Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Горькая правда.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
2.42 Mб
Скачать

2.2. Кадры решают все… Но какие и как?

Увы, что особенно важно, опасны не только сами АЭС, но и, в несравнимо большей степени, те люди, которые их обслуживают. Так, например, атомщики усиленно твердят, что Чернобыль – это неимоверная и фантастически маловероятная авария, что нельзя при оценках атомной энергетики исходить из нее. С этим трудно согласиться, ведь чернобыльская авария не столько техногенная, сколько рукотворная.

Теперь общеизвестно, что причинами множества катастроф, включая и чернобыльскую, были и конструктивные недостатки самих реакторов, их систем управления и защиты, и ошибки обслуживающего персонала. В книге известнейшего биолога и эколога А.В.Яблокова «Атомная мифология» [6] приводятся данные о том, что даже в США и Франции «человеческий фактор» являлся причиной, соответственно, 80 и 86 процентов всех аварийных ситуаций на АЭС. А что же говорить о нас? Мы ведь куда как «способнее» всех этих западных специалистов, нас ведь никакие самые изощренные и много раз продублированные системы защиты не способны остановить. Мы с нашей системой представлений, взглядов и ценностей все преодолеем. Вот ведь и чернобыльский реактор не сам взорвался, его взорвали общими усилиями. Надо сказать, что в ходе самой чернобыльской аварии персонал станции проявил себя не с лучшей стороны. Множество претензий к нему предъявлено. И одна из главных—далеко не самая высокая квалификация.

Официальная версия для МАГАТЭ [62]: первопричиной «явилось крайне маловероятное сочетание нарушений порядка и режима эксплуатации, допущенных персоналом энергоблока». В этой оценке следовало бы уточнить и конкретнее выразить главную мысль: «… преднамеренных нарушений порядка, инструкций и режима эксплуатации …». Ведь не секрет, что при подготовке и проведении пресловутого и бессмысленного эксперимента на четвертом блоке станции были нарушены все мыслимые и немыслимые правила и инструкции. Скрывать недостатки, имеющиеся у реактора РБМК, конечно же, нет смысла. Но, зная об этих недостатках, следует грамотной эксплуатацией не дать им проявить себя. В Чернобыле же все происходило с точностью «до наоборот».

«Независимо от первопричины, вызывающей действия аварийной защиты, она должна обеспечить «быстрое гашение цепной реакции», - говорится в решении научно-технического совета Госатомэнергонадзора СССР. Однако, 26 апреля 1986 года именно приведенная в действие персоналом аварийная защита вызвала еще более интенсивный рост мощности реактора и дальнейшее катастрофическое развитие событий. Действительно, технически неразумная конструкция аварийных стержней (и регулирующих тоже) и их приводов (очень медлительных) привели к тому, что именно включение персоналом на заключительной стадии развития аварийного процесса этой ранее отключенной системы аварийной защиты явилось той «последней каплей», которая «переполнила чашу терпения» реактора. Но как могло получиться, что перед этим персонал уже успел ввести реактор и все его регулирующие и аварийные системы в состояние, которого даже в кошмарном сне не могли представить себе разработчики реактора? Реактор, как говорят летчики, сначала ввели в штопор, а потом не смогли из него вывести. Да, реактор, мягко выражаясь, не очень надежный. Как и все остальные энергетические реакторы в мире. Тем более, столь безалаберная эксплуатация такого реактора оказывается совершенно недопустимой. Если уж не умеешь выводить из «штопора», то не следует вводить в него. И сам по себе факт, что такая эксплуатация столь опасного объекта оказалась возможной, уже дает основание утверждать, что атомная энергетика в руках человека может «творить чудеса». Именно одним из таких «чудес» и стала чернобыльская катастрофа. И очень сомнительно, что все возможные «чудеса» чернобыльской аварией были исчерпаны. Так что, будем ждать следующих «чудес» атомной энергетики? А может лучше раз и навсегда избавиться от такого источника «чудес»? Нам кажется, что второй вариант лучше!

Вопрос квалификации специалистов, обслуживающих АЭС, конечно же, чрезвычайно важен для любой «атомной» страны. Но в наших странах, составлявших в прошлом Советский Союз, возможны и куда более интересные проблемы. Где уж тут говорить о квалификации, если даже не всегда очевидно, что имеешь дело со специалистом требуемого профиля? Так, «дотошные» журналисты из Украины докопались до «страшной тайны» [63]: оказалось, что «десять работников Ровенской атомной электростанции, занимающих ответственные инженерно-административные должности от начальника смены блока до старшего оператора реакторного отделения имеют фальшивые дипломы». А ведь это как раз та категория работников АЭС, от которых в решающей степени зависит безопасность работы станции. Вот, оказывается, в каких «надежных» руках могут находиться наша судьба и сама жизнь!

А ведь Ровненская АЭС отстоит от границ Белоруссии всего лишь на 60 км. Стоит напомнить, что след загрязнения с очень высокой плотностью протянулся на территорию Беларуси от взорванного чернобыльского реактора более чем на двести километров.

Но вот на ЧАЭС прогремел взрыв. Много воды утекло с тех пор. Кое в чем, кажется, разобрались. Время и выводы делать. А как насчет граблей, на которые мы минимум дважды должны наступить? Народ мы упорный и от своих «принципиальных позиций» не отступаем. Пример этому. Сразу же после аварии персонал Чернобыльской АЭС был вывезен и расселен в других городах Украины. Наиболее квалифицированной части персонала достался Киев. Приличными квартирами все были тут же обеспечены. На работу, то есть на ликвидацию последствий аварии выезжали вахтовым методом. Одновременно строился новый город Славутич для работников ЧАЭС. Один за одним возвращались к жизни первый, второй и затем третий блоки станции. В 1988 году возник вопрос переселения ранее эвакуированного персонала в этот город. С большинством проблем не возникло. Но вот с теми, кто уже считали себя киевлянами, а это были самые квалифицированные специалисты ЧАЭС, возникли сложности: не хотелось им покидать уже обжитые места прелестного города. Руководство, конечно, на дыбы: ах так, мы вас уволим с работы! И, как Вы думаете, разрешили эту проблему сами специалисты? Правильно! Они так и сказали: «Увольняйте, но из Киева мы не уедем». Их и уволили. Быстрехонько набрали новых с разных станций. Как Вы думаете, так уж и бросились в Чернобыль самые ценные специалисты? И опять Вы правы. Собрали там, кого Бог дал. Но так как Бог не очень крупный спец в делах атомных, то и дал Он, что под руку попалось. Так и «сложился» новый коллектив ЧАЭС. И этому коллективу все по плечу (или по другому месту). Ни этим ли объясняется ряд аварий на станции уже после той известной? Так постепенно и «умирала» Чернобыльская АЭС.