций и жизнеспособности народа, все народы мира свято чтут и изучают основы духовной письменности и культуры своего народа. «С языком шутить нельзя. Словесная речь человека видимая и осязаемая связь. Звено между душой и телом» (В.И. Даль). Вот почему интуитивно познав и опытно постигнув силу слова, человечество искони очень осторожно обращалось с ним, вводя запреты на всуе обращенное слово к Богу, на клятву и проклятие, на сквернословие и брань. Но, все эти, нерушимой стеной охранявшие человеческое общество и души людей, запреты были повержены в новое время в связи с укоренением в Европе и России мысли о том, что язык – не есть могучая созидающая и разрушающая сила, а всего лишь «средство общения», и если согрешил человек «словом или помышлением», то не велика беда. «Слово сегодня стало мощным оружием уничтожения человеческого рассудка и растления человеческих душ», – пишет Т. Миронова (Миронова Т.Л., 2003, 48-50).

«Слово действительно в состоянии поражать душу человека, оно, злоумно направленное, убивает совесть, стыд, национальную и родовую память, развращает человека соблазнами, развивает в нем самые жестокие пороки: ложь, лицемерие, жажду наживы, эгоизм, безжалостность, цинизм. Информационно пораженный человек превращается в двуногое животное, …, у такой особи напрочь убиты понятия веры, совести, стыда, долга. У нее атрофировано понятие нации и любви к Отечеству, выжжены порывы к творчеству и способность сопротивления врагу – два высших свойства человека, которыми он служит Богу и своему народу» (Миронова Т.Л., 2003, 48-50)

Сегодня не только богословами, но и наукой доказано, что словесное давление на человека – не метафора, а физическая реальность. Язык – это мерило нравственности и даже физического благополучия, здоровья людей. Через язык человек познает добро и зло, испытывает на себе их воздействие и постигает, что может сам творить словом добро и зло. И выбор между добром и злом люди впервые делают, именно выбирая между благим и гибельным словом. Ученые РАН под руководством П. Горяева пришли к выводу о том, что при помощи словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает своей наследственный аппарат. Оказывается, ДНК способна воспринимать человеческую речь и читаемый текст по электромагнитным каналам. Одни сообщения оздоравливают гены, другие – травмируют, подобно радиации. Причем ДНК не разбирается, общаемся мы с живым человеком или с героем телеэкрана. Любое произнесенное слово не что иное, как волновая генетическая программа, влияющая на нашу жизнь и жизнь наших предков, и воспринимаемая нашим организмом, как антенной. (Кобезский А.И., 2003)

Средоточие народной мудрости это пословицы и поговорки, это блистательное проявление творчества народа. многие великие люди благоговели перед мудростью и красотою, живописной изобразительной силой, меткостью, точностью, колоритом и реалистичностью пословиц. Изучая пословицы можно живо и ярко представить и обрисовать быт русского человека в различные эпохи.

Нет области человеческого бытия, которой бы ни коснулись пословицы. Например, В.И.Даль выделяет 179 рубрик (Даль В.И.,2000). Каждая пословица рассматривает с пристальным интересом то или иное явление жизни. И как емко и точно это происходит. Всего несколько слов, а какая сила. В.И. Даль назвал пословицы «цветом народного ума», М.А.Шолохов – «сгустком разума» и «крылатой мудростью». Мы с детства привыкли слышать их и использовать в своей речи. Почему же пословицы живут в речи века и передаются из поколения в поколение?

  1. Пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной.

  2. Они в сконцентрированной форме выражают многовековую народную мудрость. В них заключен опыт наших предков, они имеют поучительную и педагогическую силу.

  3. Они содержательно разнообразны. Это и сентенции, советы, пожелания, и нравоучения, и философские обобщения, суждения.

  4. Пословицы это не застывший пласт русской речи, а живой, постоянно пополняющийся и изменяющийся арсенал сокровищницы народной мысли. Их пополняют и исторические события, и литературные источники.

Таким образом, богатейший кладезь народной мудрости в соединении с уникальностью языка дает возможность возрождать народные традиции, вспомнить культурные, духовные корни своего народа. Т. к они несут в себе воспитательный, образовательный и мировоззренческий потенциал, то их использование в учебно-воспитательном процессе и актуально и обосновано.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь. 1934// Собр. соч в 6т. т.2.М., 1983.

  2. Балонов Л.Я.,Деглин В.Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л., 1976.

  3. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке. М.,1982.

  4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

  5. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.,1958.

  6. Деглин В.Л., Балонов Л.Я.,Долинина И.Б. Язык и функциональная асимметрия мозга// Тр. По знаковым системам/Тартусский ГУ.1983.№16.с. 31-42.

  7. Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 2000.

  8. Кобезский А.И. От слов своих// Рус. Дом. 2003. №5.

  9. Котик Б.С. Межполушарное взаимодействие у человека. Ростов н/Д.,1992.

  10. Крупин В.Н. Вспомнивший родство// Рус. Дом. 2003. №3.

  11. Леонтьев А.А. Психологические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

Воображение – психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в продуцировании образов, которые не программированы, а заменяют деятельность; 4) в создании образов, соответствующих описанию объекта.

Значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности. Создание с помощью воображения модели конечного или промежуточного продукта труда способствует его предметному воплощению. В представлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных.

Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности – художественной, конструкторской, научной. В процессе деятельности воображение выступает в единстве с мышлением.

Воображение в процессе деятельности определяется степенью неопределенности проблемной ситуации, полнотой или дефицитом информации, содержащейся в исходных данных задач. Если исходные данные известны, то ход решения задачи подчиняется преимущественно законам мышления; если же эти данные с трудом поддаются анализу, то действуют механизмы воображения. Нередко одна и та же задача может быть решена и с помощью мышления и с помощью воображения.

Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы мышления, памяти, восприятия.

Основная тенденция воображения – преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете, создание заведомо новой ранее не возникавшей ситуации. Воображение – это отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях.

Способы синтезирования представлений в процессе воображения:

  • агглютинация– соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

  • гиперболизация– увеличение или уменьшение предмета, изменение качества его частей;

  • заострение– подчеркивание каких-либо признаков;

  • схематизация– сглаживание различий предметов и выявление черт сходства между ними;

  • типизация– выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

По степени выраженности активностиразличаютдва вида воображения:пассивноеиактивное.Пассивноехарактеризуется созданием образов, которые не воплощаются в жизнь, программирование которых не осуществляется или вообще не может быть осуществлено. Воображение выступает при этом как замена деятельности, как ее суррогат, с помощью которого человек отказывается от необходимости действовать. Пассивное воображение может бытьпреднамеренныминепреднамеренным.Непреднамеренное пассивное воображениенаблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.Преднамеренное пассивное воображениесоздает образы – грезы, не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в жизнь. Преобладание в процессах воображения грез свидетельствует об определенном дефекте в развитии личности.

Активное воображениеможет бытьтворческимивоссоздающим. Возникшее в труде, творческое воображение предполагает самостоятельное создание образов, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности, и является неотъемлемой стороной технического, художественного и иного творчества.

Воссоздающее воображение имеет в своей основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию.

Процесс воображения не всегда немедленно реализуется в практической деятельности. Нередко воображение принимает форму особой внутренней деятельности, заключающейся в создании образа желаемого будущего, т.е. в мечтании. Мечта– необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным.

Синоним воображения – фантазия. Продукт воображения – фантазия – изменяет облик действительности, отраженный в сознании, для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и в силу этого обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью.

Творческая активность, порожденная фантазией, в значительной мере спонтанна, связана с личностной одаренностью и индивидуальным опытом человека, складывающимся в процессе деятельности.

В сфере патопсихологии фантазии больных служат предметом диагностики.

Функции воображения: Образное представление действительности. Регулирование эмоциональных состояний. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека. Формирование внутреннего плана действий.

Физиологическая основа воображения

До сих пор нам почти ничего не известно ни о механизме воображения, в том числе о его анатомо-физиологическои основе. Где в мозгу человека локализовано воображение? С работой каких известных нам нервных органических структур оно связано? Об этом мы можем сказать гораздо меньше, чем, например, об ощущениях, восприятии, внимании и памяти.

Воображение и органические процессы тесным образом взаимосвязаны. У людей с богатой фантазией в результате сильно развитого воображения могут появляться физиологические признаки, которые обычно сопровождают те или иные эмоции (учащения пульса, сбои в дыхании, повышение кровяного давления, выделение пота и т. п.). Они имеют место тогда, когда человек представляет себе какую-либо ситуацию, например несущую в себе угрозу для него.

Физиологические реакции на психологические состояния, связанные с воображением, следует рассматривать как вполне нормальные явление. Они способствуют преднастройке организма на предстоящую деятельность и тем самым облегчают ее. Органическими изменения сопровождаются практически почти все связанные с фантазией образы. Широко известно явление, которое получило название идеомоторный акт. Суть его состоит в том, что отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, сознанием. Если, например, попросить человека подержать на вытянутой руке на весу нитку с грузом и представить себе, как этот груз вращается, то через некоторое время можно заметить, что он и на самом деле начнет описывать круги, совершать вращательные движения.

Особый психологический интерес вызывает связь сновидений с органическими состояниями. Наш мозг, как показывают исследования, продолжает работать и во время сна, вовлекая в свою деятельность практически все органические структуры, связанные с психологическими процессами: восприятием, вниманием, памятью, мышлением и речью. Но это обычно происходит на уровне подсознания, на фоне тормозного влияния, оказываемого ретикулярной формацией на кору головного мозга человека. Факт припоминания содержания сновидений с несомненностью говорит о том, что во сне активным образом работает память.

Люди, которые спят, психологически не полностью изолированы от восприятия окружающей действительности и способны определенным образом реагировать на нее. Во сне отчасти сохраняется избирательность реакций. Мать, например, весьма чувствительно реагирует на движения своего ребенка и моментально просыпается, услышав их. Во сне человек даже может принимать определенные решения, формировать планы, которые затем нередко реализуются наяву (как сознательно принятые намерения).

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. «Психология человека» Курс лекций. Ростов-на-Дону. 2002.