Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Горькая правда.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
20.12.2018
Размер:
2.42 Mб
Скачать

2.8. Поможем террористу?

Каждый человек о чем-то мечтает. Мечты могут быть хорошими или плохими. И человек тоже может быть хорошим или плохим. Вот и террорист, какими бы благовидными целями он не оправдывал свои действия, человек заведомо плохой. Никак не согласуются его мечты и действия с нашими общечеловеческими принципами. Но убедить его в том, что нельзя вести себя плохо, вряд ли удастся. И его главный принцип: чем хуже то, что он делает, тем лучше. Этому худшему вряд ли возможен какой-то предел. С каждым годом мы узнаем о все больших «достижениях» террористов. Кажется, давно ли прозвучали страшные взрывы самолетов в двух Нъю-Йоркских высотках, унесшие тысячи жизней ни в чем не повинных людей. А «клан террористов» затевает еще более страшные акции. Но для этого ему нужны и более совершенные, более изощренные, более мощные средства. Страшнее же ядерных и водородных взрывных устройств, призванных одним ударом уничтожать целые города и миллионы людей, человечество пока еще ничего не изобрело. Вот и стали эти виды оружия «черной мечтой» современного террориста.

Крылатая фраза академика П.Л.Капицы, назвавшего атомную станцию «атомной бомбой, дающей электричество», не дает покоя этим людям. Не случайно же именно те страны, которые мечтают об атомной бомбе, продолжают и сегодня строить у себя атомные станции. Атомное оружие в буквальном смысле этого слова непосредственно «извлекается» из вроде бы мирного атомного реактора. Из отработавшего топлива атомного реактора изготавливается начинка атомной (и водородной тоже) бомбы. Но между этим топливом и материалом для атомной бомбы есть некоторая «дистанция», преодолеть которую не каждому под силу. Дело в том, что содержание Урана-235 в обычном водно-водяном реакторе колеблется в пределах 3,5-4,0 процентов. Для атомной же бомбы этого мало. Требуется обогащение этого отработавшего топлива, то есть увеличение содержания Урана-235 во много раз. Вот тут-то и возникает проблема. Сегодняшняя технология обогащения, использующая сверхскоростные центрифуги, чрезвычайно сложна и трудоемка. И очень дорогостояща. Для многих стран именно эта процедура стала непреодолимым барьером на пути к вожделенной атомной бомбе. Трудно это и для террористов, даже очень богатых. Пока именно эти трудности спасают нас от «ядерного терроризма». Но это, увы, пока. Уже сегодня у этих заклятых врагов всего человечества появляются некоторые надежды на то, что их мечты могут сбыться.

Одним из реальных выходов для них может оказаться помощь со стороны тех, кто обладает нужными им материалами. Хотелось бы надеяться, что это не осмысленная или преднамеренная помощь. Что это может произойти в результате халатности, безответственности или некомпетентности. Но нам от этого вряд ли будет легче. Последнее время российскими атомщиками настойчиво «проталкивается» идея строительства плавучих АЭС. Идея эта, правда, не новая [70]. Еще в 1969 году американский концерн «Вестинхауз» создал дочернюю компанию с целью строительства восьми плавучих АЭС. На эти цели уже было потрачено 180 миллионов долларов, когда работы из-за принципиальных изъянов самой идеи были прекращены. Идею и все разработанные материалы списали в архив. Уж не эти ли «секретные материалы» удалось выкрасть российским атомщикам из пыльного угла американского архива «уцененных идей»? Мы ведь не приучены учиться на чужих ошибках, нам свои подавай.

Вот и началась новая раскрутка этой совсем не новой и давно отработанной идеи. Так в чем же ее смысл? Предлагается на большой барже длиной в 140 метров смонтировать два корабельных реактора с соответствующей электротехнической начинкой. Корабельные реакторы выбраны из-за их компактности и сравнительно малого веса. Но достигается это ценой использования в реакторах ядерного топлива высокой концентрации. Итак, в плавающей АЭС планируется загрузить в каждый из двух реакторов по 996 килограммов топлива с 60-процентным содержанием Урана-235. (Напомним, что в обычных реакторах—всего 3,5-4,0 процента). Позвольте, но ведь это—практически оружейный уран! Да, вот им-то и предполагается «начинять» плавучие «хранилища оружейного урана». Такого количества урана достаточно для изготовления нескольких десятков атомных бомб.

