Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Евгений Доценко- Психология манипуляции.doc
Скачиваний:
590
Добавлен:
16.02.2016
Размер:
1.85 Mб
Скачать

Глава 6. Защита от манипуляции 185

6.1. Понятие психологических защит 186

6.1.1. Психологическая защита

в разных теоретических контекстах ...................... 187 в.1.2. Семантическое поле и определение

понятия «психологическая защита» ...................... 191

6.2. Виды психологических защит 194

6.2.1. Межличностные защиты и

защиты внутриличностные 196

  1. Базовые защитные установки 199

  2. Специфические и неспецифические

защиты 204

6.3. Механизмы психологических защит 208

  1. Неспецифические защитные действия ..………...... 209

  2. Протекция личностных структур 210

  3. Защита психических процессов 213

  4. Навстречу манипулятивной технологии . . . 216

6.4. Проблема распознавания угрозы

манипулятивного вторжения 217

  1. Возможные индикаторы 219

  2. Распознавание манипуляции

в живом общении 223

6.5. Надо ли защищаться от манипуляции? ………………….. 227

Начальник тайной стражи

при Понтии Пилате защищается 228

Глава 7. Исследование манипулятивного

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 231

7.1. Защитные действия

в условиях манипулятивного воздействия . . . 232

  1. Планирование 232

  2. Процедура 238

  3. Результаты 240

  4. Обсуждение 242

7.1.6. Свободное истолкование

видеофрагмента 244

7.2. Мошенник и жертва:

кому больше досталось? 252

  1. История о том, как великий комбинатор прибирал к рукам бывшего предводителя дворянства 252

  2. Был ли великий комбинатор

великим манипулятором? 260

7.3. Диалог как метод исследования 262

Глава 8. Обучение защите

ОТ МАНИПУЛЯЦИИ 265

8.1. Нужна ли защита? 266

8.2. Создание «радара» 270

  1. Чувственный уровень 271

  2. Рациональный уровень 272

  1. Расширение мирного арсенала 275

  2. Психотехники совладения 278

  3. Личностный потенциал 281

Глава 9. Можно ли научиться

НЕ МАНИПУЛИРОВАТЬ? 286

  1. Управление или помыкание? 288

  2. Образование или развитие? 295

  3. Коррекция или нормирование? 303

Заключение 315

Приложения 318

Литература 328

Предметный указатель 335

Summary342

МАНИПУЛЯЦИЯ С РАЗНЫХ СТОРОН

(вместо введения)

«Я работаю главным редактором регионального телевидения. Недавно мне срочно понадобилась одна из уже прошедших в эфире передач: хотелось освежить в памяти некоторые детали, чтобы не получилось разночтений... Захожу в студию и объясняю, что мне требуется, режиссеру, которая в это время зажималась личными делами. Понятно, что ей не хотелось разыскивать нужную мне пленку, поэтому она сделала вид, что ничего подобного не помнит. Я пробую объяснить, о чем была та передача. Режиссер все так же продолжает «не понимать». Не сдержался — что-то грубое сказал ей и вышел.

В коридоре злость отхлынула и мне в голову пришла велико­лепная идея. Захожу в отдел редакторов и как бы ни к кому не обращаясь, говорю, что недавно у нас в эфире прошла неплохая передача о... Надо посмотреть, можно ли ее на конкурс представить. Автор этой передачи чуть не срывается с места: «Это моя передача. Сейчас принесу.» Не успел кофе себе приготовить — пленка уже была у меня на столе.»

История, описанная работником телевидения, примеча­тельна тем, что в ней один и тот же человек в течение короткого времени побывал в двух ситуациях, содержащих успешную манипуляцию. Разница лишь в том, что в первой он оказался потерпевшей стороной, а во второй сам превра­тился в манипулятора.

Манипулятор и его жертва — основные роли, без которых манипуляция не состоится. Соответственно, и подходы к ма­нипуляции у этих двоих будут различны... Однако, если для реализации манипулятивного воздействия достаточно ука­занных двух позиций, то при рассмотрении манипуляции количество точек зрения увеличивается. К позициям мани­пулятора и жертвы, включенных в процесс взаимодействия, добавляется множество внешних. В рассматриваемом кон­тексте выделим позицию психолога-исследователя, психотех­ника и философа-моралиста.

Предоставляю слово всем, чьи позиции только что были упомянуты. Каждый из них по-своему сможет объяснить, зачем написана данная книга.

