Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Евгений Доценко- Психология манипуляции.doc
Скачиваний:
590
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
1.85 Mб
Скачать

3.3. Межличностные основания

Межличностные отношения — это тот горизонт бытия, на котором имеются все предпосылки для реализации сущност­ных качеств человека, таких как способность к любви и состраданию, чувство родовой общности, принятие другого как уникального и равноценного себе. Это также тот уровень, который в наибольшей степени ответственен за передачу об­щечеловеческих ценностей — сама культура оживает в обще­нии. На этом же уровне встречаются в переплетении, про­тивостоянии или конструктивном диалоге общечеловеческие ценности и социальные интересы человека.

73

3.3.1. Межличностная общность

Этимологически общение отсылает к действиям «собирать­ся вместе», «объединяться», «совокупляться» (образовывать совокупность). Латинское communico также означает соеди­нять, сообщать, сноситься. В англоязычной литературе com­munication (сообщение, связь, средство общения) употребля­ется в том же значении, что и русское общение. Вместе с тем последнему точнее бы соответствовало почти не встре­чающееся intercourse, которое означает общение, сношения (от дипломатических до половых), и этимологически может быть расшифровано как взаимонаправленность (inter-course), движение навстречу, взаимоперетекание. Украинское стлку-вання (общение) указывает на образование союза (сшлки) — объединения по интересам, создание новой целостности. К нему близко по значению английское communion, которое также переводится как общение, а еще и церковное причастие, вероисповедание, группа людей одинакового вероисповеда­ния. В последних трех терминах чувствуются отголоски сак­ральных (лат. sacrum — священный) корней общения. Таким образом, семантическое поле слова общение содержит три группы значений:

  1. слияние, объединение, создание общности, некой це­лостности;

  2. передача сообщений, обмен информацией, перенесение чего-либо;

  3. встречное движение, взаимопроникновение, нередко но­сящее тайный или интимный характер.

Для концептуализации каждого из них уже существуют необходимые термины: соответственно, контакт, отношение и взаимодействие.

Контакт (психологический, межличностный). Исходное значение (лат. contactus — касание) указывает на прикосно­вение, прикасание. Метафорически контакт может быть опи­сан как встреча, объятия, создание общей границы двух систем, подключение стыковочных узлов, «психологических разъемов».

Функциональное назначение контакта состоит во взаимном подтверждении партнерами по общению факта существования друг друга: когда я вступаю с кем-то в контакт, я тем самым подтверждаю (для себя и для него одновременно) наличие у меня партнера (к кому-то же я прикасаюсь!), при этом удос-

74

товеряюсь и в собственном существовании. (Эта идея хорошо знакома многим выпускникам психологического факультета МГУ по лекциям А. У. Хараша).

Инструментальное значение контакта заключается в со­здании условий для передачи информации по каналам связи. Немаловажно то, между какими частями внутреннего мира устанавливается контакт: глубокими или поверхностными, собственно личностными (душевный контакт) или ролевыми (деловые контакты), сенсорными или смысловыми и т. п. — от этого зависит, какой вид информации сможет быть передан. Соответственно виду контакта складываются и отношения.

Отношения (межличностные). Исходное значение — отне­сти, перенести нечто (из себя в другого, из другого — в себя): «Само слово «отношение» в русском языке является отгла­гольным существительным (от глагола «носить»), смысл ко­торого означает действие отношения. Это действие предпола­гает, что кто-то кому-то что-то относит... Но специфика этого действия заключается в том, что относится не вещь или предмет, а нечто идеальное, что может жить только в сознании субъекта (представление, оценка, чувство, мысль и т. д.). Поэтому отнести можно только то, что уже является своим (или присвоенным)» [Смирнова 1994, с. 6].

Функциональное назначение отношения состоит в обеспе­чении постоянной межличностной связи путем непрерывного обмена личностно значимой информацией. Наличие такого обмена создает взаимную зависимость вступивших в контакт людей друг от друга и взаимную ответственность за сохра­нение образовавшегося динамического единства, новой об­щности.

