Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Сэмюэль Глэддинг - Психологическое консультиров....doc
Скачиваний:
226
Добавлен:
17.07.2019
Размер:
43.83 Mб
Скачать

1980-Е годы

На протяжении восьмидесятых годов наблюдалось дальнейшее развитие консультирования как профессии, примером чему могут служить перспективные инициативы консультантов, входящих в APGA и 17-е отделение АРА. Среди наиболее знаменательных событий десятилетия можно выделить меры по стандартизации обучения и сертификации консультантов, признание консультирования в качестве отдельной профессии, дальнейшую диверсификацию специальностей консультантов и акцентирование внимания на личностном росте и развитии.

Стандартизация обучения и сертификации. Тенденция стандартизировать обучение и сертификацию стала проявляться еще в начале десятилетия и усиливалась год за годом. В 1981 году в качестве филиала APGA был создан Аккредитационный совет по консультированию и родственным образовательным программам (Council for Accreditation of Counseling and Related Educational Programs – С A CREP), Он доработал стандарты, предложенные A CES в конце 1970-х годов, утвердил четыре новые программы, а также взял под опеку программы, уже признанные в качестве аккредитованных Калифорнийской ассоциацией консультантов и ACES (Steinhauser & Bradley, 1983). В 1987 году CACREP добился членства в Совете по аккредитации программ высшего образования (Council on Postsecondary Accreditation – СОРА), усилив таким образом возможности этого Совета по аккредитации программ до уровня, не уступающего таким специализированным аккредитационным органам, как АРА (Негг, 1985, р. 399). CACREP стандартизировал программы подготовки консультантов на степени магистра и доктора для учащихся колледжей по специальностям школьного, общественного консультирования, консультирования по вопросам психического здоровья, супружеского и семейного консультирования и терапии, а также служб занятости.

В дополнение к этой работе, проводимой CACREP, Государственный Совет по сертификации консультантов {National Board for Certified Counselors – NBCC), который был основан в 1983 году, начал сертификацию консультантов на государственном уровне. Он разработал стандартизированный тест и определил восемь главных параметров, по которым должны оцениваться консультанты: 1) личностный рост и развитие, 2) социальная и культурная компетентность, 3) способность к оказанию помощи, 4) групповая работа, 5) жизненный стиль и карьерный рост, 6) оценка, 7) исследование и измерение и 8) профессиональная ориентация. Чтобы получить государственный сертификат консультанта (National Certified Counselor – NCC), экзаменующиеся должны пройти стандартизированный тест и соответствовать требованиям в отношении компетенции и личностных качеств. В 1984 году NBCC также установил стандарты для сертификации консультантов по вопросам карьеры, и в результате большое количество из них стали сертифицированными на государственном уровне (National Certified career counselor – NCCC) (Heir, 1985). К концу десятилетия насчитывалось около 17 000 консультантов, имеющих сертификаты этих двух типов (NCC и NCCC).

Наконец, в сотрудничестве с CACREP Национальная академия сертифицированных клинических консультантов по вопросам психического здоровья (National Academy of Certified Clinical Mental Health Counselors - NACCMHC), филиал АМНСА, продолжила начавшийся в конце 1970-х годов процесс стандартизации обучения и сертификации по специальности консультирования по проблемам психического здоровья (Seiler Brooks & Beck, 1987; Wilmarth, 1985). В 1988 году также началось обучение супервизоров–консультантов по вопросам психического здоровья. Обе программы привлекли тысячи новых профессионалов в консультирование, а также позволили подтвердить профессиональную компетентность специалистов, уже работающих в данной области.

Консультирование как отдельная профессия. Любая профессия характеризуется своими «задачами, этическим кодексом, соответствующими аккредитации должностными инструкциями, стандартами компетентности, лицензированием, сертификацией и другими стандартами качества» (VanZandt, 1990, р. 243). Эволюция консультирования в отдельную профессию, имеющую отношение к психическому здоровью, произошла в 1980-х годах в результате ряда событий, причин и действий как внутри, так и вне APGA (Heppner, 1990). Внутри APGA, среди ведущих специалистов укреплялось сознание того, что слова персонал и руководство больше не характеризуют направленность работы ее членов. В 1983 году после определенных дебатов APGA сменило свое наименование на Американскую ассоциацию консультирования и развития (American Association for Counseling and Development – AACD), чтобы «отражать изменение демографии ее членов и условий, в которых они работают» (Негг, 1985, р. 395). Смена названия символизировала быструю трансформацию сущности, которую пережили члены APGA после осуществления мер, касающихся подготовки, сертификации и стандартизации. К внешним причинам, вынуждавшим APGA сменить название и, с неизбежностью, направленность, можно отнести изменения в законодательстве, особенно на федеральном уровне, в результате которых были признаны законными статус и деятельность поставщиков услуг в области психического здоровья, принадлежащих к другим (непсихиатрическим. – Примеч. перев.) ассоциациям служб, работающих в сфере психического здоровья.