Итак, психолог-исследователь.

Начиная с В. Вундта, разрабатывавшего раздельно физио­логическую психологию и психологию народов, психологи­ческая наука развивалась с двух платформ: со стороны от­дельной человеческой психики — в индивидуальном аспекте, и со стороны культуры — в социальном аспекте. Одновре­менно происходило их постепенное сближение, а стык между ними нередко оказывался одной из точек роста психологии. Современное состояние интересующей нас области подтверж­дает эту мысль: в последние годы интенсивно разрабатывались как психология общения, так и психология личности, а на их стыке обнажилась малоисследованная зона, содержащая тайну психологического взаимодействия. Соответственно, можно выделить три возможных точки рассмотрения.

Во-первых, манипуляция может быть рассмотрена как со­циально-психологический феномен. Основные проблемы про­истекают из вопросов: что такое манипуляция, когда она возникает, для каких целей используется, при каких усло­виях наиболее действенна, каковы производимые ею эффекты, возможна ли защита от манипуляции, как последняя может быть организована?

Во-вторых, манипуляция представляет собой узел, в ко­тором сплелись важнейшие проблемы психологии воздейст­вия: преобразование информации, наличие силовой борьбы, проблемы истина-ложь и тайное-явное, динамика перемеще­ния ответственности, изменения баланса интересов и другие. Литература по психологическому воздействию содержит мно­жество интересных эмпирических исследований и наблюде­ний, еще ждущих своего теоретического осмысления, вскры­тия закономерностей, стоящих за этим многообразием. Есть надежда, что решение пакета проблем применительно к манипулятивному воздействию даст средства решения подобных задач и для всего круга проблем психологии воздействия.

И в-третьих, интерес к механизмам защиты от манипу­ляции перемещает нас в область психологии личности, по­скольку предполагает пристальное внимание к внутрипсихи-ческой динамике, связанной с процессами принятия решений, внутриличностной коммуникацией, интеграцией и диссоциа­цией. Изучение манипуляции в данном аспекте высвечивает новые грани проблемы взаимопереходов между внешней и

внутренней активностью, смещая предмет исследования в плоскость общей психологии.

Таким образом, изучение манипуляции затрагивает ши­рокий спектр проблем, начиная от фундаментальных теоре­тических и завершая прикладными и описательными.

Практический психолог (часто как психотехник).

Уже более десяти лет мы являемся свидетелями ранее невиданного для отечественной психологии процесса актив­ного участия психологов в выполнении прямых заказов «со стороны». В дополнение к трудноуловимому социальному заказу психологи стали получать вполне конкретные финан­сово подкрепленные заявки на выполнение работ, отличи­тельная черта которых — организованное воздействие на людей: групповые тренинги, групповая психотерапия, дело­вые игры, обучение методам управления, делового общения и т. п. Наличие готовых технологий такого воздействия со­здает возможность использования их и неспециалистами. Про­изводимый этими технологиями психотехнический эффект создает у заказчика впечатление высокой профессиональной подготовки исполнителя-технолога. В результате технология, начав самостоятельную жизнь по законам рынка, допускает возможность своего употребления как средства достижения и негуманных целей. При каких условиях технология пси­хологического воздействия становится манипулятивной — во­прос, поиск ответа на который составляет одну из задач настоящей работы.

Нередко и сам психолог — хочет он того или нет — ста­новится наемным манипулятором. Это случается, например, когда ему заказывают психодиагностическое обследование с тем, чтобы уже принятому администрацией решению придать вид научно (или психологически) обоснованного. Подобное порой наблюдается и при аттестации кадров или формиро­вании резерва на руководящие должности — обследование становится средством оказания давления на подчиненных или даже сведения счетов с неугодными. Манипулятивные нотки довольно часто слышатся уже в самом запросе заказчиков: научи управлять, скажи как воздействовать, посоветуй, что мне/нам с ним/ней/ними сделать и т. п. В большинстве слу­чаев психолог находится в сложной ситуации выбора: с одной стороны, нельзя становиться инструментом в чужой игре, а

с другой, отказать — значит самоустраниться, уступив место непрофессионалу, потерять возможность изменить представ­ления заказчика на более конструктивные и гуманные. Знание закономерностей манипулирования позволяет специалисту более грамотно выстраивать свою линию поведения в подоб­ных условиях.

