Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Горькая правда.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
2.42 Mб
Скачать

2.6. Можно ли взорвать аэс?

Странный вопрос, не правда ли? Может и странный, но смысл в нем есть. Стоит ли напоминать Вам о том, что мы живем сегодня в период расцвета «глобального терроризма». Ракеты, направленные в чужие и независимые страны, машины, начиненные взрывчаткой, заказные убийства, сбитые гражданские самолеты и даже воздушные шары, разве это не откровенный терроризм? И, заметьте, уже сегодня это ведется на уровне современной техники, с использованием самого современного оружия.

Но пока, к счастью, террористы не добрались до оружия ядерного. Увы, это только пока. Если Вы представляете себе ядерное (или атомное) оружие, как нечто грандиозное и неподъемное, то Вы не совсем правы. Давно уже лежат на складах ядерные артиллерийские снаряды. А наука разрушения и уничтожения идет дальше. Блуждающие в прессе разговоры о неких «атомных чемоданчиках» не так уж далеки от реальности.

В печати все чаще появляются сообщения об активно ведущихся разработках компактного ядерного и термоядерного (водородного) оружия. Преступные группы, представляющие различные террористические организации, настойчиво «добывают» составляющие элементы и материалы для таких зарядов. Кража новейших атомных технологий и самих ученых, работающих в этой области, превратилась в главную задачу террористов. По сведениям сотрудников Центра стратегического ядерного вооружения при Военной академии имени Петра Великого не менее двухсот террористических группировок по всему миру стремятся приобрести ядерное оружие. По данным ООН даже после трагических событий в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, когда все известные счета организаций, поддерживающих террористов, были арестованы, капитал Аль-Каиды оценивался не менее чем в 300 миллионов долларов. Этих денег достаточно и для закупки оружия, и для «привлечения» нужных ученых. Активнейшим образом рвутся к атомному оружию чеченские боевики. Они пытаются «добыть» редчайший изотоп редкоземельного металла осьмия-187, с помощью которого атомный заряд может оказаться и компактным, и весьма мощным.

Пока еще сдерживает аппетиты террористов сложность, дороговизна и трудоемкость технологий обогащения природного урана до концентрации, необходимой для изготовления атомного заряда. Такие технологии до сих пор были доступны только нескольким «ядерным» державам. Однако, и в этой области уже сегодня появляются новейшие разработки, резко упрощающие и удешевляющие процесс получения ядерных материалов для изготовления атомных зарядов.

Вот и получается, что появление атомных зарядов в руках террористов из области фантастических предположений все более переходит в рамки реальных и чрезвычайно опасных перспектив.

К чему, собственно, мы завели этот разговор? А к тому, что с использованием подобного оружия атомные станции, и без того очень опасные сами по себе, становятся очень уязвимыми для всякого внутреннего или внешнего вмешательства. Взорванный чернобыльский реактор показал всему миру, сколь страшной может быть эта «атомная бомба, дающая электричество».

Правда, иногда и без вмешательства внешних или даже инопланетных сил мы вполне можем обойтись. Вот ведь и чернобыльский реактор не кто-то чужой взорвал, его взорвали сами люди, как говорится, своими руками. Он сопротивлялся, противился бестолковому вмешательству, но ... помутившийся рассудок людей оказался сильнее.

С одним из нас в Германии произошел весьма интересный и очень поучительный случай. Довелось посетить одну атомную станцию, которая к тому времени уже два года не работала. Точнее—не вырабатывала своей продукции, то есть электроэнергии. А во всем остальном ее трудно было отличить от станции действующей: на ней все работали, каждый выполнял свои обычные обязанности, проводилось обслуживание всех агрегатов, выполнялись все плановые ремонты и т.д. и т.п. Станция была остановлена по требованию «зеленых»: им, видите ли, не нравилось, что станция расположена очень близко от жилых поселков и от реки. Вот уж нежности какие! У нас, например, разместили Чернобыльскую АЭС рядом с границей Белоруссии и у самого берега реки Припять, а нам все равно, не боимся мы... Или разместили другую АЭС (Игналинскую то есть, в Литве) ажны на другой стороне нашего Белорусского озера, а нам и дела нет до этого. Вот это выдержка, привыкли все терпеть и в этом смирились. А они видите ли ...

Ну ладно, вернемся к теме разговора. После осмотра станции, уже в кабинете главного инженера (у них это заместитель директора по науке) возник вопрос: «Вот Вы появляетесь в помещении центрального пульта управления и начальственным тоном предлагаете оператору провести какую-то операцию (эксперимент какой-нибудь). Как поступит оператор?» Главный инженер внимательно разглядывает собеседника и удивленно восклицает: «У него же есть инструкция!» Но от нас ведь так просто не отделаешься: «Инструкция инструкцией, но ведь Вы же начальник!» Начальник еще больше удивляется и твердит то же: «У него же есть инструкция!» Ну прямо «зациклился» он на этой «инструкции»!

