Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия Том 2 Книга 1.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
5.88 Mб
Скачать

188 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Преимущество в мотивации достижения и ряд других традицион­ных маскулинных черт обычно считается свидетельством более высокой общей активности мужчин. Поэтому здесь следует перейти от характерис­тики половых различий по умственным способностям к сравнению фун­даментальных свойств темперамента, а также характера, типичных спо­собов социального поведения.

К объективным показателям общей активности обычно относят количество и интенсивность двигательных, поведенческих реакций. В пер­вые годы жизни половых различий по таким показателям не обнару­живается. В ряде случаев они появляются после 2-х лет. Например, с это­го возраста мальчики более активны, чем девочки, в совместной игре, причем в игре в одиночку различий не наблюдается. Взаимная актив­ность мальчиков имеет специфические черты и, возможно, биологические причины. Показательны результаты опыта, произведенного на молодых обезьянах: если они содержались поодиночке (или вместе с матерями), то самцы и самки были равно активны, если же две пары «мать—ребенок» могли видеть друг друга (например, разделялись стеклянной перегород­кой), то самцы проявляли гораздо большую активность. Хорошо известен и характер взаимного возбуждения при встрече молодых самцов (отлич­ный от того, что наблюдается при встрече самок, а также самок и самцов): это агрессивность, стремление к физическому превосходству, вызов его испытать. По-видимому, половые различия относятся к наличию у самцов особых биологических сигналов, побуждающих к агрессивному поведению и к постоянной готовности реагировать на них.

Агрессивность — эмпирически установленный признак различения полов по темпераменту. Начиная с 2-летнего возраста, как в естественных, так и в искусственных условиях, мальчики более агрессивны, чем девоч­ки. Это относится как к физическим, так и к вербальным проявлениям агрессии, причем последние обычно предшествуют первым, служат сред­ствами доминирования в совместных играх. Данные половые различия универсальны и отмечаются во всех обществах и культурах, где проводи­лись исследования. Понятно желание связать маскулинную агрессивность с особенностями мужской физиологии, найти ее объективно-телесный по­казатель. Одним из таких показателей является уровень мужского гор­мона — андрогена: он коррелирует со многими (правда, не со всеми) про­явлениями агрессивного поведения, а введение андрогена приводит к их усилению.

Интересна гипотеза о «латентной» агрессивности женщин, якобы не меньшей, чем у мужчин, но ограниченной нормами полоролевого по­ведения. Проявляется эта агрессивность в специальных экспериментах: спонтанные агрессивные реакции у девочек довольно редки, но если их спровоцировать (показ и предложение выбрать среди других возможные способы поведения в различных ситуациях), то девочки с готовностью осваивают агрессивные «модели» реагирования. И все же гипотеза сомни-

Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 189

тельна, поскольку прямых свидетельств о том, что девочки чаще нака­зываются за агрессивные поступки, нет (во всяком случае, в школе чаще и строже порицают и наказывают мальчиков). В среднем, мальчики более агрессивны не только в совместных играх, но и в фантазиях, а также по отношению к младшим. По-разному реагируют мальчики и девочки во время агрессивных поступков на поведение своей «жертвы»: встречая сопротивление, девочки, в отличие от мальчиков, не склонны продолжать агрессию. В известных экспериментах по «обучению неопытного учени­ка» с возможностью наказывать его за ошибки электрошоком мужчины используют эту возможность чаще, дольше и с большей силой удара, чем женщины.

Высокая агрессивность мальчиков может быть связана с другими характерными чертами, например, с сопротивлением требованиям взрос­лых. Как правило, требования типа «Прекрати!», «Положи на место!» де­вочки выполняют немедленно, а мальчики продолжают начатое действие, пока «нажим» не станет сильнее. Стремление настоять «на своем» неред­ко считают проявлением более общего стремления к лидерству, домини­рованию, тем самым объединяя его с мужской агрессивностью. Дей­ствительно, мальчики чаще, чем девочки, пытаются подчинить себе сверстников, иногда даже взрослых, но довольно редко девочек (которые сопротивляются подобным попыткам). Вопрос о половых различиях в доминировании над другими остается открытым, поскольку от 4-х лет до ранней юности общение детей разделяется обычно как раз по половому принципу. С возрастом лидировать на основании физического («силово­го») превосходства становится труднее: не исчезая само по себе, оно теря­ет силу, значимость. Интересы молодых людей настолько разносторонни, что лидер в одном деле может не обладать авторитетом в каком-либо другом. Во всяком случае, связь доминирования с агрессией в этом воз­расте существенно ослабляется.

К выделению половых различий в способах социального взаимодей­ствия подходят и с другой стороны — от стереотипа фемининности. В его состав по традиции включают стремление к подчинению, конформность и, как иногда говорят, социабельность. Житейский опыт подсказывает, что девочки чаще хотят нравиться, быть «любимыми», в раннем детстве они более привязаны к родителям, лучше контактируют с другими взрослыми людьми, да и позднее более чувствительны к мнениям и реакциям, не тер­пят одиночества и т.д. Фактических же подтверждений всему этому не­много. Так, ни в одном исследовании не установлено половых различий в чувствительности к социальной стимуляции; у детей обоих полов она достаточно высока. Больше сходного, чем различного, и в отношениях детей с родителями: как девочки, так и мальчики требуют родительского внимания, особенно в стрессовых ситуациях, и часто готовы им пренеб­речь ради освоения нового социального окружения. Существуют некото­рые свидетельства о том, что, оставаясь без присмотра, более склонны к