Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Motroshilova_N_V__red__-_Istoria_filosofii_Zap...doc
Скачиваний:
105
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
5.41 Mб
Скачать

Литература

О жизни, сочинениях и идеях М. Вебера см.

Habermas J. Theorie des kommunikativen Handelns. Bde. 1—2. Frankfurt a. M., 1981; Mommsen W. Max Weber. Gesellschaft, Politik und Geschichte. Frankfurt a. M., 1974; Weib J. (Hrsg.) Max Weber heute. Eintrage und Probleme der Forschung. Frankfurt a. M., 1989; Skirbekk G., Gilje N. Geschichte der Philosophie. Eine Einfiihrung in die europaische Philosophiegeschichte. Frankfurt a. M., 1993. Bd. 2. S. 786; Гайденко П. П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. Социоло­гия Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., 1991.

Сочинения М. Вебера: Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd. 1 —3. Tubingen, 1920—1921; Grundriss der Sozialokonomik. Tubingen, 1921. В русском переводе: Вебер М. Социальные причины падения античной культуры // Научное слово. 1904. Кн. 7; Он же. Хозяйственная этика мировых религий. Протестантские секты и дух капитализма // Атеист. 1928. № 25, 26, 30; Он же. Избранные произведения. М., 1990

.Глава 5

ПСИХОАНАЛИЗ

Психоанализ — это прежде всего область медицинской практики. В основании того, что называется "психоаналитическим движением", ле­жит деятельность практикующих в разных странах врачей-психотера­певтов, которых насчитывается не менее сотни тысяч. Над этой дея­тельностью надстраиваются различные учебные и исследовательские институты, фонды, издательства, журналы, национальные ассоциации, входящие в Международную психоаналитическую ассоциацию. Помимо нее существует еще ряд организаций — ассоциации "индивидуальной психологии" А. Адлера, "аналитической психологии" К. Г. Юнга, неофрейдистов (основана К. Хорни), организации сторонников М. Клейн, Ж. Лакана и др. Генетически все эти учения и организации связаны с идеями основателя психоанализа 3. Фрейда: при всех отличиях в тео­рии, в практике психотерапии "сектанты" близки "ортодоксам" фрей­дистской ассоциации.

Уже поэтому термин "психоанализ" значительно шире термина "фрей­дизм". Психоанализ вообще не является чистой теорией, доктриной или идеологией. Психоаналитиками могут быть ультралевые марксисты и неоконсерваторы, верующие в Бога и убежденные атеисты. Объединя­ет каждую ассоциацию аналитиков только принятие некоторых тезисов относительно природы человеческой психики и методов лечения душев­ных болезней. Психоаналитики получают, как правило, медицинское образование, которое скорее препятствует, нежели способствует фило­софской спекуляции. После того, как психоанализ сделался частью ме­дицинского истеблишмента в Америке и в Европе, отпала нужда в апо­логетике и психоаналитики все реже обращаются к философской аргу­ментации. Как с сожалением отмечал недавно виднейший американский историк психоанализа П. Гэй, из 25 тысяч нынешних аналитиков в США лишь единицы продолжают интересоваться искусством, филосо­фией, социальными и политическими проблемами; главной "теоретичес­кой" заботой остается обоснование получения высоких гонораров Если в первом поколении психоаналитиков было много оригинальных теоретических умов, то впоследствии наибольшую склонность к само­стоятельному творчеству проявляли почти исключительно "еретики", тогда как "ортодоксы" довольствовались тем багажом идей, которые достались им от отца-основателя психоанализа Зигмунда Фрейда.

Психоаналитические идеи вошли в жизнь и сознание образованных американцев и европейцев, которые осмысливают свои семейные и слу­жебные отношения в терминах Фрейда, да и детей воспитывают по книгам ориентированных на психоанализ педагогов, вроде Б. Спока. Психоаналитическую подготовку получило и получает множество ме­неджеров, специалистов по рекламе и "человеческим отношениям", "со­циальных работников"; влияние психоанализа легко обнаруживается в творчестве многих писателей, драматургов, кинорежиссеров, журналис­тов. Помимо психологии и психиатрии, психоанализ оказал значитель­ное влияние на антропологию, социологию и ряд других наук о человеке.

Все эти приложения и области влияния психоанализа представляют немалый интерес, но, скорее, не для истории философии, а для социо­логии знания. Нас здесь интересуют прежде всего философские аспек­ты психоанализа, однако следует отметить, что "психоаналитической философии" как таковой не существует. Можно говорить о философс­ких воззрениях Фрейда и некоторых его оппонентов из числа "рас­кольников". Конечно, и медицинская практика, и применение психоана­лиза к различным областям культуры ставят немалое число философс­ких проблем. Но ответ на такие вопросы всегда индивидуален: соб­ственный взгляд на философские проблемы имелся не у "психоанали­за", а у Фрейда, Адлера, Юнга, Фромма, Лакана и некоторых других аналитиков.

