Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Комплексные геогр характеристики.rtf
Скачиваний:
7
Добавлен:
10.07.2019
Размер:
10.5 Mб
Скачать

II.5. Олонецкая Карелия*

Олонецкой Карелией мы назовем самую южную область карельской ча­сти Межозерья. Она занимает в известной степени неоднородные в ландшаф­тном отношении территории. В то же время неоднородности эти здесь пра­вильно спускаются по катене с Олонецкой возвышенности на востоке к Оло­нецкой низине на западе. Это делает всю территорию единой областью. Отли­чительные черты ее определяются, в основном, положением на крайнем юге Карелии, где уже возможно земледелие и где звероводство теснится серьезно уже другими отраслями сельского хозяйства, которое вообще получает здесь, наконец, широкое распространение - как нигде более в Карелии.

Благоприятные климатические условия дополняются здесь на редкость удачно расположенной низиной, образовавшейся среди залесенных сельг, при впадении Мегреги в Олонку. Этот район своего рода аналог знаменито­го кольца лугов Присухоны, где издавна развивающееся молочное животно­водство взрастило ныне широко известный бренд Вологодского масла. И как неожиданно среди густых лесов Вологодчины вдруг встречаешь, все в лугах, верховья Сухоны - так и тут, среди карельских сельг, сосняков и маленьких ламбушек Пространство вдруг словно расширяется. Оно становится более

* Часть раздела опубликована в Интернете на сайте Северного Фотокаталога (www.nordfoto.ru).

свободным, растянутым; возникают обширные луга и поля, леса поднимают­ся выше по склонам отрогов Олонецкой возвышенности с ее плавными хол­мами, озера встречаются реже, а реки становятся полноводными. Так и жите­ли здесь словно понемногу «открываются», карельская замкнутость начинает улетучиваться; появляются большие деревни с гигантскими бревенчатыми двухэтажными домами, стиль которых неизменен и в современных построй­ках. Карелия здесь открывается, встречая Центральную Россию.

Олонецкая Карелия по своему виду, наверное, наименее похожа на стан­дартную стереотипную Карелию. Здесь, среди среднерусских почти пейза­жей, среди полей, перемежающихся лесополосами, среди низин и нетороп­ливых часто меандрирующих речек - попадаются то тут то там редкие де­ревни; часто большие, занимающие не просто уголок у реки, на террасе - а целое огромное пространство, вдоль реки, в стороне у леса, над большим и продолговатым озером. Здесь, наконец, попадаются и в Карелии настоящие речки - длинные, известные на сотню километров вокруг, видные на десятки среди полей и лугов образуемых ими низин. Здесь, наконец, ощущаешь что-то типично сельское, такое, каким привык его представлять; не просто глухое, дикое, своенравное, карельское, лесное - сельское, полевое, речное... До­машнее. Здесь наступает переломный момент; Север встречается с Центром. Карелия - с Россией. Олония - становится самой собой. Здесь - ее ядро, ее центр, точка роста, источник распространения волн, захлестнувших простран­ство на тысячу километров окрест. Отсюда все начинается. Здесь - месторож­дение разнообразия, здесь, среди однообразия полей и лесов, частых, но правильных, нерезких, привычных, милых сердцу, домашних.

Здесь не хочется и вспоминать о маленьких покосившихся хатах, избах с едва заметными оконцами. Здесь все - с размахом, но с расчетом. Удалое, с задором - но правильно подобранное и единственно верное. Большие дома, из громадных бревен, тщательно подобранных, подведенных друг к другу. Все это уже в крови - и не разрушается от привнесения сюда цивилизации в лице дорог и машин, тракторов, зверосовхозов и передовых колхозов-мил­ лионеров. И в них живет эта жилка величия, своего, домашнего - но вели­ чия. Главенства над суетой и природой - в единении с последней. Обшир­ ные массивы лесов вдруг расступаются; здесь, в Олонецкой низине, зако­ номерно возникают обширные пространства полей, среди которых прогля- дывают большие села, иногда небольшие деревеньки — но единые, крепкие, вытянувшиеся по ложбине или вдоль речки.

