Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия Том 2 Книга 1.doc
Скачиваний:
32
Добавлен:
01.11.2018
Размер:
5.88 Mб
Скачать

182 Тема 8. Личность как индивидуальность...

и эмоциональная женщина — таковы инварианты социальных стереоти­пов маскулинности и фемининности.

Конечно, становление половой идентичности индивида не обус­ловлено наличием таких стереотипов прямо и непосредственно. Они дол­жны стать средствами осознания собственной половой принадлежности, быть присвоенными индивидом в качестве таковых. Данное направление процесса социализации и его результат — половая идентичность — тре­буют освоения половых ролей и обучения полоролевому поведению.

Уже к 1,5 годам ребенок знает о своей половой принадлежности. Способность различать других людей по полу формируется в 3—4 года, хотя субъективными критериями этого различения могут выступать лю­бые поверхностные и случайные свойства (например, одежда), причем ре­бенок допускает возможность их изменения у одного и того же челове­ка. Факт необратимости половой принадлежности осознается ребенком в 6—7 лет, и это служит основой его полоролевой ориентации, т.е. форми­рования представления о том, насколько его индивидуальные качества и социальное поведение соответствуют нормативам и ожиданиям опреде­ленной половой роли.

Изучаемые в психологии механизмы становления половой идентич­ности человека характеризуют процесс его социализации с различных сто­рон, дополняющих друг друга. Так, с позиций теории социального научения — это процесс половой типизации, управляемый механизмами психического подкрепления со стороны взрослые. Родители и другие взрослые поощря­ют мальчиков (девочек) за маскулинное (фемининное) поведение и осужда­ют за противоположное ему. Однако процесс типизации через социальное подкрепление не может быть единственным, поскольку не объясняет дос­таточно широких индивидуальных вариаций (а иногда и отклонений) от полоролевых стереотипов и характеризует индивида только с одной сторо­ны — как объекта социализации. Как бы в дополнение к этому предста­вители когнитивной психологии выдвигают тезис осознанного принятия субъектом своей половой роли, т.е. самокатегоризации. Сначала ребенок получает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной и как они себя ведут, а затем старается сообразовывать свое поведение с этим представлением. Если типизация отражает становление половой идентичности с точки зрения воспитателей, то самокатегоризации — с точ­ки зрения ребенка. Подчеркивание познавательных и сознательных аспек­тов принятия половой роли принижает, однако, значение аффективных и неосознаваемых психологических механизмов. Восполняет этот пробел классический психоанализ: половая социализация индивида раскрывается через механизм эмоциональной идентификации со взрослыми представи­телями своего пола, бессознательного подражания, имитации поведения родителей. Таким образом, каждое из направлений описывает разные сто­роны становления половой идентичности: обучение и тренировку, осозна­ние себя, аффективные связи и отношения. Следует заметить, что помимо

Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 183

отношений с родителями исключительное значение для половой социали­зации индивида имеет общество его сверстников, обладающее своими кри­териями маскулинности и фемининности, обычно завышенными по сравне­нию с принятыми в семье. Характер общения со сверстниками, как своего, так и противоположного пола существенно влияет на правильное психосек­суальное развитие, а его отсутствие, особенно в подростковом возрасте, мо­жет оставить ребенка неподготовленным к сложным переживаниям пу­бертата.

Период полового созревания является одним из критических эта­пов в развитии человека — организма, индивида, личности. Становление не только половой, но и сексуальной роли, идентичности — вот проблема, которая возникает перед человеком и разрешается им в течение пубер­татного периода. Как и во всякий критический период, условия этого «переходного возраста» — телесные и психические — могут выступать препятствием на пути решения этой проблемы, и в их преодолении и закрепляется система психосексуальных ориентации.

Период освоения сексуальной роли интересен не только сам по себе. Это один из ярких примеров становления «возрастной идентичности», адекватности человека, позволяющий проследить сензитивность к опреде­ленным воздействиям, попытки присвоения нового опыта, верные и невер­ные способы его осмысления, в том числе приводящие к задержкам по­ловозрастного развития, к образованию инфантильных психических черт.

«Переходный возраст» характеризуется рядом новообразований, озадачивающих подростков. Организмическое протекание пубертата за­висит от индивидуальной половой конституции человека и может слу­жить ее показателем (обычные критерии — менархе у девочек и эйякуля-ция у мальчиков). Новые телесные ощущения, вызванные гормональными процессами, эротическими переживаниями при их соотнесении с собствен­ной половой принадлежностью, рождают интерес к любым, в том числе вторичным, сопутствующим пубертатным изменениям и особенностям тела. Типичные трудности в правильной оценке этих особенностей ко­ренятся обычно в их несовпадении с завышенным социальным стереоти­пом маскулинности (фемининности). Так возникают беспокойства по по­воду гинекомастии (увеличения грудных желез у мальчиков), хирсутизма (оволосения тела девочки), «недостаточных» размеров частей тела и его избыточного веса и др., о которых следует знать при педагогической ра­боте, общении с подростками.

Социальные стереотипы, присваиваемые, как правило, стихийно, оп­ределяют оценку подростками не только собственных половых признаков и эротических переживаний, но и связанных с пубертатом мастурбации, генитальных игр и других форм сексуального экспериментирования. Незнание о достаточно широких межиндивидуальных различиях нор­мальной половой конституции, степени распространенности этих форм, закономерностях протекания подобных процессов может порождать у