Готовенький материалец для целой кучи атомных взрывных устройств! Это же мечта террориста! Трогательная забота российских атомщиков о международной компании террористов просто умиляет. Они готовы предоставить этим террористам огромный выбор объектов для возможного пиратского захвата. К тому же, такую посудину, стоящую на приколе, практически невозможно защитить от подрыва из-под воды или с воздуха. Автором работы [70] называется цифра 50 в качестве первой очереди (обратите внимание – это лишь первая очередь!) строительства таких плавающих «приманок» для террористов. Для начала им хотелось бы осчастливить столь «ценными» сюрпризами множество населенных пунктов северного побережья России. Если посчитать, то может быть океанского флота России и хватит для охраны этих объектов. Но вот дальше они планируют распродажу таких АЭС множеству стран мира. В этом списке фигурируют Индонезия, Алжир, Аргентина, Вьетнам, Северная Корея, Марокко и Чили. Вот уж здесь может возникнуть серьезная проблема: хватит ли у России боевых кораблей для конвоев, сопровождающих «транспорты» с оружейным ураном в водах далеких океанов? И смотрите, какой впечатляющий списочек стран! Представляете себе, сколько новых государств, тайно мечтающих обзавестись атомным оружием, получит реальную возможность войти в список ядерных держав. Ведь это устраняет с их пути главное препятствие – необходимость создавать собственную промышленность по добыче и обогащению урана. Вот вам и борьба против распространения оружия массового уничтожения!

А террористам попроще и атомную бомбу сооружать не обязательно. Есть такая штука, как «грязная ядерная бомба». Это совсем не атомная бомба, но мерзкие последствия от нее могут оказаться очень серьезными. И «слепить» ее не сложно. Если российские атомщики помогут обзавестись ураном (лучше бы оружейной концентрации), то дальше уже и делать нечего: в обычное взрывчатое вещество добавляют побольше урана, ставят обычный взрыватель, и бомба готова. При взрыве такой бомбы радиоактивную начинку разнесет на огромную территорию и безвозвратно погубит все живое на ней. Вот только бы российские атомщики не подвели, быстрее бы настроили своих «плавающих».

Правда, и без «плавающих» российские атомщики усиленно «стараются» обеспечить всех желающих любыми радиоактивными материалами. Оказывается [71], «сегодня именно Россия – лидер по поставкам ядерных и радиоактивных материалов на мировой «черный рынок». Опасение вызывает и огромное количество накопленного отработанного ядерного топлива, как с атомных электростанций, так и с реакторов подводных лодок. Плюс ко всему, в научно-исследовательских институтах, экспериментирующих с ядерными материалами, контроль и защита еще хуже, чем на предприятиях топливного цикла и военных объектах.». И в этих условиях российские атомщики с благословения Государственной Думы хотят завозить в Россию отработавшее топливо (ОЯТ) от чужих реакторов. Мало им своего «добра», с которым они не знают, что делать, и ущерб от которого уже сегодня даже трудно себе представить. Так им еще и чужие отбросы подавай! Увы, даже сама перевозка ОЯТ на многие тысячи километров может создать труднейшие проблемы, опасность непредсказуемых случайностей, аварий, диверсий. А в этих вопросах мы народ более чем способный. К тому же, и до людей может дойти неразумность и опасность этой «операции». Вот и сядут они на рельсы, как сделали это граждане Германии. Что тогда? Задумываются ли над этой ситуацией сами атомщики или …? Верно говорят: если Бог хочет кого-то наказать, он лишает его разума.

Наверное главному террористу земли Бен Ладену следовало бы учредить высочайшую награду (с солидной премией, конечно) за заслуги в особо крупных размерах перед международным террористическим сообществом и вручить ее российским атомщикам. Они несомненно заслужили ее уже самим «желанием» помочь этой компании.

После столь серьезных проблем, способных возникнуть в случае реализации затеи с плавающими АЭС, как-то даже не хочется говорить о всяких «мелочах». Но, увы, и их могло бы с лихвой хватить для того, чтобы на этот вид атомных энергетических установок раз и навсегда был поставлен крест [70], [65]. Это и низкая надежность реакторов, и высокая вероятность возникновения аварий, включая и так называемые запредельные, и высокая чувствительность к ошибкам обслуживающего персонала, и практическая невозможность контроля состояния металлических элементов реактора, и крайне высокая себестоимость электроэнергии. Список изъянов проекта можно было бы продолжить. Но, наверное, и этого уже вполне достаточно.

