Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кузнецов Д.В.-Иракский кризис-2009.doc.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
04.05.2022
Размер:
99.56 Mб
Скачать

Уровень расходов на оборону и мнение американцев

«Вы думаете, мы тратим слишком мало, слишком много или достаточно на оборону?».

Слишком мало

Слишком много

Достаточно

Затрудняюсь ответить

1969 г.

8

52

31

9

1971 г.

11

50

31

8

1973 г.

13

46

30

11

1976 г.

22

36

32

10

1981 г.

51

15

22

12

1982 г.

16

41

31

12

1983 г.

21

37

36

6

1985 г.

11

46

36

4

1986 г.

13

47

36

4

1987 г.

14

44

36

6

Январь 1990 г.

10

50

35

5

Август 1990 г.

15

41

40

4

Источник: The Gallup Poll Monthly. August 1990. Р.16.

28 февраля 1991 г. была завершена активная фаза операции «Буря в пустыне». Благодаря успешным действиям сил анти­иракской коалиции войска Ирака были вытеснены с территории Кувейта, и уже 3 марта 1991 г. между представителями сил ан­тииракской коалиции и войсками Ирака было подписано пере­мирие. Американцы расценили успех США как очевидный. Когда американские войска возвращались из района военных действий, им был устроен пышный прием: улицы городов были заполнены народом, все было украшено национальными флагами США и желтыми бантами – символами победы в песках.

Каковы же, с точки зрения американцев, были последствия войны в Персидском заливе? Комплексный по своему характеру опрос общественного мнения на эту тему был проведен в США Организацией Гэллапа 18-21 июля 1991 г., т.е. фактически в преддверии первой годовщины с момента иракской агрессии.

В первую очередь выяснилось, что патриотические чувства американцев находились на исключительно высоком уровне1, и в связи с этим, одним из важнейших последствий войны в Персидском заливе стало возрождение у американцев гордости за свою страну и ее возможность влиять на мировые события. Об этом, в частности, свидетельствовал тот факт, что значительно увеличилось число респондентов, уверенных в том, что теперь США стали уважать в мире больше, чем раньше (Рис. 1.1.21).

Рис. 1.1.21. Мнение американцев об отношении к США в мире.

Источник: The Gallup Poll Monthly. July 1991. Р.39.

Примечание.

Вопрос, который был задан американцам, звучал так: «Как Вы думаете, в настоящее время США уважают в мире больше, меньше или так же, как 10 лет назад?».

В американских СМИ война в Персидском заливе и вовсе расценивалась как некий рубеж, перейдя который США вступили в качественно новый этап в своем развитии. «Война – это кладезь сюрпризов. И вот перед нами главный сюрприз: дело вовсе не в Кувейте, не в Ираке и даже не в будущем всего Ближнего Востока, как бы ни развивались события. Становится все очевиднее, что речь идет о войне за Америку, ее будущее, возникает новая Америка, иным станут ее образ, причастность к истории, иначе будет звучать даже ее политический лексикон… После войны в Персидском заливе Америка… могла бы масштабно взглянуть на будущее и именно в этом контексте оценить свой потенциал – потенциал державы, играющей доминирующую роль в делах планеты, сталкивающейся с определенными проблемами, но способной, однако, громадным напряжением воли изменить ход истории», - подчеркнул Time 4 февраля 1991 г.

И что интересно, такая позиция сформировалась среди представителей американских СМИ уже в первые дни после начала операции «Буря в пустыне». 18 января 1991 г. The Washington Post заявила буквально следующее: «Со времен Кубинского ракетного кризиса в истории нашей страны не было момента, вызывающего такую щемящую тревогу. С августа 1914 года мир не был свидетелем такой чудовищно обдуманной прелюдии к мировой войне. Война в Персидском заливе может стать войной, характеризующейся беспрецедентной интенсивностью. В более широком плане Буш рассматривает эту конфронтацию как неотъемлемый аспект необычайно важных поисков нового глобального равновесия вместо равновесия страха, которое две антагонистические державы поддерживали на протяжении четырех десятилетий». И далее: «Успех в Персидском заливе утвердил бы положение Соединенных Штатов как доминирующей… силы в мире… Война против Ирака под руководством Соединенных Штатов, считают некоторые специалисты, будет означать также будущую роль Соединенных Штатов как мирового полицейского, готового использовать силу, чтобы навязать агрессору Pax Americana…»1.