зигмунд фрейд (1856-1939)

В статье "Моя жизнь и психоанализ" Зигмунд Фрейд писал: "Я родился б мая 1856 года во Фрейберге в Моравии, маленьком городке в нынешней Чехословакии. Моими родителями были евреи, и сам я остаюсь евреем. О моих предках с отцовской стороны я знаю, что они некогда обитали в рейнских землях, в Кельне; в связи с очередным преследованием евреев в XIV или XV в. семейство перебралось на вос­ток, и на протяжении XIX в. оно переместилось из Литвы через Гали­цию в немецкоязычные страны, в Австрию". Жизнь Фрейда связана с Австрией — сначала с Австро-Венгрией, затем, после распада "лоскут­ной империи" в результате первой мировой войны, с Австрийской рес­публикой. За исключением прошедшего в Моравии и в Лейпциге ранне­го детства и последнего года в вынужденной эмиграции, Фрейд провел свою жизнь в Вене. Здесь он окончил сначала гимназию, затем меди­цинский факультет Венского университета.

Фрейд начинал свою научную деятельность как специалист в облас­ти физиологии и неврологии. Тяжелое материальное положение заста­вило его оставить "чистую науку". Он стал врачем-психиатром и обна­ружил, что знание анатомии и физиологии мозга мало чем может по­мочь при лечении неврозов. В 1885 — 1886 гг. он стажировался в Пари­же в клинике Сальпетриер у знаменитого Шарко. Вернувшись в Вену, Фрейд стал частнопрактикующим врачом. Первоначально он пытался — вслед за французскими учителями — применять в терапевтических целях гипноз, но вскоре убедился в его ограниченности. Постепенно Фрейд выработал свою собственную технику лечения, метод "свобод­ных ассоциаций". Он оставил попытки свести психологические процес­сы к физиологическим, хотя продолжал использовать механические и энергетические модели для их объяснения. К концу 90-х годов проис­ходит формирование основных понятий его учения, названного в исто­рии мысли "фрейдизмом". Надо, однако, учесть, что в дальнейшем (и вплоть до сегодняшнего дня) термин "фрейдизм" стал употребляться то как синоним "психоанализа", то (чаще) как обозначение воззрений самого Фрейда и его ортодоксальных последователей. Понятие "психо­анализ" употребляется обычно в более широком смысле — оно охва­тывает самые различные школы, доктрины и практики, генетически восходящие к учению Фрейда, но по многим положениям от него отли­чающиеся. Кроме того, фрейдизм (как и всякий "изм") относится прежде всего к основным доктринальным положениям, тогда как психоанализ включает в себя помимо метапсихологии (т. е. наиболее общих фило­софских, психологических, психиатрических утверждений и гипотез) также целый ряд частных клинических теорий, методику и технику лечения, различные прикладные исследования и т. д.

В 1900 г. выходит первая фундаментальная работа Фрейда "Толко­вание сновидений", которая до сих пор остается своего рода "Библией" для его последователей. Затем появляются книги и статьи по самым разным вопросам медицинской и общей психологии, прикладного пси­хоанализа (этнографии, искусства, религии и т.д.): "Три очерка по теории сексуальности" (1906), "Тотем и табу" (1913), "По ту сторону принципа удовольствия" (1919), «"Я" и "Оно"» (1923), "Будущее од­ной иллюзии" (1927), "Недовольство культурой" (1930) и др. Вокруг Фрейда собирается кружок учеников, который преобразуется сначала в Венское психоаналитическое общество, а затем (в 1910 г.) — в доны­не существующую Международную психоаналитическую ассоциацию. Несмотря на расколы, отход таких наиболее оригинальных учеников, как Адлер и Юнг, психоаналитическое движение становится все более влиятельным в Европе, а с 30-х годов особенно в США, куда эмигри­ровали из Германии и Австрии многие аналитики. До самой своей смер­ти Фрейд руководил постоянно умножающейся армией единомышлен­ников и последователей, а его труды до сих пор служат теоретическим основанием для подавляющего большинства психоаналитиков. В 1938 г. после аншлюса Австрии гитлеровской Германией Фрейд эмигрировал в Англию, где и умер 23 сентября 1939 г.

