Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Горькая правда.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
2.42 Mб
Скачать

1.4. Легко ли снять аэс с эксплуатации.

Вот тут-то и начинается самое интересное. Оказывается, атомную станцию, отслужившую свой век или досрочно вышедшую «на покой», нельзя просто выключить и забыть, как это можно сделать с тепловой станцией. АЭС и после выведения из эксплуатации остается чрезвычайно опасным радиационным объектом. И она требует особого внимания к себе и серьезного обслуживания. На ней остается обслуживающий персонал, ей необходимы тепло и электроснабжение. Почти все, как и при эксплуатации, вот только пользы от нее больше нет, а вред очень даже серьезный. И это на много, очень много лет.

К настоящему времени ни технологические аспекты снятия АЭС с эксплуатации, ни, тем более, финансовые вопросы, связанные с проведением этих работ, не решены. В специальном докладе МАГАТЭ (см. [17] стр. 40) отмечается, что «некоторые страны начинают использовать метод долговременного хранения на территории АЭС - но не захоронения - радиоактивных отходов. В докладе предусматривается отсрочка в принятии решения об окончательном захоронении отходов, с тем, чтобы заручиться в этом деле общественной поддержкой. Однако, данный подход может потребовать более детального рассмотрения нормативных и технических аспектов». То есть территории АЭС могут превратиться в неорганизованные кладбища радиоактивных отходов с непредсказуемыми последствиями.

Увы, одним из таких кладбищ уже много лет является территория Института проблем энергетики в пос. Сосны под Минском, где после выведения опытного реактора из эксплуатации до сих пор продолжают храниться тепловыделяющие элементы. В то же время, известно, что остановленная, но не демонтированная АЭС с незахороненными радиоактивными отходами, то есть АЭС-кладбище, представляет собой ядерно-опасный объект, угрожающий радиоактивным загрязнением окружающей среде. На нем должен продолжать работать обслуживающий персонал, а сам объект должен потреблять значительное количество энергии для поддержания его в безопасном состоянии.

В мире известны лишь два примера демонтажа реакторных блоков в США и Великобритании. Стоимость снятия АЭС с эксплуатации, в зависимости от степени разборки, дезактивации и других работ, сопоставима со стоимостью строительства АЭС. Так, например, демонтаж АЭС мощностью всего лишь 250 МВт в Дунрэе (Великобритания) обошелся в сумму около 2 млрд. фунтов стерлингов (более 3 млрд. долл. США).

Весьма характерно в рассматриваемом плане заявление, сделанное в официальном докладе МАГАТЭ (см. [17], стр. 40.): «По мере того, как сооружения для захоронения становились все более совершенными, расходы на захоронения заметно возрастали и стали сильно влиять на общую цену производства электроэнергии на АЭС».

В ряде стран узаконено уже, что владельцы АЭС обязаны делать отчисления в фонды , предназначенные для целей выведения станции из эксплуатации, что сделало проблематичным получение предусмотренной прибыли, и потому во всех этих странах строительство АЭС прекращено.

Таким образом, заключительная стадия «атомной эпопеи», то есть захоронение «останков АЭС», оказывается очень дорогой и весьма сложной.

Пока даже никто не в состоянии оценить всю эту сложность! Ведь за время работы станции многие ее конструкции сами становятся высоко радиоактивными и, к тому же, на ней образуется огромное количество радиоактивных отходов. Все это нужно куда-то «запрятать», да так, чтобы оно нигде не «вылезло» во вред нам, нашим детям, внукам, правнукам и ...

МАГАТЭ же, в разрез с элементарными требованиями экологии и со здравым смыслом, способно, например, выдать рекомендацию на сброс РАО низкой и средней активности в северо-восточной части Атлантического океана. В 1976г. в океан было сброшено контейнерами почти 40.000 тонн отходов.

Так что же делать с выведенной из эксплуатации АЭС и с огромным количеством порожденных ею радиоактивных отходов? Естественное и главное требование – обеспечить на будущее экологическую безопасность и для человека, и для природы. А как это сделать, никто до сих пор не представляет. Если же оставить все, как есть, то есть не разбирать этого сооружения, то оно превратится в страшный памятник нашего безразличия к нашим потомкам и к нашему родному дому—Планете Земля!

Нельзя рождать на свет то, с чем потом мы не сможем справиться!