Вы можете себе представить такую ситуацию у нас? Нам, например, представить это трудно. У нас начальник есть начальник! Не в пример ихним. И принцип у нас четкий: Я начальник—ты дурак, ты начальник—я дурак. Не случайно ведь у нас и кухарки и конюхи управляют государством. И еще как управляют! Они умные, а мы все дураки. Им там за границей такая свобода и не снилась.

Так вот, разговор так и закончился ничем: инструкция и только. А ведь в Чернобыле именно этого уважения к Ее Величеству Инструкции и не оказалось! Приказ начальника—и все по-боку. А было бы у нас такое же уважение к служебной Инструкции, то наверняка не случился бы и Чернобыль! И как же дорого обошлось нам это свободное и даже легкое обращение с Правилами, Законами, Инструкциями! Но это уже другая тема. Вернемся на нашу «тропу».

Мы уже выяснили, что взорвать атомную станцию можно и без вмешательства извне. Но ведь и «внешних» вариантов не так уж мало. Даже непреднамеренных. Если, например, ракета, направленная в Ираке точнехонько в завод по производству оружия массового уничтожения, попадает в спальню какого-то дома или дворца, то почему бы ей случайно не залететь на какую-нибудь АЭС в какой-нибудь стране? Или самолеты, охраняющие мирную жизнь людей, иногда падают на мирные жилища этих людей. Почему бы и им случайно не упасть на мирный реактор?

Мы все говорим о случайном, оно, конечно же, возможно. Но ведь и злой умысел тоже не исключен. К чему, например, тащить большую бомбу откуда-то издалека, если таких «бомб» в виде атомных станций напихано по всему миру уже более четырехсот? И, как показал чернобыльский опыт, нет на свете более мощной и более страшной по своим последствиям бомбы, чем самый обычный «мирный» атомный реактор. А значит, и преднамеренный поиск этих целей не исключен.

Но тут опять вступает в бой главная артиллерия атомщиков—их убийственная демагогия. Говорят, что сегодня можно перекрыть реактор двумя колпаками: внутренний—от взрыва самого реактора, а внешний – от внешних воздействий, например, от случайного падения самолета. Демагогия, конечно же, мощное оружие, но и разум, жизненный опыт иногда могут защитить от нее. Во-первых, что значит «оболочка»? Какова она? Того, кому доводилось видеть «останки» гитлеровского бункера «Вервольф» в районе города Винницы с его почти двухметровыми перекрытиями и стенами, наверняка удивляло, как далеко разнесло взрывом «осколки» железобетона весом в десятки тонн каждый. А на окраине Бреста одно из дореволюционных сооружений Форта, предназначенное для хранения оружия и пороховых запасов, имеет толщину стенок и перекрытия не меньше четырех метров. Взрывом пороха и других боеприпасов часть сооружения разорвало на громадные куски. И ведь в то время еще не было атомной или водородной бомбы! А сейчас? Какое же перекрытие могло бы сегодня защитить реактор от случайного или преднамеренного воздействия?!

Но может и не нужно действовать столь «топорными» методами, ведь живем мы уже в XXI веке? Не так давно в газете появилось одно интересное сообщение. На атомной станции в Швеции вблизи города Оскарсхамн внезапно отключился реактор. Причиной оказался невинный разговор одного из персонала главного пульта управления по сотовому телефону. Вот уж чертовщина какая-то! Ан нет. Просто электромагнитное поле от телефона воздействовало на какие-то элементы системы автоматики, и им это не понравилось. Выяснилось, что такое уже случалось и раньше, в Соединенных Штатах.

Вы могли бы себе представить, что таким простейшим способом можно вмешаться в работу реактора? Вот видите, не могли. А оказывается, и такое возможно. Но это была случайность, и реактор, к счастью, «мирно» отключился. А мог бы и «возмутиться», как в Чернобыле! Из этой «случайности» можно сделать очень «полезный» для современного террориста вывод: на атомный реактор можно воздействовать издали направленным электромагнитным лучом. Мы не претендуем на приоритет в этой идее. Но нам страшно от того, что она может быть реализована. Нам более чем достаточно одного Чернобыля.

Атомщики, конечно, возмутятся: «Что вы все про АЭС и про атомные реакторы, разве нельзя так же взорвать любую тепловую станцию!» Вот тут они правы, можно, конечно, и их взорвать. Но зачем? Эффект‑то какой? Ну совсем мелочь какая-то. Самая рядовая диверсия. То ли дело атомный реактор: это и на весь мир, и очень «на долго»!

Остается только добавить к высказыванию академика П.Л.Капицы, приравнявшего АЭС к «атомным бомбам, дающим электричество», еще один весьма существенный момент: АЭС—это атомные мины, заложенные своими руками на своей территории.

Ну как, прошли курс на тему: «Как взорвать реактор?»? Практических занятий на эту тему мы проводить, наверное, не будем. Если не возражаете?

Подведем итог. Атомный реактор—это изначально самый опасный источник электроэнергии, способный взорваться и по собственной воле, но, еще вероятнее, из-за безответственного обслуживания или из-за случайного либо преднамеренного внешнего воздействия.