Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Евгений Доценко- Психология манипуляции.doc
Скачиваний:
590
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
1.85 Mб
Скачать

8.3. Расширение мирного арсенала

Бели предыдущей задаче в наибольшей степени соответ­ствовал такой вид занятий, как тренинг сензитивности (более узко — перцептивно ориентированный тренинг [Петровская 1989]), то задаче повышения инструментальной гибкости со­ответствует тренинг поведенческих навыков (навыков обще­ния). В общем его идея проста: ролевое разыгрывание стан­дартных ситуаций, обсуждение поведенческого репертуара действий участников, иногда бихевиорально ориентированная (по методу) отработка новых образцов поведения в ситуациях межличностного взаимодействия.

Применительно к защите от манипуляции повышение по­веденческой гибкости по методическим приемам в принципе не отличается от общепринятых подходов. Содержательная особенность, во-первых, состоит в том, чтобы расширить ар­сенал используемых средств в сторону приемов сотрудниче­ства. Выше уже обсуждалось, что победить в межличностной борьбе можно лишь в отдельных эпизодах, тогда как в жизни такие победы нередко оборачиваются шлейфом потерь... С помощью инструментальной селекции можно склонить слу­шателей к использованию более конструктивных средств за­щиты от манипуляции. Во-вторых, слушателей можно обу­чить алгоритму поиска новых средств решения стандартных задач. Такая новизна требуется из-за того, что привычный репертуар защитных приемов у большинства слушателей до­вольно ограничен и нередко страдает недостаточной направ­ленностью на особенности конкретной ситуации взаимодей­ствия.

Метафоры: пластилин (прежде чем что-то вылепить, не­обходимо разогреть), говорящий попугай (бездумно повторяю­щий одни и те же приемы), ветки вишни (благодаря гибкости сбрасывают с себя тяжелый мокрый снег), бумеранг (энергия атаки возвращается и поражает агрессора), свойства ртути (текучесть, восстанавливаемость при высоком весе), такти­ческие маневры и т. п.

275

Базовые посылки:

  1. Новые способы поведения не появляются в поведении как результат рационального знания о них. Эффект обучения обеспечивают особые механизмы присвоения нового опыта: «размягчение» старых установок [в жарком климате и айсберг тает], экстериоризация внутрипсихических звеньев привы­чных форм поведения, их преобразование с опорой на внешние стимулы («якоря»), интериоризация оптимальных стратегий поведения [перепрограммирование элементов поведения]. Эти механизмы не всегда срабатывают спонтанно, часто их еще требуется актуализировать.

  2. Наиболее эффективной защита становится в том случае, если установка на борьбу сменяется установкой на сотрудни­чество. Вместо «Лучший способ защиты — нападение» на вооружение берутся «Лучший способ защиты — ненападение» [бумеранг: не копай другому яму — сам в нее попадешь], «Лучший способ защиты — незащита» [ветка вишни] или даже «Лучший способ защиты — подать руку помощи».

  3. Способов защиты может быть бесконечное множество [когда ты непредсказуем, ты неуязвим]. Верные среди них, как правило, те, что соответствуют особенностям ситуации. Поэтому в идеале каждой ситуации — свой способ. Это не отрицает возможности делать заготовки: создавать «полуфаб­рикаты» про запас [мирный арсенал]. Доводить их до «го­товности» можно уже на месте, собирая в соответствии не­которому алгоритм или импровизируя в поисках необходимой комбинации приемов и их модификаций.

  4. Эффект обучения выше, если новый опыт имеет аде­кватную эмоциональную метку [хорошую вещь видно издали].

Исходя из установки на сотрудничество можно предложить слушателям ориентироваться на такие принципы защиты:

1. Не атаковать первым:

а) не быть инициатором очередного раунда борьбы;

б) отказаться от не в меру активной защиты;

в) позволить нападающей стороне как можно полнее рас­крыть свои намерения;

г) энергию нападения использовать для разрушения этого же нападения.

2. Разрушать сценарий борьбы, но не наносить ущерба человеку, и этим помочь ему прекратить борьбу против нас:

а) сделать так, чтобы агрессору стало понятно: он своих целей не достигнет;

276

I

б) сделать так, чтобы партнеру было ясно, что бороться невыгодно для него же самого;

в) не пользоваться силой без особой на то надобности.

  1. Силы направляются на установление добрых отношений.

  2. Верить в способность партнера отказаться от борьбы. Описание конкретных приемов защиты от манипуляции и иллюстрации можно найти в книге «Не будь попугаем, или Как защититься от психологического нападения» [Доценко 1994-6]. Для иллюстрации подобных средств защиты приведу возможные примеры, используя уже обсуждавшийся матери­ал настоящей работы:

  1. Вовремя сообразить, что начальник стремится уйти от ответа на поставленный подчиненным вопрос, дождаться мо­мента, когда она закончит, а затем снова вернуться к своей проблеме — это хорошо отрезвляет (см. пример 3, стр. 38).

  2. Шумно появившуюся Н. прямо спросить, связано ли ее опоздание с выступлением лидера по радио (см. пример 15, стр. 131).

  3. В ситуации, описанной в примере 19 (стр. 140), «воен­ный» вариант защиты от манипуляции мог бы выглядеть как укол: «Мастер же ты двусмысленности изобретать», или встречная манипуляция: «Да говори — все знают, что кроме гадостей от тебя ничего не дождешься». Мирный ход может показаться «слабым», но его сила не в получении сиюминут­ного выигрыша, а в создании условий для улучшения отно­шений. Состоит он в рефлексивном высказывании о том, какова структура ситуации: «Ты ставишь меня в неудобное положение, заставляя выбирать между одинаково невыиг­рышными для меня вариантами. Зачем ты это делаешь?»

Технологические приемы могут быть весьма многочислен­ны, поэтому мне остается привести лишь несколько наиболее типичных примеров.

  1. Инструктаж — обучение слушателей тому, что необхо­димо делать в случае обнаружения манипулятивной атаки.

  2. Разыгрывание ситуаций и анализ поведения игроков.

  3. Ретроспективный анализ жизненных событий.

  4. Отработка новых образцов поведения.

  5. Программирующие процедуры и технологии: — внедре­ние новых функциональных блоков (операторы условного перехода, пункты проблематизации и пр.) — автоматизация

277

работы новых структур и стратегий (интериоризация: свора­чивание + погружение).