Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Motroshilova_N_V__red__-_Istoria_filosofii_Zap...doc
Скачиваний:
105
Добавлен:
12.11.2019
Размер:
5.41 Mб
Скачать

Феноменологическое учение о сознании и методе

Учение о сознании, его феноменах, учение о методе — главное достижение и новшество философии Э. Гуссерля.

Это весьма сложное, многогранное учение, трудное для понимания. К тому же в обширном наследии Гуссерля формулировки относительно решающих тезисов феноменологии столь часто уточнялись и менялись, что об однозначной и четкой концепции здесь говорить не приходится. Однако имеет смысл, обобщая обширнейший материал, подытожить фун­даментальные для феноменологии идеи.

Прежде всего, надо учесть, что гуссерлевская теория созна­ния имеет моделирующий характер. Это значит: феноменология выделяет и изучает в сознании лишь некоторые черты, которые счита­ются наиболее существенными. При этом каждую из особенностей фе­номенолог связывает с другими. Но она подлежит и относительно само­стоятельному изучению. В совокупности они характеризуют феномено­логическую модель сознания, с которой тесно связаны соответствую­щие правила и требования феноменологического метода.

К главным для феноменологии характеристикам сознания и метода относятся следующие. 1. Сознание есть бесконечный и необратимый поток — поток переживаний. Соответствующее методологическое тре­бование: при исследовании сознания следует научиться как бы "плыть вместе" (mitschwimmen) с потоком, принимать в расчет его непрерыв­ность и необратимость. 2. Будучи непрерывным потоком, сознание, однако, заключает в себе хорошо различимые формообразования, час­ти, имеющие вид целостностей. Это и есть феномены, единицы созна­ния, доступные вычленению и относительно самостоятельному изуче­нию. 3. Сознание характеризуется — и в целом и в отдельных феноме­нах—направленностью на предметы, или интенциональностью. Оно всегда есть "сознание о ..." (BewuBtsein von ...). 4. На пути к более конкретному анализу предметностей сознания должны быть "отмысле- ны", "отодвинуты в сторону" (suspendieren) физические, психологи­ческие, индивидуальные стороны переживаний, "слои" феноменов, а также их воплощения в определенных суждениях, соответственно, в языковых выражениях. Все эти моменты первоначально рассматрива­ются в феноменологии с парадоксальной целью: их вычленяют, описы­вают для того, чтобы расчистить путь к "чистому сознанию". (Этот момент будет подробнее разъяснен далее — в связи с феноменологичес­кой редукцией. )

5. Очень трудны для понимания, но чрезвычайно важны для уясне­ния феноменологии два понятия—ноэзис и ноэма. С их помощью обо­значаются главные взаимосвязанные структурные моменты интенцио- нальных переживаний сознания, которые интересуют феноменологию. Ноэзис означает следующее. Всякое интенциональное переживание по своей сущности прежде всего является актуальным процессом: я осу­ществляю акт сознания. Возможны различные "модусы внутренних актуальностей": так восприятию (как перцепции) соответствуют "осов­ременивание", "презентация" некоего содержания и т. д. Воспоминание предполагает "возвращение чего-либо в современность", причем может быть более смутное "пред-воспоминание" и "осовременивающее воспо­минание". Уже при ноэтическом анализе в поле зрения феноменолога появляется интенциональная предметность: ноэзис позволяет утвердиться в том, что сознание действительно полагает "нечто", бытие какой-либо 4 предметности. Ноэма —понятие, с помощью которого становится воз­можным более конкретное рассмотрение "предметного момента", "пред­метности". "Ноэматическое" (das Noematische) — присущая сознанию, совершенно своеобразная "предметность" (Gegenstandlichkeit). Всякое сознание имеет свое "что" (was) и полагает, мнит, интендирует "свою" предметность. Это значит, по Гуссерлю, что сознанию присуще "содер­жание", или "ноэматический смысл". Нельзя путать ноэматические смыс­лы, содержания с реальной или психологически понимаемой предметно­стью. "Ноэмами", т. е. содержаниями, предметными смыслами созна­ния, разъясняет Гуссерль в §130 "Идей I", могут становиться не только вещи, но субъекты, личности, психологические свойства, восприятия и иные психические состояния. "Предмет" как ноэма —это своеобразный пункт единства сознания, носитель многочисленных "noemata", ноэма- тических смыслосодержаний. Исследование аспектов ноэмы и ноэзис а (отдельно и в единстве) и есть интенциональный анализ сознания.

6. Благодаря отношению сознания к предметности и интенциональ- ному анализу высвечивается "смыслодающая" (sinngebende) функция сознания. Всякое языковое выражение обретает смысл только благо­даря тому, что оно "полагает", "мнит", "интендирует" какой-либо предмет. Предметы сознания ни в коем случае нельзя путать с "вещами" вне сознания. (Например, два выражения—"победитель при Иене" и "по­бежденный при Ватерлоо", интендируют, имеют в виду два различных предмета сознания, "победителя" и "побежденного", тогда как оба они относятся к одному реальному историческому лицу, Наполеону.) 7. "Дан­ности сознания" могут выступать для нас как "чистые возможности", "чистые сущности". Так, нам дано восприятие (все равно в какой фор­ме—восприятия дома или начерченного на доске треугольника). На основании "схватывания" этих феноменов сознания мы можем исследо­вать восприятие как "чистую возможность", "чистую сущность", как "Эйдос" (чистую идею). Такое "усмотрение сущности" (Wesensschau) на основе данностей сознания — нелегкая, но в принципе широко при­меняемая человеком процедура. Например, в математике привычно ис­пользуют какой-либо чертеж геометрической фигуры с целью во всеоб­щей (сущностной) форме доказать относящуюся к ней теорему. 8. Со­знание обладает способностью "овременения" (Zeitigung): время ста­новится временем сознания. 9. Сознание обладает также спо­собностью осознавать и мыслить бытие. С этим связана фено­менологическая онтология, обращенная к изучению различных типов бытия, запечатленных в сознании. 10. Особые структуры и процедуры сознания ответственны за образование таких целостностей, как "мир", "природа", "бытие", "сущее", "субъект". У Гуссерля эти структуры обозначаются как конституирующие. 11. К этой конституирующей дея­тельности принадлежит способность сознания, с одной стороны, мыс­лить чистое Я, "чистую субъективность", а с другой стороны, интен- Дировать "другие Я", других субъектов познания и действия, т. е. Мыслить "интерсубъективность". 12. Феноменолог также исследует сознание в многовариантности его измерений, аспектов, формообразо­ваний (например, сознание познающее, теоретическое, оценивающее, художественно-эстетическое, нравственное).

Это (неполный) перечень тех признаков, срезов, измерений, под которыми в феноменологии Гуссерля моделируется и исследуется со­знание. Но и названных достаточно, чтобы судить о том, сколь богат и многоаспектен феноменологический анализ сознания. Феноменология, однако, — не только учение о сознании и методе. По определению Гуссерля, которое он дал в Предисловии к изданию "Логических иссле­дований" 1922 г., феноменология — это также и метафизическая систе­ма, "истинная и подлинная универсальная онтология". Гуссерль имел право сделать такое замечание, потому что учение о мире и об от­ношении сознания к миру играет в феноменологии огромную роль. Правда, это совершенно особое учение. Его главные моменты целесообразно разобрать специально.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]