Важно подчеркнуть, что среди американцев сохранялась и даже укрепилась решительность, когда подавляющее большинство (3/4) подчеркнуло, что США и их союзники должны и далее оказывать давление на Ирак вплоть до того момента, когда не будет уничтожен режим Саддама Хусейна, который, по их мнению, представлял серьезную в военном отношении угрозу для региона (на это указало 84 % против 15 %)2.

К примеру, ранее, 4-6 апреля 1991 г., на это указало меньшее количество респондентов (56 % против 36 %)3. По-прежнему вовсе не считая, что отправка контингента вооруженных сил США в район Персидского залива была ошибкой (82 % против 15 %), полагая, что вступление США в войну с Ираком стоило тех потерь, которые они понесли (Рис. 1.1.22), американцы имели четкое представление относительно стоящих перед ним целей (81 % против 18 %), полагая, что следует проводить жесткую политику в отношении Ирака (Рис. 1.1.23).

Рис. 1.1.22. Мнение американцев относительно необходимости вступления США в войну с Ираком.

Источник: The Gallup Poll Monthly. July 1991. Р.50.

Примечание.

Вопрос, который был задан американцам, звучал так: «В целом, оценивая текущую ситуацию на Ближнем Востоке, Вы думаете, что стоило или не стоило вступать в войну?».

Рис. 1.1.23. Отношение американцев к режиму санкций, введенных в отношении Ирака.

Источник: The Gallup Poll Monthly. July 1991. Р.36.

Примечание.

Вопрос, который был задан американцам, звучал так: «Как Вы знаете, в отношении Ирака ООН ввела режим экономических санкций, действующих и сейчас. Эти санкции ввели запрет на вывоз и ввоз в Ирак различной продукции. Вы выступаете за…?»

  1. Сохранение санкций вплоть до того момента, пока не будет отстранен от власти С. Хусейн.

  2. Разрешение Ираку в обмен на продажу нефти получить средства на приобретение продовольствия и медикаментов.

  3. Снятие санкций с Ирака и возврат к нормальным торговым отношениям этой страны с другими странами.

Речь, в частности, шла о безусловном сохранении санкций, введенных ранее в отношении Ирака, причем режим этих санкций должен быть сохранен до того момента, пока Саддам Хусейн не будет отстранен от власти, учитывая то обстоятельство, что и после войны в Персидском заливе в американских СМИ продолжалась «демонизация» президента Ирака. Так, например, в июле 1991 г. на страницах The New York Times появилась достаточно объемная (на весь разворот) статья «Зло», автором которой являлся Л. Морроу. «Война в Персидском заливе вернула нам Средневековье в оснащении наисовременной техники. Какие Вельзевулы рассекали небо ракетами СКАД и высокоточными бомбами, сея разрушение и адский огонь? И, как во всякой войне, одна сторона винила другую в служении дьяволу, провозглашая «С нами Бог!». …Джордж Буш сравнил Саддама Хусейна с Гитлером. Для большинства на Западе Гитлер – укоренившийся в XX веке синоним Князя тьмы. Но после этой войны, скоротечной и разрушительной, Саддам Хусейн, пожалуй, уже в меньшей степени достоин звания носителя зла», - подчеркнул Л. Морроу1. И, в сущности, благодаря именно таким материалам, появлявшимся в американских СМИ, в общественном мнении США окончательно был закреплен образ Саддама Хусейна как некоего «абсолютного Зла».

Достаточно высоко американцы продолжали оценивать деятельность основных участников происходивших ранее событий, относящихся к числу руководства страны.

Таблица 1.1.17