Кроме всего прочего, имело место изменение профессионального состава AACD. Chi Sigma Iota – международное научное и профессиональное почетное общество – было образовано в 1985 году для поощрения достижений в консультировании. К концу десятилетия его состав возрос более чем до сотни отделений и 5000 членов (Sweeney, 1989). Более того, политика страхования гражданской ответственности, публикации в новых направлениях консультирования, фонды защиты законности, законодательные инициативы и много других преимуществ стали доступными для членов ААCD через их национальные штаб-квартиры (Myers, 1990). К 1989 году 58 000 человек стали членами AACD, прирост составил более 18 000 человек за десятилетие.

17-е отделение также продолжало развиваться с той же скоростью (Woody Hansen & Rossberg, 1989). В 1987 году его президентом доктором Джорджем Газдой (George Gazda) была созвана конференция по профессиональным стандартам, целью которой было более конкретное определение уникальности консультационной психологии и консультирования в целом.

Диверсификация консультирования. На протяжении 1980-х годов функции консультантов стали еще более разнообразными. Большое число консультантов по-прежнему были заняты в начальных и средних школах, а также в высшем образовании в разнообразных студенческих службах занятости. Консультанты в сфере психического здоровья и общественные консультанты социальных агентств представляли два крупнейших блока специалистов, не входящих в формальные образовательные структуры. К тому же возросло количество консультантов по направлениям поддержания психического здоровья бизнесменов, геронтологического, брачного и семейного консультирования. Символизирующие этот рост Ассоциации по проблемам развития взрослых и проблемам старения (Association for Adult Development and Aging – AADA) и Международная ассоциация брачных и семейных консультантов (International Association for Marriage and Family Counselors – IAMFC) были учреждены в качестве подразделений AACD в 1987 и 1990 году соответственно.

Постоянное членство в отделениях AACD по таким направлениям, как групповая работа, образование консультантов, гуманистическое образование, измерение и развитие, религиозные и ценностные проблемы, занятость и профессиональный рост, реабилитация, межкультурные отношения, работа с зависимостями и правонарушениями и работа с военнослужащими, – пример дальнейший диверсификации консультирования на протяжении 1980-х годов. Специальные выпуски журналов АА CD были посвящены таким проблемам, как насилие {Journalof Counseling and Development March 1987); одаренность и талантливость (Journal of Counseling and Development May 1986); искусство (Journal of Mental Health Counseling January 1985); профилактика (Elementary School Guidance and Counseling October 1989). Это способствовало расширению возможностей служб консультирования и компетентности консультантов.

Усиление акцента на личностном росте и развитии. Акцент консультирования на личностном росте и развитии на протяжении 1980-х годов принимал разные формы. Например, больше внимания стало уделяться развивающему консультированию на протяжении всех этапов жизни (Gladstein & Apfel, 1987). Было обращено внимание на проявления поведения, связанные с пятью первыми ступенями жизненного развития по Эрику Эриксону (Hamachek, 1988). Новые веяния во взглядах на развитие взрослых и пожилых людей отчетливее всего проявились в образовании AADA.

Вторым направлением, в котором проявилось усиление интереса к личностному росту, взрослению и развитию, можно считать возросшее внимание к гендерным проблемам и сексуальным предпочтениям (например, O'Neil & Carroll, 1988; Pearson, 1988; Weinrach, 1987). Ключевое исследование Кэрол Гиллиган (Gilligan, 1982), посвященное развитию моральных ценностей женщин, помогло ввести феминистскую теорию в сферу консультирования и стимулировало специалистов по человеческому развитию к более тщательному изучению различий между полами.

Изучение нравственного развития было третьим направлением, в котором проблемам личностного роста уделялось повышенное внимание (Coiangelo, 1985; Lapsley & Quintana, 1985). Возобновился интерес к моделям нравственного развития, таким как теория Лоренса Кольберга (Kohlberg, 1969), а также возросло число исследований, посвященных стимулированию нравственного развития. В ходе обучения консультантов было установлено, что нравственное развитие тесно связано как с познавательными способностями, так и с эмпатией (Bowman & Reeves, 1987).

Наконец, стали широко дискутироваться мультикультуральные направления работы с различными этническими группами (Ponterotto & Casas, 1987), В данных направлениях лидирующее положение заняла Ассоциация мультикультурального консультирования и развития (Association for Multicultural Counseling and Development – AMCD), однако мультикультуральные темы, такие как значение этнического разнообразия, становились центральным вопросом среди всех групп, особенно в свете возобновившегося расизма, который усилился в 1980-х годах (Carter, 1990).