Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кузнецов Д.В.-Иракский кризис-2009.doc.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
99.56 Mб
Скачать

Наиболее важные проблемы, в представлении американцев (1989-2008 гг.)

Год

Наиболее важная проблема, стоящая в настоящее время перед страной

1989

Наркотики и злоупотребление ими.

1990

Наркотики и злоупотребление ими.

Дефицит государственного бюджета.

1991

Экономика.

1992

Экономика. Безработица.

1993

Экономика. Безработица.

Здравоохранение.

1994

Преступность, насилие.

1995

Преступность, насилие.

1996

Преступность, насилие.

1997

Преступность, насилие.

1998

Преступность, насилие.

Этика, мораль, упадок семейных ценностей.

1999

Преступность, насилие.

Этика, мораль, упадок семейных ценностей.

2000

Этика, мораль, упадок семейных ценностей.

Образование и его качество.

Рост стоимости жизни.

2001

Этика, мораль, упадок семейных ценностей.

Образование и его качество.

2002

Терроризм.

2003

Недопущение войны, ядерный конфликт, международная напряженность.

Ирак.

Экономика.

2004

Недопущение войны, ядерный конфликт, международная напряженность.

Ирак.

2005

Недопущение войны, ядерный конфликт, международная напряженность.

Ирак.

2006

Недопущение войны, ядерный конфликт, международная напряженность.

Ирак.

2007

Недопущение войны, ядерный конфликт, международная напряженность.

Ирак.

2008

Экономика.

Источник: Gallup, George H., Jr. The Gallup Poll: Public Opinion, 1989-2008. Wilmington: Scholarly Resources, 1990-2009.

Объявленная после 11 сентября 2001 г. «война с террором», а также ее важнейшие, с точки зрения руководства США, составляющие – военная операция в Афганистане, но в первую очередь, война в Ираке, естественно сохранили тот весьма высокий уровень значимости внешнеполитических проблем для американцев, и в первую очередь это касалось проблемы терроризма.

Однако сохранявшееся в течение 2002-2007 гг. повышенное внимание американцев к проблемам внешней политики оказалось недолговечным, поскольку в 2008 г., под воздействием складывавшейся тогда неблагоприятной экономической конъюнктуры, в центре внимания американцев оказались проблемы, не связанные с внешней политикой. В данном случае речь идет о повторении ситуации, которая сложилась ранее, еще в начале 1970-х годов, о чем уже говорилось выше. Достаточно глубокий кризис, поразивший американскую финансовую систему, а вслед за ней и финансовые структуры большинства стран мира, приведший к оформлению в экономике США крайне негативных тенденций, преодоление которых продолжается фактически до сих пор, неизбежно вывел в разряд первоочередных именно проблемы экономики1.

В результате оказалось, что если ранее важнейшей, с точки зрения американцев, проблемой, стоящей перед страной, являлась война в Ираке, всколыхнувшая американское общество, то начиная с 2008 г. ее по своей значимости обошла проблема, связанная с развитием ситуации в экономике (Рис. 4.1.33). Однако подавляющее большинство американцев тогда подчеркнуло, что именно война в Ираке стала определяющим фактором, способствовавшим обострению ситуации в экономике страны.

Рис. 4.1.33. Отдельные проблемы (война в Ираке и экономика) и их место в системе приоритетов американцев (2003-2008 гг.).

Источник: Most Important Problem. - http://www.gallup.com/tag/Topics+A+to+Z.aspx.

Примечание.

Вопрос, который был задан американцам, звучал так: «Какая наиболее важная проблема стоит в настоящее время перед страной?».

Практически все, кто принимал участие в качестве кандидатов на пост Президента США, в так называемых праймериз старались обходить стороной проблему Ирака, в крайнем случае затрагивали ее не столь подробно, как это могло бы быть, учитывая ее значимость для страны. В связи с этим Томас Л. Фридман – один из самых известных в Соединенных Штатах политических обозревателей, постоянно выступающий на страницах The New York Times, который, кстати, ранее, в 2002-2003 гг., являлся одним из самых последовательных сторонников военной операции против Ирака, в статье «Ирак: вопросов по-прежнему больше, чем ответов», появившейся 19 июня 2008 г., подчеркнул: «''Иракский вопрос'' превратился в одну из тем, которые очень многие воспринимают настолько эмоционально и болезненно, что вести трезвую дискуссию о реальной сегодняшней ситуации в этой стране очень трудно... В результате вопрос о наших дальнейших действиях в Ираке – что нам следует предпринять и почему – в ходе президентской гонки практически не обсуждается. И это весьма прискорбно, потому что принятие таких решений будет делом очень непростым – требующим учета сразу трех взаимно противоречивых политических факторов»1.

В числе таких факторов Томас Л. Фридман называет в первую очередь состояние общественного мнения США, поскольку американцы пришли к выводу, что «цена, которую мы заплатили в Ираке за последние пять лет, абсолютно не оправдывает достигнутых на сегодняшний день результатов. Поэтому, кто бы ни стал президентом – Джон Маккейн или Барак Обама, - вступая в должность, он будет четко осознавать, что американцы не потерпят еще четырех лет присутствия в Ираке без конкретного срока его завершения»2.

