Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кузнецов Д.В.-Иракский кризис-2009.doc.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
99.56 Mб
Скачать

Образ сша и Канада: мнение канадцев с учетом их отношения к войне в Ираке

«Как Вы считаете, в будущем Канада должна стать

более или менее похожей на США или же она должна оставаться такой, какая есть сейчас?».

Выступаю «За»

Выступаю «Против»

Более похожей на США

Менее похожей на США

Оставаться такой, какая есть сейчас

33

92

67

67

8

33

Источник: EKOS/CBC/SRC/ Toronto Star/La Presse Poll. Presentation to Media Partners, Ottawa. February 21, 2003. - http://www.ekos.com.

Отдельную порцию критики со стороны канадцев США получали за свою внешнюю политику. 22-26 января 2003 г.1 и 29 апреля – 3 мая 2003 г.2 на вопрос «Как Вы считаете, какой эффект на Канаду оказывает внешняя политика США, которую они в настоящее время осуществляют?» были получены следующие ответы: «Положительный эффект» - 22 % и 20 %, «Отрицательный эффект» - 53 % и 50 %, «Эффект отсутствует» - 10 % и 21 %, «Затрудняюсь ответить» - 15 % и 15 %. Эти результаты свидетельствовали о том, что канадцы, так же как и европейцы, действительно стали с достаточной четкостью оценивать действия США на международной арене, и эта оценка, как видно, носила неприятный для Соединенных Штатов оттенок.

Речь, однако, не шла о том, что в Канаде оформились антиамериканские настроения1. Даже в Квебеке, где количество тех, кто критически относился к военной операции против Ирака, было больше, чем в других провинциях Канады, относительное большинство (44 %) выступало за сохранение связей между Канадой и США на прежнем уровне, тогда как 27 % и 29 % заявляли, что эти контакты должны быть, соответственно, усилены и ослаблены2.

3.3. Страны Европы

Для общественного мнения жителей стран Европы оказались присущи те же тенденции, что и для канадцев. Высказавшись в поддержку объявленной после трагических событий 11 сентября 2001 г. «войны с террором», в том числе ее одной из составляющих – военной операции в Афганистане, европейцы, однако, заняли иную позицию в отношении войны в Ираке.

В 2002-2003 гг. и руководство подавляющего большинства стран Европы (разве что за исключением Великобритании) заняло в целом критическую позицию по отношению к действиям США: многие государ­ства, состоявшие в НАТО, предпочли ук­лониться от непо­средственного участия в военных действиях, считая их перенос на территорию Ирака не борьбой с террориз­мом, а очередной попыткой свергнуть неудобный США режим. Решение по ока­занию силового давления на Ирак должно при­ниматься только под эгидой ООН, считали они. Аналогичные настроения складывались и среди общественности стран Европы, в первую очередь это касалось ведущих европейских государств – Великобритании, Франции, Германии и Италии.

Примечательно, что уже в 2001 г. в Европе в отличие от США сложилось несколько иное мнение относительно использования военно-силовых действий в целях борьбы с международным терроризмом3. Стремление европейцев не доводить дело до того, когда единственный возможный вариант – это военно-силовая акция, оказалось налицо, что значительно отличало их от тех же американцев, которые проявили тогда свою исключительную воинственность. Однако несмотря на это, когда 7 октября 2001 г. США и их союзники все-таки приступили к практической реализации своих планов в отношении находящейся на территории Афганистана террористической организации «Аль-Каида», европейцы (разве что за исключением жителей Греции) изменили свою точку зрения и выразили к этому в целом положительное отношение1.

Однако несмотря на это, европейцы не были столь радикально настроены как американцы. Среди жителей стран Европы было большое количество тех, кто считал, что политика США во многом способствовала террористическим актам 11 сентября 2001 г., а также тех, кто критически относился к Президенту США Дж. Бушу-младшему, опять-таки в силу целого ряда шагов США на международной арене. Поэтому, когда применительно к массовому сознанию жителей Европы эффект от произошедших 11 сентября 2001 г. террористических актов стал ослабевать, европейцы усилили свою критику в адрес США.

В 2002 г. европейцы, казалось бы, все еще «находились в связке» с американцами, особенно когда речь шла о борьбе против международного терроризма, однако уже тогда постепенно стали формироваться тенденции, связанные с ростом критики в адрес США со стороны жителей стран Западной Европы, и главным образом это касалось шагов США на мировой арене. При этом они стали проявляться в крупнейших странах Западной Европы фактически уже спустя полгода после событий 11 сентября 2001 г. Об этом, например, свидетельствуют результаты опроса общественного мнения, проведенного в Великобритании, Франции, Германии и Италии 2-10 апреля 2002 г.

