Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Zahal.Movozn.Minsk..doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
22.08.2019
Размер:
2.55 Mб
Скачать

9. Разделы лексикологии

• .

Наука о словах является одной из наиболее разветвленных в языкознании. В ней выделяется общая и частная лексикология. Если частная лексикология исследует особенности лексики кон­кретного национального языка, то общая лексикология изучает универсальные свойства как отдельных лексических единиц, так и словарного состава человеческого языка в целом. Для общего язы­кознания предметом изучения являются именно те качества, которые присущи словам всех языков.

Словарный состав может изучаться с точки зрения его изменения во времени, т. е. в исторической перспективе, и его можно также анализировать применительно к определенному состоянию языка в некоторый промежуток (отрезок) времени; первый аспект изучения слов составляет предмет диахронической лексикологии, или исторической, второй — предмет синхро­нической (описательной) лексикологии. Внутри исторической лексикологии выделяется этимология — раздел языкознания, в котором исследуется история слов и выра­жений не в системе, а как отдельных лингвистических явлений. Сопоставительная лексикология изучает слова данного языка в сравнении со словами других языков. В общем языкознании исследуются и выдвигаются теоретические принципы диахронического и синхронического описания лексики, разрабаты­ваются научные основы этимологического и сопоставительного ана­лиза слов.

Самостоятельным разделом лексикологии является лекси­кография, занимающаяся созданием различных словарей (толковых, двуязычных, терминологических, синонимических, ан­тонимических, частотных и др.). Теория создания всевозможных словарей разрабатывается в общем языкознании. Внутреннее содер­жание языка в целом изучает семасиология, а значения слов исследуются в разделе семасиологии — лексической семантике. В общем языкознании разрабатываются такие теоретические положения лексической семантики, которые могут быть использованы для -описания значений слов любого языка и

для характеристики системности лексики с семантической точки зрения.

В лексикологии выделяются также отрасли, занимающиеся изу­чением и описанием отдельных пластов лексики. Например, такая отрасль лексикологии, как ономастика, исследует имена собственные: наименования географических объектов, лиц, названий животных и т. д. Терминология изучает лингвистические свойства терминов и специальных слов. В отдельных ветвях лек­сикологии анализируются слова с точки зрения их происхождения (исконно национальные слова и заимствованные), стилистического употребления, территориального распространения и т. д.

10. Позиция слова в языковой системе и трудности его определения

.

В науке о языке общепризнанными можно считать положения Ф. де Соссюра о том, что «слово выделяется помимо всякого анализа» (Соссюр 1990: 159) и что «слово, несмотря на все трудности, связанные с определением этого понятия, есть единица, неотступно представляющаяся нашему уму как нечто центральное в механизме языка» (Соссюр 1977: 143).

Центральное место слова в системе языка с внутрилингвисти-ческой точки зрения обусловлено тем, что все остальные единицы языка (фонемы, морфемы, словосочетания, предложения) так или иначе рассматриваются именно по их отношению к слову. Фонемы являются единицами языка постольку, поскольку они дифферен­цируют слова, морфемы — как составные компоненты слов, сло­восочетания и предложения (если предложение, конечно, не сов­падает со словом) — как единицы, состоящие из слов. Иначе, слово является связующим звеном всей языковой системы.

С внешнелингвистической точки зрения центральное положение слова в языке определяется, с одной стороны, тем, что оно служит основной единицей наименования фактов действительности, а также восприятий, мыслей, чувств человека, вызываемых этими фактами, т. е. посредством слов осуществляется связь человека с конкретными реалиями окружающей действительности, а с другой стороны, тем, что слово является основным строительным материалом (по выра­жению Л. В. Щербы, кирпичом) языковых высказываний, с помощью которых осуществляется общение между людьми. Таким образом, связь человека с окружающей природой и с другими людьми опос­редована словами, являющими «в языке суть то же, что индивидуумы в реальном мире» (Гумбольдт 1984: 240).

Противоречия в понимании слова заключаются в том, что, по мнению одних языковедов, понятие слова довольно четко ощущается всеми (даже неграмотными) носителями данного языка (Сепир 1993: 50), а по мнению других исследователей, слова — это «мнимые сущности, выдуманные школой» (Кроче 1920: 168). В любом случае дать четкое и исчерпывающее теоретическое определение слова не представляется возможным по нескольким причинам. В первую очередь, следует отметить, что слово — универсальная единица, «в любом языке слово представляет собой систему» (Гийом 1992: 111). Оно может выступать в функции целого предложения, но может и совпадать с морфемой и даже с отдельной фонемой, причем возможны случаи, когда одна и та же единица выступает в роли предложения, слова, морфемы, фонемы (Реформатский 1967: 28). Это значит, что границы между языковыми единицами не всегда имеют четкие очертания, поэтому данное обстоятельство делает уязвимыми те определения слова, которые построены с учетом его отношения к другим единицам языка. Например, определения «слово есть один из мельчайших вполне самодовлеющих кусочков отдель­ных смыслов, на которые разлагается предложение» (Сепир 1993: 51) или «слово есть часть предложения, которую мы можем, не изменяя значения, употребить самостоятельно» (Щерба 1962: 100), с одной стороны, предполагают знание более сложной единицы, чем слово, т. е. предложения, а с другой стороны, в случае сов­падения этих сущностей не дифференцируют их.