Делая предположение, Томас Л. Фридман указал тогда на то, что скорее всего будущему президенту придется иметь дело именно с такой непредсказуемой ''прозой ветров'': однозначным стремлением американского общества как можно скорее закрыть ''иракский вопрос'' из-за высокой цены этого конфликта; проблесками надежды на то, что позитивный исход, способный частично оправдать эти издержки, все же возможен; и тем фактом, что Ирак еще не стал по-настоящему единой страной. «Пока что мы можем продолжать до хрипоты спорить о том, стоило ли затевать эту войну, но начиная с 20 января 2009 г. новому президенту все будет задавать только один вопрос: с учетом этих трех взаимно противоречивых тенденций, что вы планируете делать с иракской проблемой, которая досталась вам по наследству? …И необходимость проложить нужный курс между этими противоречащими друг другу настроениями и тенденциями в самом Ираке станет одной из труднейших задач, которые любой наш президент когда-либо оставлял в наследство преемнику», - приходит к заключению Томас Л. Фридман3, и с его мнением вполне можно согласиться.

Действительно, в последние годы война в Ираке, которая все чаще сравнивается в США с войной во Вьетнаме, превратилась в крайне «неудобную» тему для обсуждения. «Когда речь заходит об Ираке, большая часть американцев просто не может говорить о хорошем. Увеличение группировки дает свои результаты. Ситуация в трех основных иракских городах существенно улучшилась. Иракская армия, наконец, устанавливает свой контроль. Потери американских войск на самом низком уровне с 2003 года. Резко снизилось количество смертей среди мирного населения и число терактов. ''Аль-Каида'' в Ираке осталась практически без друзей. Что самое важное, основные ветви шиитов и суннитов начинают принимать участие в собственном освобождении», - подчеркнула 18 сентября 2008 г. в статье «Сиротская доля победы в Ираке» The Wall Street Journal4.

«Но вместо того, чтобы радоваться и торжествовать, наши политические лидеры и творцы общественного мнения говорят о графиках сокращения и вывода войск, требуя приступить к этому немедленно, считают потери и твердят об искуплении грехов. Мало кто говорит о войне с чувством гордости и патриотизма. Никогда ранее страна не дистанцировалась так от военного триумфа. Существует строгий и всеобщий запрет на любые признания того, что война эта пошла на пользу... Ирак, похороненный под падающим рейтингом популярности президента Буша, по-прежнему вызывает стыд». «Да, причины для начала войны в Ираке были представлены недостаточно полно и убедительно, хотя гуманитарные основания для свержения режима Саддама Хусейна определенно присутствовали. Нам не следовало ограничиваться доводами о наличии там оружия массового уничтожения. Верно также и то, что мы оказались до смешного не готовы к тому, что нас ждало в Ираке, а также к тому, как там воспримут наш приход. А позорная практика Абу-Грейба, безусловно, никоим образом не сопоставима с героизмом и жертвенностью наших солдат. Да, о войне в Ираке можно рассказать многое. Но говорить, что Америка ведет неразумную войну, которая не имеет цели и является провальной, было бы, конечно, неправильно. К сожалению, американский мейнстрим пока еще не ощутил в полной мере, что он живет в воюющей стране. Отсутствует единение вокруг ясных и понятных фактов. Да, общественное мнение в Америке свободно, но порой оно формируется под воздействием тонкого и изощренного устрашения. Слыша все эти громогласные пораженческие крики отчаяния, большинство американцев видит войну не такой, какая она есть на самом деле, а такой, какой ее изображают эти пораженцы. Нет ничего плохого в подготовке графиков нашего ухода – если мы в равной степени готовы с похвалой говорить о нашей трудной борьбе. Какой бы ни была дата этого ухода, покидать Ирак мы должны не с пораженческим настроением, не с отвращением, а с гордостью и чувством благодарности к нашим войскам – ведь они заслуживают этого, поскольку свою работу сделали хорошо», - подвела итог The Wall Street Journal 1.

Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать о том, что война в Ираке стала одним из основополагающих факторов, которые оказали влияние на исход президентской кампании 2008 г. Победа в целом умеренного по своим внешнеполитическим взглядам кандидата от Демократической партии Б. Обамы, который, как известно, в качестве одного из основных пунктов своей внешнеполитической программы обозначил вывод американских войск из Ирака, стала своеобразным ответом американцев на иракскую политику администрации Дж. Буша-младшего.