Психоанализ развивался от практики психотерапии и частных ги­потез медицинской психологии к общей психологии и социально-фило­софской теории. Фрейд называл совокупность общих постулатов пси­хоанализа метапсихологией. Она послужила и методологией исследова­ния бессознательных психических процессов, и фундаментом для "при­кладного психоанализа", т. е. применения психоаналитических методов в социологии, этнографии, литературоведении, эстетике, религиеведе­нии и других научных дисциплинах.

Фрейд считал свой психоанализ строго научной теорией. Филосо­фов он неоднократно укорял за спекулятивные и не подкрепленные опытом построения, тогда как в собственном учении он видел обобще­ние клинического опыта. В области медицинской психологии и психоте­рапии Фрейд был новатором — с этим могут согласиться и многие его противники. Но несмотря на все влияние, оказанное психоанализом на современную психологию и ряд других гуманитарных наук, строгим критериям научности психоанализ никогда не соответствовал, а идеи самого Фрейда были не менее спекулятивными, чем воззрения крити­куемых им философов. По ряду причин психоанализ не был и не мог стать "строгой наукой". Те эмпирические данные, с которыми имеет дело психоаналитик, суть не экспериментальные наблюдения, но словес­ные ассоциации, воспоминания, эмоциональнй окрашенные истолкования пациентом пережитых им конфликтных ситуаций, фантазии по поводу раннего детства и т. п. В психологии в целом не слишком велика роль количественных измерений, квантификации опыта, а психоаналитик во­обще лишен объективированного наблюдения: он не может проверить истинность утверждений пациента о своем раннем детстве или конфлик­тах на службе (да и не имеет на то права как врач); он вообще не наблюдает за поведением, поскольку его пациент лежит на кушетке, не видно даже его лица — до психотерапевта доносится только поток слов. Он ищет в них смысловые единства, причем главная цель его поиска — доведение до сознания анализируемого вытесненных, отко­ловшихся, бессознательных значений. Испытываемое пациентом чув­ство очевидности при обнаружении этих скрытых значений (сопровож­даемое исчезновением невротических симптомов) служит главным кри­терием истины. Для врача определяющим и наиважнейшим всегда оста­ется улучшение состояния пациента, но из эффективности психоанали­за при лечении некоторых психических расстройств еще не следует его истинность как психологической теории: шаманы, жрецы многих рели­гий и масса нынешних "целителей" тоже нередко оказываются хороши­ми психотерапевтами.

Иначе говоря, психоанализ является родом интроспективной психо­логии, подкрепляемой некоторыми внеклиническими наблюдениями и определенной философской антропологией, дающей и аналитику, и его пациентам некую систему ориентации — обобщенную картину челове­ческой природы, равно как и метод исследования, выступающий и как метод лечения. Именно эта "модель человека" лежит в основе филосо­фии Фрейда, поскольку в остальном он придерживался того варианта натурализма (или естественнонаучного материализма), который был характерен для воззрений большинства ученых и врачей второй поло­вины XIX столетия.

После долгих поисков (80 — 90-е годы прошлого века) Фрейд при­шел к концепции бессознательного психического, которая существен­но отличалась от предшествовавших теорий. Представляется ошибоч­ным мнение, будто Фрейд "открыл бессознательное", — ведь о бес­сознательном писали до него и философы, и медики. Новизна его уче­ния состояла в том, что им была выдвинута динамическая модель пси­хики, в которой получила логичное объяснение не только большая группа психических расстройств, но и взаимосвязь сознательных и бес­сознательных процессов, причем последние однозначно отождествля­лись с инстинктивными побуждениями, в первую очередь с сексуаль­ным влечением. Человек для Фрейда представляет собой homo natura, природное существо, отличающееся от прочих животных несколько большим объемом памяти и тем, что его сознание в процессе эволюции стало опосредовать отношения с окружающей средой. Все живое суще­ствует согласно принципу удовольствия, т. е. стремится удовлетворять свои нужды и избегать страдания. Человек отличен от животных тем, что он откладывает удовлетворение влечений или даже подавляет их, если непосредственное удовлетворение угрожает выживанию. Тем са­мым он заменяет принцип удовольствия на принцип реальности. В ран­нем детстве только что вышедшее из материнского лона природы суще­ство не знает ограничений и не обладает развитым интеллектом, а пото­му существует только по принципу удовольствия. Влечения этого пе­риода сохраняются в психике взрослого человека, но они подавляются

7-518 и вытесняются в бессознательное, откуда дают о себе знать в сно­видениях (когда ослаблена "цензура" сознания) или в невротических симптомах. Влечения конфликтуют с социальными нормами и мораль­ными предписаниями. Человеческое существование всегда было и оста­ется полем битвы между разнонаправленными инстинктивными стрем­лениями и требованиями культуры.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]