Немало случаев, когда сами клиенты ожидают от психо­лога манипулирования ими, а иногда и прямо ставят его в позицию манипулятора по отношению к себе. Несколько об­разцов типичных манипуляций по отношению к психологу-консультанту описаны у Э. Берна. Иногда психолога просят научить или помочь защититься от чьих-либо манипуляций. Примером может послужить жалоба клиентки на то, что муж запугивает ее, делает жизнь несносной. Находясь в формаль­ном разводе, не уходит, более того — намерен переселиться к ней в получаемую ею квартиру. Выяснилось, что все сцены начинаются с его «особого взгляда», приводящего эту жен­щину в состояние страха и готовности снести все издеватель­ства. Довольно часто проблема защиты от манипуляции яв­ляется составной частью других, комплексных проблем. Поэ­тому знание закономерностей манипулирования поможет практическому психологу повысить свой профессионализм.

Фнлософ-моралнст.

Волшебная сила слов проявляется в их «живучести» и «напористости».

Первое означает, что раз появившееся понятие нельзя уничтожить — можно лишь видоизменить. С одной стороны, понятие задает бытие обозначаемого явления — порождает его «жизнь» в представлениях людей. Как только широкой публике становится известно, что в мире существует, скажем, манипуляция, то эту манипуляцию начинают замечать везде. И тогда возникает соблазн — особенно у заинтересованных исследователей или политиков от науки — растянуть это по­нятие на возможно больший класс явлений. При желании манипуляцию — или по меньшей мере ее элементы — можно обнаружить практически в любом фрагменте взаимодействия. Но так ли это на самом деле — вопрос, требующий ответа.

С другой стороны, содержание понятия гибко подстраива­ется под запросы новых поколений и задачи нового времени. С манипуляцией, первоначально обозначавшей лишь ловкость

10

и квалифицированные действия, случилось то же самое — сейчас этот термин употребляется по отношению к взаимо­действию людей. Смена поразительна тем, что в первом зна­чении к манипуляциям (например, медицинским или инже­нерным) относились с почтением к мастерству выполнявших их людей. Во втором же значении манипуляция обозначает нечто предосудительное.

Это относительно «живучести». «Напористость» слов от­ражает их поразительную активность и действенность. Прак­тика использования какого-либо термина со временем ведет к видоизменению других понятий, особенно смежных. Как только одно и то же явление из «макиавеллианизма» пере­красилось в «манипуляцию», оно начало придавать новые оттенки таким понятиям как «управление», «контроль», «программирование» и т. п.

Кроме того, понятие, обозначившее какое-нибудь явление, требует, чтобы с этим явлением что-то делали. В случае с манипуляцией нередко возникает желание испытать ее силу в чистом виде — и это не может не настораживать. Вместе с тем параллельно разговорам о манипуляции возникает и проблема того, как от нее можно защититься — а это уже следует признать позитивным результатом появления термина «манипуляция» в данном значении. Исследовать отмеченные моменты — также в ряду задач настоящей монографии.

Манипулятор.

Почему-то принято считать, что манипуляция — это пло­хо. Вы помните, зачем красавица Шехерезада рассказывала сказки своему грозному повелителю Шахриару? С помощью манипуляции она в течение почти трех лет (!) спасала от смерти не только себя, но и самых красивых девушек своей страны. Таких примеров только в фольклоре можно найти десятки. Не только во времена сказок «1001 ночи», но и в нашей обыденной жизни манипуляция выполняет роль сред­ства мягкой защиты от самодурства правителей, перегибов руководителей, дурного характера коллег или родственников, недружественных выпадов со стороны тех, с кем случайно довелось общаться.

В значительной степени поэтому манипуляция вызывает интерес не только исследователей, но и широкой публики. Еще одна причина такого интереса заключается в том, что

11

многим людям, управленцам в частности, пока еще трудно представить себе эффективное управление без использования манипуляции. Взгляды как идейных так и стихийных ма­нипуляторов устремляются за помощью к психологии в на­дежде найти подсказки. Армия заинтересованных читателей перерывает массу литературы в поисках сведений о том, как влиять на людей. Неудивительно, что появление книг, спе­циально посвященных данному вопросу, неизменно встречает и внимание, и поддержку.