С одной стороны, жители этих стран, как и американцы, выразили одобрение в отношении того, как в Афганистане осуществляется военная кампания против движения Талибан и террористической организации «Аль-Каида», с другой – явное неприятие со стороны европейцев вызвал такой весьма неоднозначный шаг со стороны администрации Дж. Буша-младшего, как включение в так называемую «ось зла» трех государств – Ирака, Ирана и Северной Кореи (Рис. 3.3.1).

Рис. 3.3.1. Отношение американцев и европейцев к причислению президентом США Ирака, Ирана и Северной Кореи к так называемой «оси зла».

Источник: PEW International poll. Avril 2002. PEW Research Centre.

Примечание.

Вопрос, который был задан, звучал так: «Каково Ваше отношение к тому, что президент США Дж. Буш-младший квалифицировал такие государства, как Ирак, Иран и Северная Корея, в качестве «оси зла»?».

И что характерно, в этом контексте европейцы в своем большинстве не одобряли политику США на Ближнем Востоке (Рис. 3.3.2.), видимо, уже тогда считая, что деятельность американцев в этом регионе земного шара явно не способствует нормализации обстановки в многочисленных «горячих точках», расположенных здесь, а кроме того, ведет к росту исламского фундаментализма, направленного против стран Запада в целом.

Рис. 3.3.2. Отношение американцев и европейцев к политике США на Ближнем Востоке.

Источник: PEW International poll. Avril 2002. PEW Research Centre.

Примечание.

Вопрос, который был задан, звучал так: «Каково Ваше отношение к политике, проводимой США на Ближнем Востоке?».

Что же касается отдельных стран Европы, то в каждой из них мы можем выявить как общее, так и особенное, присущее общественному мнению в каждом конкретном государстве.

В Великобритании процессы, которые имели место в рамках конфигурации общественного мнения в отношении проблемы Ирака, во многих своих составляющих повторяли то, что происходило в США, особенно в условиях начавшейся 20 марта 2003 г. войны в Ираке1. Однако, в отличие от США, в Великобритании критическое отношение к перспективе осуществления в отношении Ирака военно-силовой акции было зафиксировано, как и в других странах Европы, намного ранее. Так, уже 15-17 марта 2002 г. большинство англичан (52 % против 35 %) заняло критическую позицию по отношению к возможной военной операции против Ирака2. Соответственно критически англичане (56 % против 34 %) относились и к участию в ней Великобритании3. Некоторые различия тогда были отмечены только среди тех опрошенных лиц, которые выражали свои политические предпочтения (Рис. 3.3.4).

Рис. 3.3.4. Отношение англичан к участию страны к военной операции против Ирака.

Источник: Time Poll Reveals Declining British Support For The War Against Terror, 23 March 2002. - http://www.mori.com/index.php.

Примечание.

Вопрос, который был задан англичанам, звучал так: «Каково Ваше отношение к военной операции против Ирака, которую предполагается провести с целью ликвидации режима Саддама Хусейна?».

Подобное, в основном критическое отношение к войне в Ираке сохранялось среди англичан вплоть до самого момента ее начала 20 марта 2003 г. (Рис. 3.3.5).

Рис. 3.3.5. Отношение к войне в Ираке жителей Великобритании.

Источник: ICM Poll – The Guardian. - http://www.icmresearch.co.uk/reviews/pollreviews.asp

Примечание.

Вопрос, который был задан англичанам, звучал так: «Каково Ваше отношение к военной операции против Ирака, которую предполагается провести с целью ликвидации режима Саддама Хусейна?».

При этом, уже начиная с августа 2002 г., при участии Великобритании США взяли ускоренные темпы подготовки военной операции против Ирака, что вскоре вызвало тревогу у англичан, и уже в сентябре 2002 г. они считали, что правительство Э. Блэра должно отказаться от поддержки политики США в отношении Ирака (52 %). Только 30 % указывали на обратное1. Тогда же, т.е. в августе 2002 г., в ведущих периодических изданиях Великобритании стали появляться статьи, в которых напрямую указывалось, что военная операция против Ирака – это фактически неизбежность. Так, например, 29 августа 2002 г. в The Times один из ее обозревателей подчеркнул: «В первые дни после 11 сентября администрация Буша рассматривала возможность проведения военной операции против Ирака, но решила сначала разобраться с бен Ладеном в Афганистане, а потом заняться Хусейном. В ходе бесед с ключевыми представителями кабинета Буша выяснилось, что военная операция против Багдада открыто обсуждается в течение всего года. Это самое красноречивое указание на то, что Вашингтон решительно настроен свергнуть иракского лидера…»2. 20-22 сентября 2002 г., однако, не многие из числа англичан (всего 13 %) верили в то, что президент Ирака С. Хусейн предоставит допуск инспекторам из ООН на изучение ситуации, связанной с возможной разработкой в этой стране ОМУ. Подавляющее большинство (78 %) проявляло недоверие к этому1.

Таблица 3.3.1