Есть и еще один момент, способный значительно облегчит жизнь будущим атомным террористам. Ученые мужи из самых мощных «ядерных» стран мира много делают и уже сделали, чтобы приблизить современного террориста к реализации его замыслов. Нетерпеливые журналисты все чаще сообщают нам о выдающихся достижениях ученых в области ядерной физики и об уникальных технологиях, позволяющих предельно упростить путь к созданию мощных и компактных ядерных устройств, к получению необходимых для этого исходных материалов. Так, в статье Б. Солдатенко [64] с угрожающе образным названием «Где «всплывет» частная атомная бомба?» рассказывается о работах, связанных с именем крупнейшего специалиста в области ядерных технологий Сергея Бахвалова. Это и совершенствование технологии выделения плутония (основа атомных и водородных бомб), это и использование Осмия-187 для создания небольшого ядерного боеприпаса огромной поражающей силы, это и многое, многое другое. 18 августа 2002 года Сергей Бахвалов исчез. Через десять дней его изувеченное тело было обнаружено. Похоже на то, что его знания и опыт были очень нужны тем, кто пытается обзавестись собственным атомным оружием. Произошедшая с ним трагедия может лишь свидетельствовать о том, что ничего от него террористам добиться не удалось. Убийство столь крупного ученого-ядерщика, увы, не первое. А сколько атомщиков бесследно исчезло? И где они сейчас?

Еще в одной статье, опубликованной в АиФ [72], ее автор Александр Колесниченко с явным восхищением рассказывает о работах еще одной группы российских ученых по трансформации химических элементов. Не исключено, что эти работы группы Леонида Урицкого приведут к созданию весьма дешевой технологии превращения такого, например, достаточно распространенного элемента, как свинец, в чистейшее золото. Вполне реально. Может тогда и сбудется прогноз Владимира Ильича о том, что в будущем из золота будут строить общественные туалеты. Но эта «перспектива» нас пока не очень вдохновляет. Однако, автор статьи с не меньшим восторгом рассказывает о возможности «обогащения урана на маленькой, едва ли не самодельной установке». Давно ли это казалось абсолютно невозможным. А вот ведь, оказывается, может быть и такое сделано. О чем тут говорить: ум для этого нужен, и ум выдающийся.

Но!... И в этом «но», увы, весь смысл. Такая технология – не просто находка, но и предел мечтаний «современного террориста». Пусть бы она только появилась, а уж как до нее добраться, они придумают. И что будет тогда?! Как тут не вспомнить о мудром высказывании мудрейшего человека Зенона из Китиона, дошедшем до нас из третьего века до нашей эра:

«Ум нужен человеку, чтобы сделать невозможное,

разум – чтобы определить, нужно ли это делать вообще».

В отсутствии ума наших современников обвинить трудно. Множество «совершенно невозможных» открытий и изобретений за прошедшие десятилетия действительно сделано. Но на что это все пошло? Самые, кажется, мирные открытия вдруг всплывали у военных. Причем, как правило, военные оказывались в своеобразном соревновании первыми. Это было и с атомной энергией, и с лазерами, и с множеством других достижений науки и техники. А ведь, наверное же, во всех случаях разработчики клялись (и возможно даже верили в это), что несут счастье нам – жителям Планеты Земля. В результате же довели Землю до опаснейшего экологического состояния и создали все условия для уничтожения самой жизни на Земле. Верно ведь говорят, что дорога в Ад благими намерениями выложена.

Серьезнейший вопрос: имеет ли ученый моральное право, стремясь к новым разработкам и открытиям, не учитывать того, к чему это может привести? Вот для этого то и нужен

«разум – чтобы определить, нужно ли это делать вообще».

В этом смысле отсутствие в нашем сегодняшнем обществе «разума» становится страшно опасным для будущего всего Человечества.

И восторгаясь новейшими достижениями науки и техники, следовало бы задуматься над тем, в состоянии ли мы сегодня исключить их использование во вред нам самим. Сегодняшние террористы уже преподносили множество подтверждений отсутствия у нас столь важного для самого нашего существования «разума». Все, о чем мы перед этим говорили, к сожалению, убедительно свидетельствует об этом. Наверное, и ученым, как и медикам, следовало бы принимать присягу:

Не навреди!

И хватит, наконец, своими действиями помогать террористам в их черном деле!