Инструментальное значение отношения — вслед за уста­новлением контакта наполнить информационные каналы кон­кретным личностно значимым содержанием. Последнее оп­ределяется намерениями сторон, степенью их совпадения, спецификой ситуации и т. п.

Особенности житейского словоупотребления хорошо согла­суются с таким представлением. То или иное отношение к другому человеку возникает уже в момент установления кон­такта (говорим «возникло отношение»). Дальше отношения постепенно складываются (говорим «сложились» или «не сло­жились»), а затем — устанавливаются («между нами устано­вились теплые отношения»).

75

Употребление понятия «отношение» вместо «коммуника­ция» или «коммуникативная сторона общения» позволяет оживить лежащую за последними метафору телефонной связи, по существу слив ее с «перцептивной стороной» и добавив в коммуникативную цепь (на месте замысла сообще­ния) человеческие интересы. «Коммуникация» безлично, а «отношение» выражает заинтересованность и пристрастность.

Взаимодействие (межличностное). Означает взаимное (с обеих сторон) вложение усилий, выраженное в направленных друг на друга действиях (воздействиях).

Поскольку б результате установления контакта и напол­нения каналов передачи информации конкретным содержа­нием образуется временная система, созданная общими уси­лиями вступивших в контакт людей, возникает необходимость обеспечения ее стабильности. Поддержание существования уникальной системы составляет сущность (функцию) взаимо­действия: система живет, пока, во-первых, существует пере­нос содержаний по общим каналам взаимодействия, а во-вто­рых, созданная система отношений соответствует интересам сторон.

Операционально взаимодействие как раз и представляет собой постоянный процесс отлаживания соответствия данной системы этим интересам. Каждая сторона стремится в обще­нии удовлетворить свои интересы — в этом сущность одно­стороннего воздействия. Но в той мере, в которой при этом другая сторона рассматривается как равноценная, взаимные (воз)действия становятся взаимно ответственными частями единого процесса взаимодействия. Поэтому именно во взаи­модействии кроются сакральные корни общения: не только актуальное символическое порождение друг друга (в контак­те), не только родовая взаимозависимость и неразделимость (в отношениях), но и взаимное возвышение друг друга до уровня высшей духовной равноценности.

Попробуем еще раз вернуться к семантическому полю понятия «общение» и немного поиграть с родственными ему словами: взаимоперетекание, движение навстречу — соедине­ние, совокупление, связь, привязанность — пуповина/пла­цента — лежать, принадлежать, контекст (совокупность свя­зей) — объединяться, единство, сообщество, быть частью — причастие/тай на — прикоснуться (контакт), приобщиться,

76

общность, целостность — цельность, целесообразность — ста­вить цели, исцелять (восстанавливать целостность) — восста­навливать связи между частями, осмысление, возвышение — устремление, движение навстречу, взаимоперетекание...

Переходы между элементами могут изменяться, устанав­ливаться новые смысловые связи, добавляться новые элемен­ты, но углубления уже нет — только вскрытие новых граней. Похоже, здесь мы приближаемся к семантическому дну, даль­ше которого чувствуется дыхание плотного семантического вакуума, абсолютного значения — символа бытия. Его оста­ется лишь почувствовать, но ухватить словами нельзя.

Опираясь на анализ семантического поля слова «общение», мы вывели из него некоторые базовые понятия психологии общения. Но основная цель заключалась в том, чтобы пока­зать, что сущность межличностных отношений состоит в образовании партнерами новой системы, в которой происхо­дит обмен их личностными содержаниями. Одновременно мы подготовились к тому, чтобы указать на существование у человека глубокой потребности в объединении с другим че­ловеком, в создании единства Я + Ты. Мы могли бы вывести ее из утраченной симбиотической связи с матерью. Или же из потребности человека в подтверждении факта своего су­ществования. А эту последнюю — из состояния затерянности в мире после выхода из лона матери. Или из более высоких (глубоких?) оснований. Но здесь нет возможности вдаваться в подобное обоснование. Ограничимся лишь указанием на наличие у Человека потребности в общении как потребности в объединении, в соединении с другим Ты в единую общность.