Здесь встречаются дороги, большие, шоссейные, по которым машины проходят издалека и вдаль. Федеральные трассы, уводящие в далекие и чем-то родные Олонии Москву и Питер, Петрозаводск и Финляндию. В равной степени удаленные, в равной же - уподобленные этой Карелии. Но эти дороги просто добавляют доступности тому, что было и остается неизменным. Полям и долам,

селам и деревушкам - Линиям и Площадям этого Пространства. Пространства мира и эклектики, тихого умиротворенного отдыха и тяжелой, но выверенной работы; пространства Русской Карелии, где столкнулись вепсы, людики и лив-вики; где впервые Россия натолкнулась на преграду - но столь прекрасную, что поглотить ее было невозможно, не сохранив и не преобразив одновременно, не создав этой Карелии, этой Олонии, этого особенного мира.

Мегрега

Мегрега - старинное село, ставшее ныне практически южным форпо­стом или спутником Олонца. Это первое село после южного съезда с авто­магистрали в сторону Олонца. Мегрега, таким образом, есть своего рода страж Олонии, впускающий каждый раз случайного посетителя в Олонец. Именно здесь начинаются слободы, тянущиеся дальше вниз по течению Мегреги вдоль дороги и выводящие незаметно путешественника в город. Но и в ряду слобод Мегрега занимает необычное место.

Она встречает кладбищем с небольшой деревянной церковкой Флора и Лавра XVII в. и небольшой речушкой посреди села, через которую переки­нут мост. Главная достопримечательность Мегреги как бы и не ассоциирует­ся вовсе с самим селом, церквушка с кладбищем или просто проскакива­ются, или же, будучи достаточно известными, существуют автономно от села, приютившего их на самой своей окраине. Поэтому отдельно воспринимает­ся Мегрега — большое село со своей полуразрушенной и обезглавленной каменной церковью и изгибающейся дорогой, виляющей по селу и вдоль речки. И отдельно - кладбище с маленькой камерной церковью и нескольки­ми прихожанками, которых встретить в самом селе как-то не мыслится.

Жители Мегреги вообще известны как стремящиеся стать горожана­ми. Отсюда многие постоянно ездят в Олонец, который стал для них непре­менным продолжением родного села. Вернее, скорее просто Мегрега стала для них не более чем отдаленной частью Олонца. От этого еще более удиви­тельно, что на самом-то деле она при этом не перестала быть нормальным большим карельским селом.

Мегрега - переломная точка, восточнее которой начинается восхожде­ние по катене. Отсюда уходит дорога на восток, которая понемногу заводит незаметно вверх, в леса и к горушкам. На запад же - прямая дорога к Ладо­ге, через почти среднерусские поля и луга Олонецкой низины.

Куйтежская волость

Куйтежская волость, пожалуй, в наибольшей степени отражает все свой­ственное Олонецкой Карелии, вернее, все здесь выражено даже в гипертро­фированном, гиперболизированном виде. Это наиболее диверсифицирован­ная во времени и пространстве, внутренней структуре и макроположении

волость Олонецкой Карелии. Экотонность — вот главная ее черта, проявля­ющаяся во всех ее характеристиках. Куйтежа (см. II.1) располагается всего в 5 км от федеральной трассы «Кола»; цивилизация наступает Куйтеже на пятки, старается поглотить ее целиком - но это ей не удается. С другой сторо­ны Куйтежская волость упирается в Михайловскую (см. II.1, II.3) и совер­шенно уже не имеет асфальтированных дорог. Это - другой конец катены, уже почти возвышенная часть Олонецкой Карелии, с небольшой деревуш­кой Мегрозеро, в которой нет света и магазинов. Зато на полпути к Мегрозе-ру стоит Речная Сельга, относительно крупный поселок лесозаготовителей, в котором даже раньше был лесопункт. Речная во многом автономна, не зависима от Куйтежи: свои магазины, свой клуб, сюда даже ходит отдель­ный автобус из Олонца, есть и свой, ведомственный.

