Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Копия Философия. Щербинин М.Н. (ред.). 2010.pdf
Скачиваний:
223
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
3.95 Mб
Скачать

Глава 2. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ

§ 1. Субъект и объекты познания

Познание — это процесс формирования нового знания, который предполагает введение понятий о субъекте и объекте познания, поскольку, как отмечает А. М. Коршунов, «все формы познания, в том числе ощущения, диалектически сочетают в себе объективное и субъ-

ективное» (20, с. 288).

Еще Л. Фейербах критиковал идеалистов, в частности Гегеля, за то, что у них субъектом познания становится само сознание, или самосознание, в то время как сознание неотделимо от человека как целостного социального существа. Общество не может существовать без и вне людей, оно есть жизнедеятельность совокупности людей. Но и отдельные люди не могут существовать вне общества. Субъект познания — это всегда член общества или совокупность людей, связанных с определенным социальным качеством.

Субъектом познания можно считать человека, или группу людей, или все человечество вместе взятое, как носителей определенного социального качества. При этом могут встретиться самые различные трактовки социальности субъекта познания. Так, П. В. Алексеев и А. В. Панин вводят понятие «система «субъект»», считая, что «в субъект на уровне общества входят различные экспериментальные установки, приборы, компьютеры и т. п., выступающие как части, элементы системы «субъект», а не сами по себе» (1, с. 187).

Другой стороной познавательного отношения является объект познания. Объектом познания выступают явления, процессы объективной реальности, существующие независимо от сознания. О субъекте познания можно судить по тому, что выступает объектом

150

его активности. Как отмечает В. С. Швырев, «мысль в науке все время строит некую схему возможной предметности» (25, с. 159).

В реальном познании объект представлен всегда не в полном объеме, берется лишь в качестве некоторого предмета познания, на который непосредственно направлена познавательная активность человека. Поэтому один и тот же объект природы или общества может изучаться целым комплексом взаимосвязанных наук, изучающих этот объект одновременно, но с разных сторон.

Объектом, а значит и предметом познания может стать и само познание, образуя предметную область метапознания, в частности философии познания. Так, по мнению В. С. Швырева, «в качестве объектов могут быть выбраны различные стороны, факторы, этапы познавательной деятельности в науке, формы и структуры знания»

(25, с. 100).

Объекты разных наук, разных видов и родов познания могут существенно отличаться друг от друга. В отличие от природы как всеобщего объекта естествознания, предмет гуманитарного познания составляет «мир человека» (7, с. 80). Об этой же сфере гуманитарного познания М. М. Бахтин говорит, что «увидеть и понять автора произведения — значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир, то есть другого субъекта» (2, с. 289).

Человек живет в очеловеченной в той или иной степени природе. Он включает все новые и новые явления природы в сферу своего непосредственного бытия, превращая их в объекты своей познавательной и практической деятельности. Так расширяется, углубляется человеческий мир, превращаясь, как утверждали В. И. Вернадский и Тейяр де Шарден, в ноосферу как сферу бытия человека в природе, которая начинает функционировать по законам человеческого практического и теоретического разума.

§ 2. Общественно-исторический характер познания. Познание и практика

Воздействие явлений и предметов природы, а также социальных процессов на человека выступает необходимым условием всякого познания. Нельзя познавать то, что никаким образом не оказывает на нас воздействия. Но основу этого процесса образует воздействие человека на объективную действительность. Познание развивается

151

и принимает все более сложные и масштабные формы по мере того, как человек своими действиями вмешивается все больше и больше в явления, преобразует их, испытывая их воздействия. Понять сущность человеческого познания можно лишь путем выведения познания из особенностей практического взаимодействия субъекта и объекта.

Практика — это совместно осуществляемый, социальный по своей сущности способ бытия человечества.

Общественная практика закрепляет человеческие ощущения теми значениями, которые объекты природы приобретают в процессе практической деятельности. Познание устанавливает объективные связи между закрепленными с помощью практики значениями, законы вовлеченных в практику вещей природы и на этой основе логически выводит новые значения вещей, а также обнаруживает возможность существования таких вещей, которые не противоречат значениям и законам вещей, уже вовлеченных в человеческую практику. В силу этого познание оказывается опережающим практику отражением действительности. Но не следует понимать роль практики в качестве некоего «творения» познания практикой. Первоначально отношение человека к миру носит сугубо утилитарный характер. Но даже в элементарной производственной деятельности заложены все условия развития познавательного отношения. Постепенно познавательная деятельность начинает выделяться и отделяться от предметнопрактической деятельности. Формируется относительно независимое, автономное от практики научное познавательное отношение.