Возможно, что администрация Б. Обамы, получившая внушительный кредит доверия со стороны американцев, будет с гораздо большим, чем ее предшественники2, вниманием относиться к настроениям, существующим в американском обществе, и будет учитывать в своей политике на международной арене фактор общественного мнения. Косвенно об этом свидетельствует то, что 26 февраля 2009 г. Б. Обама уведомил лидеров Конгресса США о своем намерении вывести американские войска из Ирака, а на следующий день, 27 февраля 2009 г. в ходе выступления на базе Корпуса морской пехоты США Кэмп-Лежен он публично изложил план вывода боевых частей США из Ирака к 31 августа 2010 г.1.

Американцы, согласно опросу общественного мнения, проведенному 4-5 марта 2009 г., в своем подавляющем большинстве (73 % против 20 % при 7 % выбравших ответ «Затрудняюсь ответить») заявили о том, что они выступают именно за вывод американских войск из Ирака2 и по-прежнему критически (67 % против 31 % при 2 % выбравших ответ «Затрудняюсь ответить») относятся к войне в Ираке3.

Также большинство американцев высказываются в поддержку той политики, которую администрация Б. Обамы проводит в отношении ситуации в Ираке. 18-22 февраля 2009 г.: «Одобряю» - 54 %, «Не одобряю» - 24 %, «Затрудняюсь ответить» - 22 %. 12-16 марта 2009 г.: «Одобряю» - 61 %, «Не одобряю» - 23 %, «Затрудняюсь ответить» - 16 %4.

Однако буквально сразу же в отдельных американских СМИ стали появляться материалы, в которых со всей очевидностью прозвучал призыв к Б. Обаме отказаться от обещанного вывода американских войск из Ирака. The Wall Street Journal в своей редакционной статье, опубликованной в номере от 27 февраля 2009 г., подчеркнула: «Военные… сейчас не советуют спешить с выводом войск, чтобы не потерять достигнутого. Для г-на Обамы складывается потенциально беспроигрышная ситуация. Если Ирак в 2009 году укрепит свою демократию, Белый дом сможет без всякого риска вывести часть войск. Президент, выигравший праймериз Демократической партии, благодаря своей антивоенной позиции, теперь пожнет плоды стратегической победы. Безусловно, историки оценят иронию». И далее: «146 000 американских солдат в Ираке нужны не только для того, чтобы предотвращать кровопролитие, - они служат клеем, скрепляющим все еще хрупкую иракскую государственность. Американцы необходимы в этой стране, все еще приходящей в себя после жестоких межрелигиозных столкновений, в качестве "честных маклеров", к тому же они играют ключевую роль в строительстве неуклонно укрепляющейся иракской армии… Впрочем, новая администрация может все равно поддаться искушению ускорить вывод войск – как для того, чтобы успокоить своих антивоенно-настроенных левых, так и для того, чтобы сократить расходы на оборону. Есть и еще один аргумент в пользу этого: не сократив иракскую группировку, США не смогут послать подкрепления в Афганистан. С арифметической точки зрения это верно. Однако без хорошего плана развертывания, подкрепления не принесут в Афганистане особенной пользы. Это заведомо проигрышный сценарий – позволить Ираку распасться, преждевременно выведя войска, и ворваться в Афганистан без приличной стратегии. Г-н Обама унаследовал победу в Ираке, теперь главное – ее не промотать»1.

Вместе с тем подобные материалы все-таки являются исключением из правила. В настоящее время основополагающая тенденция связана с наличием в американских СМИ критики по поводу войны в Ираке.

Иллюстрацией к этому утверждению может стать материал, появившийся в очередную, уже шестую по счету годовщину с момента начала войны в Ираке в одном из самых известных в США интернет-издании Huffington Post. Дж. Бранс в своей статье «Ирак: шесть долгих лет обмана» подверг резкой критике ушедшую администрацию Дж. Буша-младшего, подчеркнув следующее: «Существовало мнение, что войска США будут встречены как освободители, оружие массового уничтожения будет обнаружено и на Ближнем Востоке наступит торжество демократии. Какой грубый просчет. Ирак превратился в бойню, а в США начался период политической и социальной нестабильности…». И далее: «Не может не ужасать тот факт, что США восемь лет руководили подобные коррумпированные лидеры. Часто говорят, что никто не может встать над законом. Совершенно очевидно, что это - неправда, достаточно посмотреть на Джорджа У. Буша. Я знаю, это выглядит как еще одна хулительная статья в адрес Буша. Однако кто еще достоин порицания в шестую годовщину этой войны? Несмотря на то, что Буш был президентом, он был чрезвычайно подвержен постороннему влиянию и, вероятно, испытывал давление со стороны Чейни, Рамсфелда, Вулфовица и других интеллектуалов – неоконов, которые свои знания о войне почерпнули исключительно из книг. Они умны до глупости, что они и демонстрировали вновь и вновь. Будем надеяться, что Ирак преподаст нам урок, который мы не смогли извлечь из войны во Вьетнаме: нельзя позволить, чтобы подобное повторилось»2.

И такие материалы, как свидетельствуют факты, по-прежнему определяют состояние общественного мнения в США в отношении проблемы Ирака, что, в свою очередь, может создать дополнительный импульс, исходящий в сторону администрации Б. Обамы.