Еще одна деревня Куйтежской волости - Сельга - на деле представляет собой три деревни, крупнейшая из которых, Большая Сельга, являет собой образчик совершенно удивительного феномена Олонецкой Карелии. Эта де­ревня известна своими архитектурными памятниками, сохранившейся в пер­возданном практически виде улицей старинных деревянных изб. С другой стороны, это медвежий угол волости - всего в 8 км от Куйтежи.

Куйтежская волость - это заповедник старины и современности, сливших­ся воедино, неимоверно переплетающихся друг с другом. Это земля между Оло­нецкой возвышенностью и одноименной низиной; между цивилизацией феде­ральной трассы и wilderness гористого Михайловского и заповедной Большой Сельга. Земля Эклектики, волость-экотон, месторождение диверсификации.

Речная Сельга, которую местные жители называют просто - Речная -это, как мы уже сказали, поселок. И этим его статусом на самом деле и опре деляются все черты его. Здесь не будет множества улиц, не будет домов над речкой. Мегрега, вдоль которой, как кажется по карте, вытянулась Речная - на самом деле протекает капельку в стороне. Речная уверенно обосновалась на старой трассе на Михайловское. Здесь к ней подходят из леса дороги, на кото- рых еще 20 лет назад существовало несколько деревень и велись лесозаго­товки. Недаром в Речной Сельге существовал свой независимый лесопункт, ныне пониженный в статусе до мастерского участка Олонецкого лесопункта. Но все это говорит о том, что с годами Речная все больше становится деревней. Окраины ее все более обрастают обыкновенными деревенскими домами; окраины здесь наступают на центр, заставляя его съеживаться до магазина и клуба на огромной для такого поселения площади. А на окраины так же наступают леса, заросшие берега неторопливой Мегреги.

Большая Сельга - деревня, известная прежде всего своими архитек­турными памятниками, вошедшими во все путеводители. Однако, как это не­часто, к сожалению, бывает с подобными местами, эта известность вовсе не

помешала Большой Сельге сохранить свой особенный колорит, свою атмос­феру. С одной стороны, это обусловлено тем, что в деревне старинные дома сохранились целой чередой, образующей улицу. С другой стороны, сыграло свою роль положение Большой Сельги чуть в стороне от основных дорог.

Сегодня это поистине старинное село, сохранившее весь староолонец­кий колорит, всю его изюминку, даже, возможно, приторно «настоящую». Большая Сельга — это деревня, почти сплошь состоящая из столетних дере­вянных карельских изб. Она расположена на выположенном пригорке, одном из самых высоких среди окрестных невысоких пока горушек (здесь даже сотовый телефон принимает гораздо лучше, чем в Куйтеже). Большая Сельга стоит строго на водоразделе Мегреги и Олонки. Формально Большая Сельга состоит частью одной большой деревни Сельга, состоящей из трех частей -Большой и Малой Сельги и Каменного Ручья. Среди них именно Большая Сельга занимает центральное, оно же — водораздельное — место. Дорога через деревню хитро проходит кругом, в обе стороны выводя в Олонец. С одной стороны лежит удаленная часть Сельги под названием Каменный Ручей. Эта деревушка стоит уже прямо у самой Олонки. В другую сторону дорога спус­кается понемногу к реке Мегреге в Куйтеже, минуя по пути Малую Сельгу.

Жаль, но эта красивая деревня доживает свой век - вслед за своими жителями и их домами, понемногу пока, но приходящими в упадок. Дома здесь не такие огромные, как, например, в Михайловском - но зато их коли­чество, их концентрация создают неповторимое ощущение погружения в старину, отрыва от реальности.

Мегрозеро - самая маленькая деревушка Куйтежской волости. И -самая удаленная, от нее уже до Михайловского не дальше чем от Куйтежи. По норову же своему Мегрозеро совершенно дикая деревня, захватившая маленький уголок большого озера Мегрозера, из которого берет начало река Мегрега, пронзившая всю волость. Мегрозеро стоит уже окруженное го- рушками Олонецкой возвышенности, сплошь залесенными, красиво окай­мляющими несколько продолговатое озеро.