Психологические знания действительно помогают эффек­тивней управлять людьми. Например, если известно, что толстяки как правило добродушны и любят поесть, то имеет смысл учесть это, чтобы в случае необходимости суметь на­строить такого человека на благосклонное отношение к себе. Или наоборот — привести его в дурное расположение духа, если то необходимо. Другой пример. Если, скажем, принять положение К. Юнга о том, что род души человека и его биологический пол не совпадают, то становится понятно, как можно помыкать мужчиной, мужественность которого вне всяких сомнений. Достаточно в нужный момент ставить эту мужественность под сомнение — и мужчина снова и снова будет бросаться доказывать свою мужественность.

Короче, почти любая книга по психологии — пока послед­няя находится в нынешнем своем состоянии — помогает эф­фективней манипулировать людьми. Тем более это справед­ливо по отношению к данной книге о манипуляции. Посколь­ку многие манипуляторы — всего лишь самоучки, то несо­мненна польза в книгах, которые помогли бы манипуляторам повысить свое мастерство. Вопрос ведь не в том манипули­ровать или нет — все люди регулярно делают это. Важно научиться манипулировать аккуратно, не вызывая подозре­ний со стороны своих жертв — зачем рубить сук, на котором сидишь...

Жертва манипуляции.

Почти вся академическая психология строится на мани-пулятивных основаниях. Человек в ней мыслится как испы­туемый, нередко вообще как объект — восприятия, получе­ния информации, воздействия, образования, воспитания и т.п. Примеров много: стремление разделить людей на типы, выявить корреляционные связи, позволяющие прогнозиро-

12

вать поведение человека в зависимости от тех или иных условий, стремление установить всеобщие (верные для всех людей) закономерности и т. п. Все это ведет к стереотипному подходу, к унификации знаний о человеке. Психология ин­дивидуальных различий в таком контексте выглядит как слабое исключение, подтверждающее Большое Правило.

Спору нет — получаемые академической наукой сведения полезны и нужны. Сейчас же речь о том, что эти знания и подходы — великолепный подарок манипуляторам. А раз уж так получилось, то, возможно, психологии пора заняться еще и тем, как от обученных ею манипуляторов защищаться.

С одной стороны, важно выяснить, что происходит в душе человека, на которого оказывается манипулятивное давление. Бывает ни сейчас, ни потом, когда тебя уже одурачат, не удается понять, откуда появляется та или иная эмоциональ­ная реакция, почему возникает желание взорваться и наго­ворить глупостей, хотя внешне все выглядит так мирно... Детальный анализ внутренних процессов, как известно, спо­собствует овладению ими.

С другой стороны, не менее важно также изучить опыт успешной защиты: как происходит совладание с внешним давлением, откуда черпается сила для отпора, какими сред­ствами и приемами люди при этом пользуются и т. д. Все это поможет нам научиться решать задачу защиты от мани­пуляции практически: в чем можно найти опору для орга­низации отпора агрессору, какие для этого средства могут быть использованы, каким образом такие средства могут быть созданы, какие тактики могут быть употреблены и т. п.?

Не менее важна также проблема создания условий, в ко­торых необходимость защиты от манипуляции была бы сни­жена. Такая проблема возникает там, где создаются психо­логические службы. Известно, что всякая психологическая служба, если она стремится стать полноценной, развивается в сторону тотального охвата людей, для воздействия на ко­торых она создается. Как сделать, чтобы служба обслуживала, а не подавляла — пусть и несколько утопический, но не лишенный смысла (особенно здравого) вопрос.

См., например, [Ковалев 1987, 1989; Гроф С. 1993].

13

* * *

Итак, уважаемые читатели, теперь вам известен круг про­блем, относящихся к теме межличностной манипуляции. Ре­шающим соображением, которое подтолкнуло меня к работе над данной темой, было то, что хорошая манипуляция, имею­щая точно намечавшийся и достаточное время сохраняющий­ся эффект, является произведением искусства — искусства влиять на людей. В манипулятивном спектакле восхититель­ным образом сбалансированы самые различные элементы, иногда в довольно причудливом сочетании. Разрушить столь искусственную (сколь и искусную) конструкцию в большин­стве случаев несложно, тогда как придумать и успешно во­плотить хорошую манипуляцию труднее, чем от нее защи­титься. Поэтому защита от манипуляции — это в значитель­ной степени технология. А как известно, технологией (или ремеслом) овладевать легче, чем искусством. Поэтому при­стальное рассмотрение проблемы манипуляции, как мне пред­ставляется, дает больше преимуществ жертвам манипулятив-ного вторжения, а не манипуляторам.