Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Евгений Доценко- Психология манипуляции.doc
Скачиваний:
590
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
1.85 Mб
Скачать

8.4. Психотехники совладения

Совладать с собой в контексте защиты от манипуляции означает не позволить манипулятору достичь своих целей в части, которая приходится на психологические механизмы адресата воздействия (в том смысле, как это мы обсуждали в главе 5). Сделать это можно в трех формах.

  1. Не допустить поражения манипулятором внутренних мишеней адресата — таких, как побудители активности (по­требности, склонности, идеалы), регуляторы активности (смы­словые, целевые и операциональные установки, нормы, само­оценка, убеждение, верования), когнитивные структуры, опе­рациональный состав деятельности (способ мышления, стиль поведения, привычки, умения, квалификация), психические состояния (фоновые, функциональные и т. п.).

  2. Задержать автоматические реакции на выходе: не по­зволить проявиться вовне ожидаемому манипулятором чув­ству или поведению, перенаправив их энергию на анализ ситуации или иную замещающую работу.

  3. Привести свой личностный аппарат в такое состояние, при котором внешнее воздействие не способно произвести разрушающий эффект: разотождествить себя со второстепен­ными субличностями (ролевые позиции, привычки, черты характера и т. п.), выработать эффективные стратегии купи­рования или утилизации внутриличностных противоречий, чтобы не допустить их перевода во внутриличностные кон­фликты, создать гармоничный баланс побуждений, достичь глубокого и детального осознания своих индивидуальных осо­бенностей.

Каждая из указанных форм совладания уже обсуждалась в главе 6 при описании механизмов защиты. Необходимо сделать лишь несколько методических дополнений.

Метафоры: эшелонированная защита; отсеки подводной лодки разделены переборками, повышающими ее непотопля­емость при появлении пробоин в корпусе; функциональная специализация подразделений команды, учреждения, бри­гады.

278

Базовые посылки:

  1. Высший пилотаж в управлении другими — управление собой. В основе управления психическими состояниями лежит управление образами. Отсюда и проистекает внимание к ме­тафорам.

  2. Чтобы победить противника, надо уничтожить его как своего противника (но не как человека, личность и пр.). Это может быть сделано в своем представлении:

а) понять, кто перед нами: коварный агрессор или устав­ший от трудностей беглец;

б) выяснить, каковы человеческие потребности агрессора;

в) заняться изучением его состояния и протекающей внут­ренней работы.

  1. Целое важнее части — в нашем случае «Я» важнее» чем «мое» [клешня рака].

  2. Центром «Я» может служить любая часть, обладающая достаточной силой для консолидации всех частей в одно целое [командный пункт может быть перенесен в безопасное место].

  3. Участник событий и наблюдающий за ними вычерпы­вают разную информацию.

  4. Автоматическую реакцию можно приостановить, «пере­хватив» на полпути.

В связи со сказанным уместно вспомнить об идее отказа от позиции активного деятеля (Раджнеш). Этот прием пере­водит человека в режим «игривости» — нахождения в состо­янии игры. Разыгрывание ролей и одновременное наблюдение за своей игрой: «Это действую не я, я здесь только наблю­датель. Кто действует? Воображаемый персонаж. Кто его создал? Не знаю, я просто разрешил ему произвести какие-то действия, а сам смотрю, что из этого получается». Такой взгляд не добавляет принципиально нового во взгляды на природу человека, а всего лишь доводит до сознания игровой характер всей активности человека, игровую сущность жизни, погружает в состояние диссоциированности по отношению к своим поверхностным ипостасям. Манипулятору тогда просто не за что зацепиться, поскольку любую ипостась человек готов временно отщепить от себя и не позволить войти в себя чужой воле.

Поэтому для целей защиты от несанкционированного внед­рения в психику адресата «инородных психических тел» и предлагаются метафоры, помогающие организовать много-

279

уровневую и эшелонированную систему «психических терри­торий». Каждая из них может выполнять роль все еще не главной, все еще не последней цитадели. Само же «Я» при этом может оставаться вне досягаемости манипулятивной атаки.

Технологические приемы:

  1. Выстраивать игры таким образом, чтобы участникам приходилось занимать позицию включенного наблюдателя; показать, что это дает дополнительную информацию о про­исходящих событиях, нарушает тотальность воздействия аг­рессора, позволяет удержаться невовлеченным в манипуля- тивный сценарий.

  2. Использовать упражнения на перевоплощение в различ­ного рода образы и роли.

  3. Учить наблюдателей отслеживать изменения в состоя­нии игроков, улавливать моменты, когда у тех возникает готовность уступить агрессору. В эти моменты вмешиваться в ход событий — останавливать игру и обсуждать наметив­шиеся изменения, доводить их до осознания игроков.

  4. Во время обсуждений игр анализ поведения проводить с использованием вопросов: «На какую мишень направлена атака?», «Какой субличности адресуется послание?», «Какие изменения хочет произвести данный человек?» — это дает возможность точно локализовать фрагмент внутреннего мира адресата, находящийся под атакой. Например, если выясня­ется, что манипулятор адресуется к нормам мужского пове­дения, спрашиваем: «Это обращение к тебе, или ко всем воображаемым мужчинам?» — таким образом обостряем факт несовпадения сущности и свойства.

Очевидно, что тренировать способность к совладанию лишь на манипулятивных примерах весьма затруднительно. Поэ­тому начинать лучше с таких феноменов, которые хорошо наблюдаются: открытые атаки, явное психологическое дав­ление, уничижение, «наезды» и пр. Постепенное усложнение условий распознавания характера, наличия угрозы и расши­рение применяемых агрессором средств приводит к интери-оризацни совладеющих действий и последующему их пере­носу на ситуации защиты от манипуляции.

В завершение необходимо обсудить возможное возражение. Может создаться впечатление, что предлагаемые приемы дроб-

280

ления личностной структуры на отдельные отсеки воспроиз­водят механизм невротических защитных механизмов. Су­щественная разница состоит в том, что в нашем случае внут-риличностная фрагментация носит осознанный характер и запускается произвольно. Значит, человек всегда может от такой защиты отказаться. В невротическом же случае защит­ные построения срабатывают навязчивым и ригидным обра­зом. Хотя, конечно, неумеренное использование такого при­ема может привести к неврозоподобной картине личностной структуры (даже играя в войну, порой трудно избежать по­терь — ссадин, царапин, сломанных игрушек). Хорошо бы такие приемы применять при наличии достаточной интегри-рованоности и целостности личности. Однако если учесть, что у большинства наших слушателей и клиентов подобные структуры уже имеются, можно помочь человеку так упоря­дочить уже существующие у него фрагменты, чтобы повысить его способность управлять собой.