Определение слова по отношению к реалиям внешней действи­тельности не учитывает, во-первых, тех случаев, когда слова обоз­начают не предметы и явления, а служат для выражения отношений между ними, т. е. выполняют такую же грамматическую роль, как и окончания. К тому же реалии могут быть названы и словосоче­таниями (стенная газета, коробка передач и т. п.), и предложе­ниями (идет дождь, наступила зима и т. д.).

Требуют дальнейшего совершенствования имеющиеся определе­ния слова, основанные на использовании некоторой совокупности признаков (А. Мейе, Н. М. Шанский и др.). Выдвигаемые признаки подчас сами не являются достаточно определенными (само слово ощущается при этом более четко и ясно, чем признаки, использу­емые для его определения). Причем эти признаки и не являются универсальными, т. е. пригодными для всех языков. Тем не менее, видимо, один из наиболее приемлемых способов определения слова заключается в поиске оптимальных признаков, посредством которых можно его характеризовать.

Следует подчеркнуть, что противоречия, нечеткость и неуни­версальность имеющихся определений слова вызваны самим харак­тером центральной единицы языка, которая является одной «из

сложнейших вещей в мире» (Лосев 1990: 48), а также тем, что в разных языках критерии определения слова неодинаковы. Иначе говоря, сложность определения слова объясняется сложностью самого определяемого объекта.

11. Словоупотребление, словоформа, слово

Выделенные понятия, обозначенные этими терминами, целесо­образно уяснять применительно к конкретному языку или к группе родственных языков (Щерба 1974: 43). При этом представляется целесообразным учитывать двустороннюю природу слова (его форму и содержание) и принимать во внимание различие между языком и речью. Рассмотрим понятие слова на материале русского языка.

Поскольку язык есть явление абстрактное, сущность и свойства которого можно исследовать только анализируя акты речи, то и слово, будучи центральной единицей языка, есть тоже единица абстрактная, особенности которой можно изучать исходя из анализа единиц речи, где употребляются слова. В речи, являющейся кон­кретной реализацией языковой системы, слова выступают в виде своих вариантов, которые назовем словоупотреблениями и слово­формами.

При ориентировке на письменный текст словоупотре­бление определяется формально как любая цепочка букв (или одна буква), находящаяся между двумя пробелами (пробелом и знаком препинания, знаками препинания) строки текста. В устной речи словоупотребление определяется как минимальная звуковая последовательность, которая может быть ограничена паузами и внутрь которой нельзя вставить другую зву­ковую последовательность (Кузнецов 1964: 76—77). Значит, в речи (тексте) наблюдается столько словоупотреблений, сколько фикси­руется в ней последовательностей звуков (букв) между возможными паузами речи (или наблюдаемыми пробелами текста). Например, в отрывке текста из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Сила силе доказала:.

Сила силе не ровня.

Есть металл прочней металла,

Есть огонь страшней огня!

содержится 15 словоупотреблений.

Словоупотребления, состоящие из одинаковой последовательно­сти звуков (букв), объединяются в словоформы. В речи (тексте) столько словоформ, сколько обнаруживается в ней повто­ряющихся одинаковых последовательностей звуков (букв). Если

текст конечной длины, то многие последовательности звуков могут не повторяться. В таком случае эти неповторяющиеся словоупот­ребления являются единичными представителями словоформ в дан­ном отрезке речи, т. е. они совпадают со словоформами. В приве­денном отрывке из поэмы А. Т. Твардовского насчитывается 12 словоформ: в словоформы объединяются дважды повторяющиеся словоупотребления сила, силе, есть, остальные словоупотребления равны словоформам.

Словоформы объединяются в слова на основании как внешних (формальных), так и внутренних (содержательных) признаков. Об­щими внешними признаками словоформ, представляющих одно сло­во, являются, с одной стороны, наличие в них совпадающих ком­понентов (звуков, букв), расположенных в одинаковой последова­тельности, с другой стороны, наличие в них некоторых интегральных грамматических характеристик. Этими характеристиками служат одна и та же основа словоформ, принадлежность словоформ к одной и той же части речи. Одним словом считаются также супплетивные формы, хотя они состоят из разных последовательностей компонен­тов и разных основ (ср.: я меня, человек люди и т. д.).

Внутренний (содержательный) признак предполагает наличие у словоформ, относящихся к одному слову, идентичного вещественного содержания, основанного на их связи с одной и той же реалией или классом одинаковых реалий, которые обозначены словоформами. В данном отрывке из поэмы «Василий Теркин» насчитывается девять слов: в слова объединяются словоформы сила силе, металл металла, огонь огня. Наличие у словоформ, относящихся к одному слову, общего вещественного содержания является наиболее важным показателем, с помощью которого словоформы синтезиру­ются в слова. Кроме того, посредством этого показателя осущест­вляется дифференциация омонимичных слов.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]