Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Горькая правда.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
2.42 Mб
Скачать

3.3. Куда девать радиоактивные отходы?

В России «на сегодняшний день уже находится порядка 14 тысяч тонн отработанного ядерного топлива». Это топливо представляет собой самое радиоактивное, смертельно радиоактивное из всего, что «производит» атомный реактор. К имеющемуся количеству министр атомной энергетики России А. Румянцев мечтает добавить еще 20 тысяч тонн чужого отработанного топлива.

Тобиас Мюнчмайер из международной организации «Гринпис» дал исчерпывающую оценку проблеме радиоактивных отходов: «Ясно, что международная ядерная индустрия находится в кризисе, поскольку не знает, что делать с растущими объемами отходов АЭС. Радиоактивные отходы должны оставаться в стране, где они производятся, а не цинично сваливаться в бедную страну, подобную России, со слабым экологическим законодательством».

Весьма категорична и оценка проблемы радиоактивных отходов, представленная английским экспертом Дэвидом Лоури: «Глупо производить больше отходов в то время, когда нам не удается разобраться с теми, которые мы уже накопили». Из 23 перечисленных им стран 14 – рассчитывают «сбыть» высокорадиоактивные отходы и отработавшее ядерное топливо в другие страны, 4 страны (Франция, Япония, Англия и СССР) готовы «поделиться» отходами с другими странами и лишь 5 стран (Канада, Китай, Индия, Швеция и США) готовы захоронить свои отходы на своей территории.

Сегодня сосед Беларуси – Литва предлагает свое «сервисное обслуживание» в виде захоронения отходов своей Игналинской АЭС буквально на самой границе не просто страны, а еще и особо охраняемой, экологически чистой зоны отдыха – «Браславские озера».

Обвиняя тепловую энергетику в выбросах окислов углерода, которые предположительно могли бы привести к созданию на Земле парникового эффекта, не следует забывать о том, что АЭС не опосредованно, а напрямую повышает температуру и влажность воздуха и существенно изменяет климат в обширном регионе, окружающем ее. АЭС по своему воздействию на природу сравнивают с действующим вулканом.

Из всего сказанного вытекает неоспоримый вывод: Категорически недопустимо строительство в Беларуси весьма дорогостоящего объекта, способного принести неисчислимый ущерб экологии страны и здоровью ее народа.

3.4. «Великое спасение»

Вот говорят же, что нашей Земле грозит великий кризис – очень скорое исчерпание в земных недрах всего того, что одаривает нас сегодня теплом, светом и всякой энергией. А наши атомщики взяли и придумали, как спасти нас от этой надвигающейся беды. Придумали они такое топливо для атомных реакторов, которое в самом же реакторе и образуется.

Добываемый из земных недр природный уран состоит практически из двух изотопов. Первый имеет атомный вес 238 единиц (U-238), его в природном уране (округлённо) 99,3%. Второй - U-235 (тот самый - делящийся, оружейный), его в природном уране (тоже округлённо) 0,7%. Уран-238 участия в цепной реакции деления не принимает. Но именно из него под воздействием нейтронного потока образуется новый элемент – плутоний-239. Его-то на радиохимических заводах и выделяли для создания ядерного оружия.

Об этом элементе один из крупнейших специалистов в области радиологической защиты, исследователь плутония, Карл Морган сказал: «Плутоний, возможно, одно из самых опасных веществ, известных человеку».

Американцы предлагают переводить его в форму, не пригодную для дальнейшего использования, например, остекловывать, то есть смешивать с расплавленным стеклом и помещать навечно в подземные хранилища-могильники. Наши доблестные атомщики хотят «сжигать» плутоний в реакторах АЭС в виде так называемого МОКС-топлива. Но такой путь экономически невыгоден и чрезвычайно опасен во всех отношениях. К тому же реакторов на быстрых нейтронах, на которые якобы и рассчитано это топливо, в мире практически не осталось.

Похоже, что и эти «мечты» атомщиков являются не просто очередной авантюрой российского Минатома. Это больше похоже на проявление шизофрении в руководящей сфере атомного ведомства России.