Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ТАРАСА...docx
Скачиваний:
18
Добавлен:
25.09.2019
Размер:
1.16 Mб
Скачать

3. Влияние эндокринной системы на нервную и иммунную.

Важность наличия гормонов щитовидной железы для нормального развития нервной системы была доказана давно. Дефицит тиреоидных гормонов в постнатальный период становится фатальным для развития мозга.

Во взрослом мозге много нейропептидов являются модуляторами сложных форм поведения. Например, препараты психотропного действия, которые используются в фармакологии и часто являются антагонистами дофаміну, препятствуют его действия, конкурируя за рецепторы. Одновременно такой эффект приводит к повышению секреции пролактину, следствием чего могут быть галакторея (лактация) и енорея (нарушение менструального цикла). Практически все гормоны владеют метаболическими эффектами, которые способны влиять на процессы в ЦНС. Прогестерон действует на гипоталамические центры терморегуляции, вызывая физиологичное повышение базальной температуры. При лихорадочных реакциях на те же центры действуют тканевые гормоны (эйкозаноиды), провоцируют термогенный эффект. Гормоны мозгового слоя наднирникових желез, медиаторы симпатичной нервной системы - адреналин и норадреналин, есть также и медиаторами в ЦНС. Катехоламины, выступая продуктами превращения дофаміну или медиаторами передачи стимулов для синтеза серотонину и мелатоніну, регулируют много физиологичных функций (сон, неспання, возбуждение, торможение). Известно, что возбудимость и процессы синаптичної передачи в нервной системе определяются ионным составом крови. Опосредствовано, через регуляцию ионов Са2+, К+, Na+ в плазме крови на состояние нервной системы влияют паратгормон и кальцитонин, (регулируют концентрацию Са2+) альдостерон (хранит Na+ и усиливает секрецию К+ в почках), а также его антагонист натрійуретичний пептид. Гипокальциемия, что развивается чаще всего как аутоімунне нарушение или как результат нарушения фосфорно-кальциевого обмену, приводит к повышенной мускульной возбудимости (паратиреоидной тетании). При этом у детей развивается спазм гортани, при котором сокращение голосовых связок может привести до смерти от духоты (заболевание спазмофилия).

В последние десятилетия открытые эффекты кинина, окиси азота, эндотелина, АТФ, других пептидов, которые реализуют модулирующее действие как в ЦНС, так и в периферических органах. Чрезвычайное их многообразие и тонкое взаимодействие позволит в ближайшем будущем медикам и фармакологам использовать более корректные методы действия на определенные функции ЦНС.

Наличие на моноцитах рецепторов к разным нейротрансмиттерам, нейропептидам и гормонам (адренорецепторы, рецепторы к эндорфину, веществу Р, глюкокортикоидам) позволяет активно влиять на макрофаги со стороны нервной и гуморальной систем, ограничивая иммунный ответ.

Дозо-зависимый эффект проявляют ?-ендорфін, какой стимулирует фагоцитоз в малых концентрациях и подавляет в больших. Концентрация АКТГ зависит от повышения концентрации IL-1. В свою очередь, АКТГ, стимулируя секрецию глюкокортикоїдних гормонов, подавляет продукцию IL-1 (негативная обратная связь). Влияние IL-1 на концентрацию кортикостероидов в крови может быть не только опосредствовано гипоталамусом (через АКТГ), а обусловленный прямыми действиями на функциональную активность коры наднирників. Существует мысль, что глюкокортикоиды путем стабилизации лизосомальной и внешней мембран макрофагов уменьшают высвобождение IL-1 из клеток. Кроме негативного прямого действия на продукцию IL-1, глюкокортикоиды способны опосредствовано інгібувати некоторые биологические эффекты данного цитокину через притеснение аккумуляции лейкоцитов в очаге воспаления, супрессию пролиферации тимоцита.

Следует заметил, что клетки АРUD-системи (группа эндокринных клеток диффузно локализованных во внутренних органах) способны продуцировать нейроактивные факторы типа АКТГ и эндорфинов, которые принимают участие в регуляции иммунных реакций при локальном воспалении. Вместе с этим, некоторые цитокины (IL-1, TNF, Иl-6) по принципу позитивной обратной связи, стимулируют продукцию вещества Р (медиатора боли) на периферии. Вещество Р, в свою очередь, стимулирует продукцию эндорфинов и через макрофагальные рецепторы к эндорфинам иммунный ответ. Кроме того, существует мысль о наличии рецепторов на макрофагах непосредственно к веществу Г. Дофамин, ГАМК также имеют иммуностимулирующее действие.

Благодаря наличию адренорецепторов на поверхности мембраны одной из мишеней действия катехоламинов есть моноциты. Симпатичные нервные волокна несут сигнал, аналогичный глюкокортикоїдним гормонам, дозо-зависимый влияя на продукцию монокінів макрофагами, и играют несомненно, важную роль в иммунорегуляции. Медиаторы парасимпатической системы в физиологичных концентрациях подавляют продукцию монокінів и снижают активность Т-лімфоцитів. По механизму негативной обратной связи синтез ацетилхолина інгібується IL-1 и рядом простагландинів (PGЕ2). Соматостатин, серотонин также інгібують высвобождение медиаторов иммунного ответа. Инсулин является одним из ростовых факторов, которые поддерживают лимфоидные клетки в состоянии высокой способности к ответу на антигенные стимулы. Инсулин, как и соматотропин, принадлежит к гормонам, которые при экзогенном, особенно многократном приложении сами выступают как антигены, вызывая выраженный гуморальный иммунитет. Естрогени способны избирательно влиять на функции отдельных клеточных популяций, которые принимают участие в реализации иммунных процессов. Установлено стимулирующее влияние гормонов на фагоцитарную способность макрофагов. Прогестерон, конкурируя с глюкокортикоидами за рецепторы на макрофагах, обеспечивает уменьшение імунореактивності. Под действием тестостерону обнаружено существенное снижение миграции В-клитин из костного мозга в селезенку. Гормон влияет на активность поліпотентних ствольных клеток, изменяя направление их дифференцирования в сторону эритропоэза а не лимфопоэза. Хотя приведенные данные о влиянии гормонов на функции иммунной системы не полные, они позволяют сделать вывод о том, которое корректирует действие этих гормонов на иммунологические процессы не только природа гуморального агенту, но и доза и длительность гуморального действия.