По отношению к практике принято подразделять науки на фундаментальные и прикладные, хотя, как пишет Т. И. Ойзерман, для первых философов теоретическое познание представлялось чем-то не имеющим

никакого отношения к практической деятельности (12, с. 59).

В практику как основу познания, взятую в самом широком смысле, входит вся совокупность предметных форм деятельности человека; она охватывает все стороны общественного бытия, включая материальный аспект даже самых духовных форм человеческой деятельности, начиная с техники, приборов для наблюдения и эксперимента и кончая материальными носителями символических форм религиозного сознания, религиозного культа. Сюда же нужно включить и такие социальные явления, как взаимодействия социальных групп, классов, а также отдельных людей.

152

Будучи субъектом практики, человек начинает создавать то, чего еще нет в природе и не могло быть без человека. При этом человек творит по своим меркам и масштабам, сообразно возникающим у него и развивающимся целям. Первоначально познание не было отделено от материального производства, материальных отношений в обществе, оно было непосредственно вплетено в них. Затем, в процессе развития общества, производства идей, знаний познание отделяется от этих отношений, превращается в относительно самостоятельную духовную деятельность.

Относительная самостоятельность познания, особенно научного, позволяет ему опережать непосредственные запросы практики, проводить, как говорил Ф. Бэкон, «светоносные опыты», предвидеть новые явления, активно воздействовать на производственную и другие сферы жизни общества. Это опережение обусловлено развитием самой общественной практики, с одной стороны, и специфическими закономерностями познания — с другой.

Существует опасность отрыва теоретической деятельности человека от практической. Это может вести к замкнутости познания, его застою и даже к появлению такого феномена, как лженаука. Поэтому систематическое и всестороннее обращение познания к практике является залогом его эффективного развития, его объективности.

§ 3. Знание как результат отражения и духовного освоения действительности человеком

Познание есть деятельность, субстанцию которой составляет знание. Познавательная деятельность представляет собой процесс циклического движения знания. При этом научные формы знания благодаря четкой организации приобретают качественно иной вид по сравнению с донаучными, ненаучными видами познавательной активности человека; они оказываются более полными, более глубокими, обоснованными, а потому более эффективными в своем практическом применении. В то же время нельзя, конечно, все знания в обществе сводить только к научным его формам.

Противоположностью знания является незнание, которое не следует смешивать с глупостью, проявлением которой является «упорствование» в невежестве (17, с. 107).

153

Знание идеально по отношению к находящемуся вне его объекту. Знание не есть сами познаваемые вещи, явления, свойства, а только форма существования предметного содержания вещи, свойства, явления, посредством которой человек мысленно, согласно своим целям и желаниям, может строить новые идеальные модели вещей, оперировать предметным содержанием, но не самим объектом. Непосредственное воздействие на вещи, материальные системы человек может оказывать только через другие вещи и явления. Знание существует не в виде самих чувственно-материальных вещей или тех или иных вещественных же копий, отпечатков, но как свойство одного материального образования, противостоящего другому, отраженному в нем материальному образованию.

Отношение знания к объективной реальности выражается через понятие отражения. Принцип отражения был сформулирован от-

четливо еще античной философией. Категория отражения позволяет понять связь объективной реальности как объекта познания и знания как идеального образа, находящегося внутри самой объективной действительности. Содержание знания объективно.

Характеристикой знания не может служить отражение, представляющее собой простое копирование, которое встречается на каждом шагу даже в неживой природе. Знание как результат отражения не существует вне субъективной деятельности человека. Знание служит целям и задачам практически-творческого переустройства мира. Но таким орудием знание может быть только тогда, когда оно обладает объективным, идущим от объекта содержанием. С помощью знания человек действительно, не на словах, а на деле, овладевает объективно существующей реальностью. При этом степень объективности наших знаний является мерилом того, насколько успешным является наше овладение реальностью. Отрицание того, что знание есть отражение объективного содержания вещей, ведет к потере его объективного предметного содержания, лишает наши представления статуса знания.

Будучи верным отражением действительности, знание выполняет много функций не только в отношении практики, но и в отношении самого познания, в отношении других сфер духовного бытия человека.

Знание определенным образом связано с оценками: оценка базируется на знании, а познание на оценке (1, с. 280). Деятельностный

154